ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ педагога дополнительного образования детского объединения «Калинка» второй квалификационной категории Андреяновой Анны Владимировны по теме: «Развитие творческих способностей посредством хореографической деятельности»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Подросток»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
педагога дополнительного образования детского объединения «Калинка»
второй квалификационной категории
Андреяновой Анны Владимировны
по теме: «Развитие творческих способностей посредством хореографической деятельности»
г. Оренбург
2011г.
Содержание:
Информационный лист ……………………………………………
Условия формирование опыта ……………………………………
Актуальность и перспективность опыта…………………………
Теоретическая база опыта ……………………………………….
Новизна опыта……………………………………………………..
Адресность опыта………………………………………………….
Технология опыта …………………………………………………
Результативность опыта …………………………………………..
Список литературы…………………………………………………
10. Приложения к опыту работы………………………………...........
Информационный лист.
Андреянова Анна Владимировна –
образование: среднее специальное, училище культуры г.Оренбурга, 1997 г., руководитель ансамбля народного танца; организатор досуга;
с 2009 г. педагог обучается в Челябинской государственной академии культуры искусств;
место работы: Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей «Центр
внешкольной работы «Подросток»;
должность: педагог дополнительного образования;
общий педагогический стаж: 19 лет;
стаж работы в данном учреждении: 11 лет;
квалификация: вторая квалификационная категория.
2.Условия формирования опыта.
На формирование педагогического опыта работы Андреяновой А.В. оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы и активное участие в МО отдела;
- курсы повышения квалификации; участие в мероприятиях
различного уровня (сельского, городского и областного уровнях);
Основной идеей педагогического опыта педагога являются:
- развитие творческих способностей посредством хореографической деятельности.
3. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания воспитанников.
Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств воспитанников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем. Воспитаннику необходимо обладать высоким уровнем творчества, способным брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвующим в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение воспитанников в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств творческой личности.
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения.
Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Важнейшим компонентом новой модели дополнительного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения воспитанников, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе дополнительного образования знания на практике, инициативности и ответственности» стало основой становления педагогического опыта: «Развитие творческих способностей посредством хореографической деятельности».
Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода.
Важнейшим компонентом новой модели дополнительного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления педагогического опыта: «Развитие творческих способностей посредством хореографической деятельности».
Актуальность педагогического опыта Андреяновой А.В. заключается в том, что данный опыт дает возможность приблизить хореографическое образование к запросам социума, сделать народный танец особой ценностью для окружающих, а также способствует повышению качества досуга в условиях сельской местности.
У детей, живущих в селе нет возможности получить хореографическое образование, а желающих заниматься народными танцами много. И этот минус перевоплощают в плюс именно педагоги дополнительного образования; прививая интерес к народному творчеству и воспитывая в них духовные качества, развивая их творческие способности.
Поэтому 10 лет назад возникла необходимость создания в селе детского творческого объединения по хореографии «Калинка».
Перспективность данного опыта заключается в том, что он позволяет достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
Развитие творческих способностей дает возможность воспитанникам наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разнообразных видах деятельности. Потребность в творчестве детскому возрасту значительна.
Организовать жизнь воспитанника таким образом, чтобы перевести ее в творческую энергию – одна из ведущих педагогических задач ансамбля н. т. «Калинка».
4.Теоретическая база опыта
Теоретической основой развития творческой организации в процессе обучения хореографической деятельности является система творческого образования и самообразования на основе принципов эвристического обучения (А.В. Хуторской). Эти принципы раскрывают способы расширения творческой деятельности с предметной области изучаемых курсов до охвата всего общеобразовательного процесса, включая постановку целей обучения, конструирование содержания образования, выбор траекторий обучения.
Концепция развития основана на системно - деятельностном, проектном, компетентностном подходах в дополнительном образовании. Объединяет эти подходы идея творческого развития воспитанника в образовательном процессе, которые включают не передачу воспитаннику опыта прошлого, а проектирование ситуаций развития и формирование творческих способностей к преобразованию деятельности и себя.
Теоретические представления системно - деятельностного подхода были сформулированы в работах А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского. По их представлениям, учебная деятельность является особой формой активности личности, целью и результатом которой «является не изменение предмета, с которым действует человек, а изменение самого себя как субъект деятельности». Основными компонентами учебной деятельности, как и любой человеческой деятельности, являются потребности, мотивы, цель, способ деятельности, конечный результат, который соотносится с первоначально поставленной целью. Признание факта, что личность формируется и проявляется в деятельности, требует специальной работы по организации в школе системы деятельностей: учебной, проектной исследовательской, экспериментальной, рефлексивной и др. Формирование учебной деятельности воспитанников объясняет необходимость обучения их целеполаганию и планированию деятельности, ее организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Компетентностный подход определяет становление системы компетентности воспитанника и педагога как универсальной способности проектировать и реально обеспечивать новое качестве образования и новый образовательный результат. В работах А. В. Хуторского представлена технология конструирования компетентностного подхода. Основная идея не только обеспечение воспитанника запасом знаний и умений, но и гармоничное всестороннее развитие личности. Именно на этой основе возможно формирование компетенций. Компетенции должны конструироваться и формироваться средствами содержания образования.
Методы, предлагаемые для достижения целей компетентностного подхода: проектный, творчески-проблемный, метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие, метод исследования, презентация идей.
При проектном подходе происходит непрерывное образование, цель которого предоставить воспитанникам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Алгоритму проектной деятельности посвящены работы М.Б.Павловой, В.Д.Симоненко, П.С.Лернера, М.Б.Романовской и других авторов. Особенностью технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Характерной чертой проектной технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения, самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности, способность воспитанника проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Смысл проектного образования - не столько в передаче опыта прошлого, сколько в расширении собственного опыта воспитанника, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост.
5.Новизна опыта:
Новизна педагогического опыта состоит в обновлении содержания образования и деятельности, разработке методик обучения различным видам танцевального искусства в условиях дополнительного образования. Содержание образования заключается в том, что в программу обучения воспитанников включены танцевальный репертуар по русской народной тематике, а также использование тем разных народностей.
Деятельность коллектива «Калинка» носит творческий характер и реализуется в активной концертной деятельности в селе Краснохолм и области. Воспитанник – главная фигура в ансамбле и деятельность педагога ориентирована на творческое развитие воспитанника.
Опыт работы Андреяновой А.В. позволяет использовать дифференцированный подход в построении занятия с учетом индивидуальных способностей и природных данных, тем самым, поддерживая интерес к танцевальному творчеству каждого воспитанника ансамбля н.т. «Калинка».
6. Адресность опыта.
Данный педагогический опыт рекомендовано использовать педагогам дополнительного образования, работающим с танцевальными коллективами, как начинающим, так и с высокой планкой мастерства, так как деятельность Андреяновой А.В. по развитию творческих способностей необходима, эффективна, перспективна.
7. Технология опыта.
Цель работы педагога: Развитие творческих способностей средствами хореографической деятельности (народный танец).
Реализация цели обеспечивается решением следующих задач:
- на основе компетентностного подхода обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса воспитанников (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности);
- развивать творческий потенциал воспитанников через организацию творческой деятельности;
- содействовать жизненному и профессиональному самоопределению и самореализации воспитанника;
- воспитывать социальную активность личности ребенка.
Ожидаемые результаты:
- высокая активность и результативность участия в творческой деятельности; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;
- ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;
- ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Для решения данных задач педагог использует в своей работе дополнительную образовательную программу «В ритме танца». Программа рассчитана для детей и подростков 8 - 16 лет и рассчитана на 5 лет обучения
(см. приложение 1)
Программа направлена на формирование танцевального мастерства, способствует развитию музыкальности и художественного вкуса, ритмичности, точной и тонкой моторной реакции воспитанника, памяти, координации, устойчивости – качеств, необходимых исполнителю народного сценического танца.
Программный материал дает возможность осваивать хореографические произведения и привлекать высокохудожественную музыку, делая акцент на народном танце, его самобытной характерной образности, что позволяет пробудить в воспитанниках настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонь творчества, способствовать приобщению детей не только к национальной культуре, но и к здоровому образу жизни.
Занятия педагога всегда начинаются с системы упражнений у станка, где последовательно разогреваются различные группы мышц, что подготавливает к исполнению танцевальных комбинаций и танцев на середине зала. Чередуются упражнения с ненапряженной стопой и напряженной, резкие отрывистые – с мягкими, тающими. Все упражнения у станка выполняются в порядке возрастающей сложности. После экзерсиса у станка занятие продолжается на середине зала.
На своих занятиях педагог всегда стремится добиться точности и четкости каждого движения, улучшает техническую сторону танца, требует от своих воспитанников понимания стиля, характера каждого танца. Педагог знакомит воспитанников с историей, бытом, основной терминологией (приложение 7) и национальной культурой народа, так как без интереса к народному творчеству воспитанники не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Важный момент - соблюдение чистоты стиля изучаемого танца, поэтому своих воспитанников педагог оберегает от смешения стилей, от надуманных движений, не имеющих c данным танцем ничего общего.
Именно поэтому вполне оправдано обращение к опыту профессиональных хореографических школ, имеющих сложившуюся систему обучения, но организация и содержание работы в условиях дополнительного образования должны иные, поскольку творческие интересы его участников носят иную, чем у профессиональных исполнителей направленность.
Педагог доносит воспитанникам суть, смысл понятия «народный танец». Существуют замечательные цитаты великих творческих деятелей. Педагог постоянно озвучивает их. Например, Н.В. Гоголь писал «…Народный танец столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культуры разных народов. У одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».
Андреянова А.В. отмечает, что особенность народного танца заключается в том, что посредством движений, жестов, поз и мимики человек передает те или иные события своей жизни, делится своим опытом, используя танцевальную форму как особый способ самоощущения и самовыражения. Традиционный народный танец благодаря своим образам, создающимся с помощью специфических жестов, поз и мимики, оказывает положительное влияние на развитие у воспитанников коммуникативных способностей. В процессе хореографического обучения народному танцу создаются оптимальные условия для всестороннего развития воспитанников и происходит только через деятельность.
Педагог понимает, что создание фольклорного народного танца — это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену — это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.
Вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применения различных форм и методов обучения, использование опыта профессиональных школ и фольклорных традиций, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в ансамбле н.т. «Калинка».Специфика воспитательной работы в творческом коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического, творческого развития участников коллектива.
По мнению Андреяновой А.В. процесс дальнейшего совершенствования методик преподавания народного танца должен быть продолжен всегда!
Влияние хореографической деятельности ансамбля н.т. «Калинка» на развитие творческих способностей
Вообще, творческие способности рассматриваются как индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются.
Особую роль Андреянова А.В. отводит творческим способностям воспитанника, так как народный танец обладает широким спектром возможностей воспитательного, эстетического, этического, оздоровительного воздействия на развитие воспитанников.
Организация деятельности воспитанников на занятиях хореографии народного танца опирается на два взаимосвязанных звена: с одной стороны, на систематическое развитие физических данных ребенка и его музыкально-хореографических и творческих способностей, с другой – на педагогическое воздействие, стимулирующее творчески-хореографическую деятельность, которая сохраняет положительную мотивацию занятий воспитанника.
Необходимо отметить, что педагог учитывает специфику условий, целей и задач учебной и творческой работы с хореографическим коллективом в системе дополнительного образования.
Если основной задачей первых трех лет обучения в хореографическом училище является освоение азбуки классического танца, развитие выворотности ног, танцевального шага, правильной постановке корпуса, гибкости, координации движений, то по программе «В ритме танца» Андреянова А.В. дает этот материал в сокращенном варианте в первый год обучения, так как педагог понимает, что процесс обучения, когда на пределе возможного, дается интересный, значимый для воспитанника материал, всегда будет иметь хорошую динамику и положительный эмоциональный настрой.
Основной акцент делается на активизацию и развитие творческих способностей. Вначале определяется исходный уровень мотивации, получается информация о мере благополучия социальной адаптации воспитанника в коллективе. Затем в процессе наблюдения в течение 2-3 месяцев, оцениваются специфические компоненты творческих способностей воспитанников. Это делается не столько в целях отбора наиболее продвинутых в плане развития специальных способностей воспитанников творческого объединения, сколько с целью выработки индивидуальной педагогической стратегии дальнейшего развития их творческих способностей.
С помощью анкетирования педагог изучает сохранение и укрепление мотивации и интереса к занятиям народными танцами в ансамбле «Калинка». Например, проводит анкетирование два раза в год (см. приложение 4)
Также, педагог Андреянова А.В. рекомендует проводить эксперимент на основе наблюдения, для сравнения, что интереснее воспитанникам и как влияет на их творческий уровень занятия по традиционной и современной схеме в течение двух-трех месяцев.
Основной целью эксперимента является - изучение отношения к искусству танца и музыки у воспитанников, вовлеченных в танцевальную деятельность.
Выборка составляет 20 воспитанников, занимающихся в ансамбле. Группа из 10 воспитанников, занимается и обучается народными танцами в современной интерпретации, тестировалась как контрольная группа. Другие 10 человек, участвующие в эксперименте занимаются традиционными народными танцами под старинный музыкальный набор, рассматривалась как экспериментальная группа.
Для изучения уровня сформированности эстетического вкуса была составлена анкета для изучения художественно-эстетического вкуса (см. приложение 2) и для воспитанников занимающихся современными народными танцами - для изучения их отношения к искусству и музыки танца (см. приложение 3). Эти анкеты предъявляются для участников эксперимента письменно. Предварительно проводится краткая инструкция.
Оценка уровня сформированности художественно-эстетического вкуса производится следующим образом. Ответы, где содержатся более трех вариантов правильных ответов, отражали высокий уровень художественно-эстетического вкуса, 1-2 – средний уровень, ни одного – низкий.
Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса.
Выделяются пять уровней:
1 уровень: самый высокий – воспитанники называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;
2 уровень: выше среднего - воспитанники называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;
3 уровень: средний – выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;
4 уровень: ниже среднего – выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей), но не могут обосновывать свой выбор суждением;
5 уровень: низкий – не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.
Педагог выделяют 3 уровня сформированности художественно-эстетического вкуса и воспитание хореографической культуры воспитанника:
высокий – правильно оценивают предлагаемые произведения, обосновывают свой выбор развернутым суждением, правильно используют лексический материал, правильно трактуют сюжетную линию танца;
средний – правильно оценивают предлагаемые произведения, но не могут обосновывать свой выбор развернутым суждением, лексический запас, используемый для характеристики традиций национальной хореографической культуры средний;
низкий – не различают предлагаемые для анализа произведения, или не могут обосновывать свой выбор суждением, лексический запас минимален.
За последние три года выяснилось, что занятия традиционным народным танцем оказывают более благоприятное воздействие, чем занятия более современной трактовки, на формирование художественно-оценочной деятельности (вкуса), представляющего заключительное звено, итог процесса нравственно-эстетического восприятия.
В ответах на первый и второй вопросы анкеты (приложение 2) практически всем респондентам нравится музыка и танцевальное творчество (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Вам нравится смотреть танцевальные выступления народных коллективов и слушать народную музыку?»
Далее, когда педагог изучает уровень сформированности художественно-эстетического вкуса видно, что воспитанники, занимающиеся народно-сценическим танцем по традиционной схеме, наиболее информированы в вопросах искусства (рис. 2).
На диаграмме (рис.2) видно, что воспитанники сопричастные в творческом процессе создания и исполнения народного танца имеют более широкий кругозор в области искусства танца и музыки, что вполне закономерно, обладают хорошим лексическим запасом, используемых для характеристики традиций национальной хореографической культуры.

Занятия по активизации и развитию творческих способностей проводятся как всей группой, так и по подгруппам. Необходимо научить воспитанников использовать танцевальные движения как средство выражения мысли, настроения, самостоятельно создавать музыкально - двигательный образ, импровизировать, придавать всем движениям индивидуальную выразительность, развивать воображение, зрительную, мышечную и эмоциональную память.
Основная задача народного танца по мнению Андреяновой А.В. - это обучение на материале народных танцев, совершенствование танцевальной техники, выработка умения воспринимать особенности стиля и характера народных танцев. То есть, данные занятия несут двойную нагрузку: с одной стороны они являются учебно-тренировочными, с другой – знакомят исполнителей с танцами разных народов, с особенностями их пластики, манеры, композиций. Воспитанники приобретают исполнительские навыки разного плана, улучшается координация их движений, эмоциональность и пластичность в танце.
Использование записей танца
При расшифровке танца все полученные материалы обычно сопоставляются, анализируются Андреяновой А.В. Можно сказать, что работа эта носит исследовательский характер. Остановимся несколько подробнее, на вопросе фиксации, так как от этого зависит сохранность деталей и целого. Прежде всего, еще раз обратимся к тому, что мы включаем в понятие «хореографический текст».
Как и всякий текст, хореографический танец включает непосредственные средства выражения, т. е. движения, из которых составлены танцевальные фразы, предложения и периоды. Но подобно тому, как литературный текст, кроме этого основного средства выражения — слов, имеет нюансировку в их произношении, строй фразы, знаки: восклицательные или вопросительные, запятые и т. п., хореографический текст также включает характеристики исполнения движений, которые дозволяют придавать им определенное смысловое значение, раскрывать содержание танца. Поэтому подлежат фиксации не только отдельные движения, их сочетания, но и расположение этих знаков выражения в пространстве, т.е. рисунки танца, а также тот характер, манера, с которой они должны исполняться, чтобы возникло целое — танец. По мнению педагога необходимо сказать, что фиксируется, кто исполняет, что исполняет и как исполняет, причем каждый из этих вопросов имеет неоднозначную расшифровку.
Кто исполняет. Этот вопрос включает как запись сведений о непосредственных исполнителях танца, показывавших его изучающим, так и то, кто по сведениям носителей фольклора исполнял этот танец по традиции. Что исполняет? Самая значительная часть фиксации. Записывающий танец может пользоваться любой доступной его возможностям формой и методом фиксации. Это может быть видеомагнитофон или фотоаппарат. Важен результат, емкость, если цель записи предполагает расшифровку ее тем, кто ее записал. Поэтому на данном этапе педагог должен пользоваться систематизированной литературной формой изложения материала, уточняя ее графическими рисунками, схемами или фото.
Любой записанный фольклорный материал подлежит анализу, т. е. сопоставлению данных, полученных от нескольких источников, вычленению наиболее характерных элементов и т. п.
Как исполняет. Безусловно, сама запись, будь то кино, фото, знаковая или литературная, в большой степени отвечает на этот вопрос. Учитывая важность колорита, не всегда уловимого при единичном знакомстве с исполнением (так как запись фиксирует конкретное исполнение) - при фиксации фольклора необходимо отдельно обратить внимание на то, как исполняются те или иные элементы движения, какова манера, «особинка» их произношения, в чем она проявлена.
Естественно, что подобный профессиональный комментарий предполагает острый глаз и анализ увиденного. Малейшее изменение в ракурсе, манера повести рукой или сложить в руке платочек, которым взмахивает исполнительница (ль) в танце, участие в повороте всего корпуса или его неподвижность и т. п. и дают те трудно схватываемые, но создающие особый колорит детали, адресующие танец той или иной местности.
Важно записать и рассказы исполнителей о своем танце, так как тот язык слов и интонаций, которым этот рассказ ведется — тоже путь к его познанию.
Прежде всего, нужно несколько раз прочитать краткое содержание танца. Это поможет разобраться в характеристике персонажей танца, даст возможность ясно понять основную мысль, характер данного танца.
Затем надо познакомиться с музыкой. Прослушать желательно ее несколько раз подряд в хорошем исполнении баяниста или пианиста. После этого можно собрать танцевальную группу, прочитать будущим исполнителям содержание танца, рассказать о его особенностях, композиции, обсудить костюмы исполнителей и оформление.
Хорошо, если бы все участники могли просмотреть фильм или спектакль, сюжет и образы которых близки к теме избранного танца. Необходимо выбирать публикации, где дается развернутый исторический очерк о народной танцевальной культуре и ее особенностях.
После этого можно наметить исполнителей и приступить к разучиванию отдельных танцевальных движений. Работу над разучиванием элементов танца надо обязательно проводить под музыку.
Андреянова А.В. считает, что танцы народные, не снабженные никаким методическим комментарием, исполнялись довольно точно лишь в тех коллективах и том случае, если педагог был ознакомлен с хореографической спецификой танцев данного народа.
Кроме того, занятия по народно-сценическому танцу способствуют перевоплощению исполнителей. Одним из средств перевоплощения является грим.
Занятия педагог проводит в специальной гримировочной комнате, а темы сопровождаются показом учебных пособий и практическими занятиями по подгруппам. Так как, в течение учебного года ансамбль «Калинка» разучивает танцы других народностей, то целесообразно изучается, апробируется тема «Народный грим», для выработки навыков самостоятельного гримирования.
Для активизации фантазии, преодоления скованности, овладения основами актерского мастерства и приобретения сценического опыта педагог проводит актерские тренинги.
Вначале воспитанники выполняют задания на подражание поведению людей, зверей, птиц, а также этюдов на память физических действий. Затем добавляются задания на напряжение и расслабление мышц тела, этюды на движение, общение с партнером и в предлагаемых обстоятельствах.
На третьем и четвертом годах обучения воспитанники ансамбля н.т. знакомятся с основами постановочной работы. Целью этих занятий является обучение основам постановочной работы в танцевальном коллективе, развитие непосредственной реакции на творческое задание и импровизацию.
Для развития творческой активности педагог включает занятия, на которых воспитанники, разбившись на группы из 3-4 человек, пробуют самостоятельно сочинять хореографические композиции с включением в них движений, придуманных самими воспитанниками. Наряду с этим, им можно предложить пофантазировать на тему услышанной мелодии или увиденной картины и тоже попытаться выразить свое отношение к ним языком танца.
Творческие способности воспитанников можно развивать в процессе всех этапов подготовки хореографического номера. Исходным моментом в создании нового номера может являться, например, музыкальный материал, который заинтересовал педагога и воспитанников творческого коллектива. В процессе его прослушивания возникают определенные образы, появляется желание выразить их языком танца. Составляется сюжет, эскизы костюмов (приложение 5), реквизита и светового оформления. Воспитанники вносят свои предложения, пробуют самостоятельно подобрать движения, которые затем могут войти в новый танец.
После окончательного составления сюжета и композиции будущего номера педагогом совместно с воспитанниками создаются небольшие хореографические «заготовки».
Далее, подбираются выразительные средства, так как специфика народного танца требует эффектной, яркой формы, которая должна отличаться художествен –
ной изобретательностью, интересной выдумкой, эмоциональной насыщенностью образов. Затем, начинается постановка номера, где творческая активность продолжена. Показ танцевального номера является итогом совместной творческой работы педагога и воспитанников.
Необходимо отметить, используемые приемы педагогом, способствующие развитию умений и навыков при изучении лексических движений народного танца.
Важно научить воспитанника танцевальной речи и речь эта должна быть грамотной и четкой, со своей дикцией, со своими интонациями. Наиболее успешным приемом обучения танцу является ИГРА, которая всегда с интересом и увлеченностью воспринимается воспитанниками ансамбля н.т.«Калинка». Игра преследует цель научить слушать и слышать музыку, располагать исполняемые движения строго в соответствии с музыкой. Как пример можно рассмотреть игру «Перекличка»: девочки делятся на две линии и стоят лицом друг к другу. Девочки одной линии исполняют под музыку определенное движение один раз, в это время девочки второй линии слушают музыку. Они вступают и исполняют эти движения на счет «и два» музыкального сопровождения первого такта. В это время девочки первой линии должны внимательно слушать музыку. Им необходимо вступить на счет «и раз» второго такта, т.е. идет перекличка линий.
Следующий прием в обучении танцу - усложнение материала от занятия к занятию. Примером усложнения может служить перепляс. Девочки в двух линиях стоят лицом друг к другу. Первая линия исполняет определенные движения, повторяя их три раза подряд. Вторая линия девочек в это время слушает и отвечает первой линии другими движениями. Затем проводится дальнейшее усложнение. Построение девочек аналогичное.
Усложняется первый модуль. Он начинается не из-за такта, а на счет «раз» первого такта с удара ногой об пол. Девочки первой линии исполняют его три раза подряд. Вторая линия девочек отвечает, исполняя вторые движения четыре раза подряд.
Другим приемом является ускорение темпа произведения. Движение начинается с медленного темпа музыкального сопровождения и постепенно в течение 2-5 минут доводится до быстрого и очень быстрого. Темп движения определяет лидер. Тот, кто продержится дольше всех в исполнении определенных движений – победил. Из игры воспитанники выбывают постепенно, но каждый старается продержаться подольше.
Обучение превращается в игру, где нет ни сильных, ни слабых, нужные движения запоминают и исполняют все воспитанники.
Андреянова А.В. считает, что занятие всегда должно быть актом творчества. Педагог должен владеть даром импровизации; он призван создавать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую воспитаннику познать радость творческого открытия.
Таким образом, обеспечивается процесс развития творческих способностей воспитанников в ансамбле н.т. «Калинка».
Пройдя многолетний путь, отпраздновав первый серьезный юбилей педагог искренне считает, что именно народный танец обладает широким спектром возможностей воспитательного, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие воспитанников, их творческих способностей, и причем творческий путь открывается именно в дополнительном образовании.
Педагог, ставящий важные задачи, как привить интерес к танцевальному искусству, развить творческие способности - должен быть коммуникабельным и творчески относиться к процессу хореографического воспитания, сохранив при этом методологические принципы программы, систематически обновляя методы работы, репертуар. При таких условиях воспитанник позитивнее направлен на восприятие хореографического обучения.
Методы, формы, принципы воспитательной работы в ансамбле н.т. «Калинка» и их воздействие на повышение творческой активности воспитанников
В творческой деятельности ансамбля «Калинка» заложены огромные возможности развивающего и воспитательного характера. Развивает и воспитывает все, что связано с участием воспитанников в ансамбле: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, специальные беседы, лекции на этические темы формируют растущего человека, развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств.
Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр хореографических постановок, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения постановок, фильмов, но их проведение организуется в свободное и удобное для воспитанников время.
К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории танца и музыки, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.
Методы можно разделить на: словесные, практические, наглядные.
Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на воспитанников. Чаще всего используется метод убеждения. Андреянова А.В. предупреждает, что этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и уважения к воспитанникам при использовании этого метода.
Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на воспитанников является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает воспитанников, вызывает стремление ему подражать. Поэтому педагог должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших группах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Воспитанники подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению воспитанников можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, Андрнянова А.В. отмечает, что необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.
По мнению Андреяновой А.В. наиболее действенными методами воспитания являются:
– традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
– инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): творческая инвариантность и др.;
– неформально - межличностные (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);– тренингово - игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;
– рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).При этом педагог считает, что в методике преподавания народного танца нельзя ограничиваться ни одним из методов как наилучшим. Только оптимальное сочетание разных методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач обучения народному танцу.
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста воспитанников (приложение 6), их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение – источник развития творческих способностей воспитанника. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда воспитанник видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.
Особым воспитательным моментом в ансамбле «Калинка» является полная занятость воспитанников в репертуаре коллектива. Это является стимулом для воспитанников, так как они знают, что никто из них не останется в стороне.
В целях повышения эффективности воспитательной работы Андреянова А.В. считает важным использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда воспитанникам сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность.
Под методами обучения народно-сценического танца понимаются способы применения танцевальных упражнений, движений народного танца и учебных танцевальных этюдов. В обучении народному танцу применяются две группы методов: специфические (характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Метод создания на занятии проблемной ситуации также способствует творческой обстановке. Работая над новой учебной танцевальной комбинацией педагог может завершить ее вариантом, предложенным одним из воспитанников. Воспитанники с интересом подключаются к этому творческому процессу.
На занятиях эффективными в работе педагога народного танца по мнению Андреяновой А.В. являются такие методы как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда воспитанники в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, следовательно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная разгрузка. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории – непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д.
В процессе занятий возможно предложить воспитанникам дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Воспитанники сначала робко, а потом и смело, при поддержке педагога, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы воспитанник смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу воспитанников, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своему педагогу в работе с младшими детьми, и это для них тоже успех. Педагог доверяет своему воспитаннику, направляет его в учебной и постановочной работе.
К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народно-сценическим танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого танца. В каждом из них педагог указывает своим воспитанникам на проявления прекрасного. Андреянова А.В. считает, что средства воспитания – это все то, с помощью чего педагог воздействует на занятии педагог, то есть: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и др. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.
Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:
- эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений, образное слово;
- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство восхищения прекрасным;
- вдохновляющий пример в действиях и поступках;
- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в танцевальной деятельности в процессе занятий народным танцем.
Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждой занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения занятий народного танца является баян или аккордеон. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у воспитанников не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.
Андреянова А.В. считает, что учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием.
Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.
Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какая задача решается. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать, также, мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип необходимо учитывать при построении занятия народного танца в целом.
Вообще, к принципам творческой деятельности в целях саморазвития творческих способностей личности в ансамбле «Калинка» могут быть отнесены следующие:
1. Принцип личной значимости учебно-творческой деятельности.
2. Принцип учета своих личных качеств, творческих способностей и возможностей.
3. Принцип индивидуального стиля учебно-творческой деятельности.
4. Принцип оптимизма.
Действенным способом педагог считает - проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог - руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому воспитаннику, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям воспитанникам.    Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет воспитанников в русло правильных рассуждений.
Таким образом, воспитанники, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, иногда выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать литературу, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами народных коллективов, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д.
Андреянова А.В. отмечает, что раннее вовлечение воспитанников в творческую деятельность полезно для общего развития. Раннее обучение формирует устойчивый познавательный интерес к народным танцам, готовит воспитанников к более серьезному обучению хореографией. Также значителен воспитательный потенциал обучения народного танца, как важного компонента развития творческих способностей воспитанников. Кроме этого, воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физической нагрузке) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека. На занятиях народным танцем воспитанники постигают народную культуру, расширяют кругозор детей в общении с традициями, развивают себя творчески.
У начинающих воспитанников не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступает педагог Андреянова А.В., которая на начальном этапе работы применяет элементарные знания воспитанников, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул воспитанникам в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость воспитанникам. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Андреянова А.В. не ставит перед воспитанниками таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают и не рекомендует это делать другим педагогам.
Коллектив ансамбля в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у воспитанников:
- снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.);
- воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других);
- убирает тенденцию «исключительности» некоторых воспитанников (это отрицательно влияет на весь ансамбль);
- бережет воспитанника от нездорового соперничества, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании и развитии воспитанников.
Педагог учит воспитанников способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее воспитанник учится именно в коллективе.
Опытный педагог Андреянова А.В., любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому воспитаннику в его дальнейшем творческом росте. «…ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь».
Каждое занятие, каждый шаг в овладении воспитанников исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в ансамбле н.т. «Калинка», делает его содержательным, осмысленным и радостным. Еще В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель».
К одному из основных факторов, обеспечивающих творческую активность воспитанников на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между воспитанниками, педагогом и воспитанниками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит воспитанникам большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.
Воспитательный, развивающий процесс и активность воспитанников обогащаются присутствием традиций в коллективе – разработка «Креативного портфолио», празднования дня рождения, проведения выходных дней, проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших воспитанников в форме капустника, проведения торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Данные традиции ансамбля «Калинка» делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить воспитанников. У каждого воспитанника появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Организация, развитие и осуществление традиций - дело педагога, всех воспитанников и актива в коллективе. Если они поддерживаются и передаются из поколения в поколение, проводятся систематически - это позволяет оценить социальную значимость деятельности ансамбля, важность той роли, которую он играет в селе и УВК.
Педагог понимает, что для придания стабильности, общей значимости коллектива необходимо его включение в более широкий круг общения с другими коллективами, обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на воспитанников. Это помогает воспитанникам в творческом и человеческом общении. У них укрепляется сознание общественной роли своего творчества, своего авторитета, осознаннее становятся мотивы поведения. Этому поможет установление постоянных и прочных творческих связей между педагогами не только внутри учреждения, но и села.
Одним из первых требований педагога является соблюдение дисциплины. Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог, на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Педагог согласен, что сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности, а внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Воспитанники становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает воспитанников, занимающихся хореографией, вперед. «…нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать».
Насколько умело педагог использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с воспитанниками, их активность на занятиях и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все воспитанники. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. «...существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» - писал К.С. Станиславский. Педагогу необходимо проявить предельную строгость к самому себе, к своей дисциплинированности, к своей внешности, к своему душевному состоянию перед встречей с воспитанниками в группах.
Для хорошей организации занятий педагог Андреянова А.В. ведет журнал посещаемости. Это другая сторона воспитания, которая дисциплинирует и очень положительно влияет на воспитанников психологически. При возможных недоразумениях с родителями, кстати, ответом будет журнал посещаемости и успеваемости детей. Журнал помогает педагогу ничего не забыть и разрешить конфликтные ситуации, возникающие из-за пропусков занятий и оценок воспитанников. Заполняются творческие книжки воспитанников, в которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика успехов воспитанника, развитие его психофизических возможностей и т.д. Это трудоемкая работа педагога, но ее результаты впоследствии представляют интерес, так как при анализе записей можно проследить успехи и недочеты воспитанников на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность воспитанника при начальном этапе обучения перерастает в профессиональный интерес, что происходит активное развитие творческих данных, изменение в характере воспитанника в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей помогает педагогу совершенствовать методы своей работы, придать целенаправленность и определенную перспективу педагогическому воспитательному процессу в коллективе.
Воспитательная работа в ансамбле «Калинка» - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.
Педагог отмечает - сложность воспитательной работы определяется тем, что воспитанники в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом Андреяновой А.В. приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к воспитанникам, так как она должна заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого воспитанника, его перспективы. В обращении с воспитанниками необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии народного танца, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Воспитанники просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность воспитанников бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе Андреянова А.В. строит по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у воспитанников, влияет на нравственный настрой, развитие их эстетической культуры и творческих способностей.
Таким образом, специфика воспитательной работы в ансамбле обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога Андреяновой А.В. направлены на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание. Эти задачи решаются с вовлечением воспитанников художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в ансамбле - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование воспитанника как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
По мнению педагога, воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что занятия воспитанников в ансамбле «Калинка» являются прекрасным средством их воспитания и развития творческих способностей, так как:
1. Занятия организуют и воспитывают воспитанников ансамбля н.т., расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают распущенность.
2. Занимаясь в ансамбле н.т. воспитанники развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.
3. Приучают воспитанников четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.
4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.
5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.
6. Развивают творческие задатки, идеи и раскрывают их через занятия хореографической деятельности.
Воспитательная и развивающая сторона в ансамбле н.т. «Калинка» проходит так, чтобы воспитанник чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами. Занятия в ансамбле народного танца «Калинка» для воспитанника является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее, так как приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
8. Результативность опыта
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по развитию творческой организации в процессе обучения хореографической деятельности являются:
- стабильное качество знаний и успешность обучения воспитанниками хореографической деятельности;
- устойчивый познавательный интерес воспитанников к предмету и качественная динамика творческой мотивации деятельности.
В танцевальном ансамбле «Калинка» занимаются воспитанники в возрасте от 8 до 16 лет, а также коллектив продолжают посещать и выпускники прошлых лет. В марте 2011 года коллектив отметил свой первый «круглый юбилей» - 10 лет со дня создания.
Актуальную проблему подъема престижа воспитанников, занимающихся народными танцами, Андреянова А.В. решает укреплением связи с семьей, через организацию семейных праздников, направленных на пропаганду народного танца и культуры:
1. Сбор материалов культурного наследия семьи (частушки, песни, обряды из семьи).
2. Выступления с сообщениями.
3. Обсуждение репертуара и т. д.
Занятия в объединении для ребят – это, прежде всего, поиск себя, укоренение своих способностей в данной области, так как творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение. Как следствие, становится естественным стремление продолжать творческую деятельность в дальнейшем. Воспитанники ансамбля поняв, приняв репертуар хорошего уровня усиливают проникновение замечательной среды в молодежную сферу.
Разнообразная деятельность позволяет педагогу удержать интерес каждого воспитанника на протяжении многих лет. Более того, воспитанник имеет возможность накопить опыт и базу знаний в области хореографии, что позволяет ему утвердиться как творческой личности. Большие возможности для развития воспитанников предоставляет концертная деятельность, экскурсии в колледж культуры, участие в фестивалях, конкурсах различной тематики.
Необходимо отметить, что знакомясь в процессе занятий народными танцами с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, воспитанник учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой он воспитан, это способствует развитию толерантности, что особенно важно в любом возрасте.
Участие воспитанника в сохранении и развитии высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье. Их серьезное увлечение поддерживают и сами включаются в эту деятельность родители братья и сестры. Многие родители выражают благодарность за репертуар, изучаемый на занятиях.
Значимо, то, что сам педагог является неким идеалом или моделью для подражания своим воспитанникам. Анна Владимировна активна в жизни села. Педагог постоянный участник вокального ансамбля, где исполняет и ставит профессиональные хореографические композиции. Яркий креатив, постоянный творческий поиск педагога притягивают и увлекают еще большее число детей и сохранность контингента воспитанников постоянно на высоком уровне. Поэтому стало не удивительно, что честь села и отдела УВК, на фестивале «Золотая молодежь» представила именно она. Педагог достойно проявила себя и получила титул «Абсолютный талант».
Так как педагог понимает, что воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей, особенно молодых, к подражанию. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров Андреянова А.В. использует случаи из жизни своего ансамбля (высокие достижения его отдельных воспитанников в результате многолетнего и упорного труда на занятиях и на репетициях и т.д). В воспитательной работе педагог пользуется положительными примерами. Отмечает, если педагог народного танца пользуется отрицательным примером, то надо умело подчеркнуть его негативность, чтобы вызвать осуждение со стороны воспитанников.
Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального стимулирования. В ансамбле «Калинка» к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий, торжественное награждение грамотой, благодарностью.
Воспитанники раскрывают свои творческие способности, приобщаются к общественно-полезной деятельности. Например, воспитанники ансамбля н.т. «Калинка» имеет статус танцевальной группы вокального ансамблях «Вольница» села.
Творческие встречи ансамбля – живая реклама прекрасного вида хореографии и широких возможностей исполнения. Тематика встреч разнообразна:
* Казачья станица – село Краснохолм (встречи с казаками села и области).
* Наши достижения (секреты успехов на работе и дома).
* Совместная работа с хором села (творческие отчеты в селе и области).
* Наши выпускники (встреча с выпускниками творческого объединения).
* Земной поклон, Вам, ветераны (встреча с ветеранами ВОВ и других войн) и т.д.
Начиная занятия с детьми, Андреянова А.В., прежде всего, стремиться заинтересовать воспитанников, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с воспитанниками - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, и как следствие развивает их творческие способности.
Педагог постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу общения.
Основной приоритетной задачей педагог считает – помочь воспитаннику развить творческие способности до максимальной точки именно в дополнительном образовании, способствуя его духовному и интеллектуальному развитию.
Воспитаннику любого возраста очень важно, как его оценивают окружающие, растет интерес к духовному миру человека и к его деятельности во всех сферах жизни. Именно педагог ориентирует воспитанников на позитивный нравственный идеал, помогает им развить творческие способности у каждого. Поэтому востребованы и актуальны вечера, посвященные воспитанникам: «Креативное портфолио», где воспитанники раскрываются как авторы-постановщики и актеры хореографического номера, торжественные переходы из младшей группы в старшую и т.д.
Нельзя не сказать о том, что важной чертой Андреяновой А.В. в развитии творческой активности воспитанников является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Педагогу важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в ансамбле «Калинка».
Андреянова А.В. понимает, что каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности воспитанников и нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность воспитанников на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих воспитанников к совершенствованию исполнительского мастерства, здоровому духовному развитию и раскрытию их творческих способностей.
Таким образом, Андреянова А.В. создает ситуацию успеха. Ансамбль «Калинка» - интересное творческое объединение, со стабильно-положительной перспективой, новыми планами, постоянно обновляющимся репертуаром. А значит, выбранная форма педагогической деятельности способствует воспитанию своих учеников, в процессе которой происходит развитие и оттачивание их творческих способностей.
Достижения педагога:
- Диплом в номинации «Лучший хореограф» от администрации г.Оренбурга по культуре и искусству, 2010 г.
- Благодарность за активную помощь в проведении всех школьных мероприятий, 2011 г.
- Грамота за высокие показатели в организации учебно-воспитательного процесса, активное участие в деятельности Центра и в связи с 20-летием ЦВР «Подросток», 2010 г.
- Именная благодарность за активную гражданскую позицию, высокий профессионализм, ответственность к порученному делу, чуткость и отзывчивость, 2010 г.
- Благодарственное письмо администрации с.Краснохолм Дзержинского района г.Оренбурга за активное участие в общественных мероприятиях, за популяризацию культурного творчества среди молодежи на селе, 2009 г.
- Грамота за активное участие в подготовке и проведении фестиваля «Ради жизни на земле», посвященном 65-летию Победы в ВОВ, 2010 г.
- Грамота за многолетнее эстетическое воспитание подрастающего поколения и активное участие в жизни села, 2009 г.
Достижения ансамбля н.т. «Калинка»:
- Диплом управления образования администрации г.Оренбурга за участие в V городском конкурсе-фестивале, посвященный 260-летию г.Оренбурга, 2003 г.
- Диплом участника фестиваля хореографических коллективов МУДОд ЦВР «Подросток» «Терпсихора», 2005 г.
- Грамота победителю героико-патриотического фестиваля «Тепло Великой Победы», в номинации «Творческие коллективы», 2010 г.
- Диплом за высокий исполнительский уровень, творческие достижения в сохранении, развитии пропаганде традиционной культуры казаков, 2010 г.
- Диплом за преемственность лучших традиций в областном фестивале народного творчества «Обильный край, благославенный!», 2011 г.
- Диплом за сохранение корейской культуры, традиционное участие в фестивале корейской культуры, 2011 г.
Список литературы:
1. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца. - М., 2005.
2. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. – М.,2005.
3. Волков И.П. Воспитание творчеством. - М.: Знание, 2009.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2001.
5 . Голейзовский К. Образы русской народной хореографии - М.: Искусство, 2004.
6 . Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. – М.: Просвещение, 2004.
7. Зацепина К. и др. Народно-сценический танец. - М., 1976.
8. Месерер А. Танец. Мысль. Время. - М.: Искусство, 2009.
9. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов 2001.
10. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.
11. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005.
12. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие. - СПб.: ИГПУ, 1996.
13. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие. – Самара.2000.
14. Ткаченко Т. Народный танец. - М., 2007.
15. Уральская В.И. Природа танца. - М.: Совет. Россия, 2001.
16. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. - М., 2006.
17. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо. – 2000.
Приложения к опыту работы
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК»
УТВЕРЖДЕНА
На Методическом Совете
МАУДОд ЦВР «Подросток»
Протокол № 3
05 марта 2009 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«В ритме танца»
(предназначена для детей 8 - 16 лет, срок обучения – 5 лет)
Автор-составитель:
Андреянова Анна Владимировна
педагог дополнительного образования
второй квалификационной категории
Оренбург
2009
Приложение 2
Анкета
для изучения художественно-эстетического вкуса и оценочных суждений
1.Вам нравится слушать музыку? Да – Нет (нужное подчеркнуть)
2.Вам нравится смотреть танцевальные выступления? Да – Нет (нужное подчеркнуть)
3.Какие жанры музыки вы знаете? 1)________________ 2) ___________ 3) ______________________
4.Какие виды танцев вы знаете? 1)________________ 2) ___________ 3) ______________________
5.Назовите, какие музыкальные произведения, кроме вышеперечисленных, вы знаете?
1)_______________________
2) ______________________
3) ______________________
6.Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца?
1)_______________________
2) ______________________
3) ______________________ 7. Назовите ваши любимые песни и танцы?
1)_______________________
2) ______________________
3)______________________ 8. Объясните, почему вы сделали тот или иной выбор?
9. Как вы думаете, ваше будущее будет каким-нибудь образом связано с музыкальным или танцевальным искусством?
Спасибо за участие в опросе!
Приложение 3
Распределение ответов на вопрос « Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения»

Примечание:
а) воспитанники называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;
б) воспитанники называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;
в) выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;
г) выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;
д) не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.
Приложение 4
Анкета
Нравится ли тебе посещать занятия ансамбля «Калинка»?:
а) с желанием;
б) без желания;
в) затрудняюсь ответить?
2. Что тебя больше всего привлекает на занятии:
а) беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;
б) народные игры;
в) принимать участие в концертной деятельности;
г) танцевать?
3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?
4. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?
5. Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?
6. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в кружке в дальнейшей жизни?
7. Поете ли вы песни, разученные в кружке своим родителям?
Приложение 5
Эстетика внешнего вида.
Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает воспитанникам об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для воспитанников на доступном для них языке, с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно. Воспитанникам объясняется историческая значимость костюма того или иного народа, комбинирование цвета и прочие тонкости связанные с изготовлением костюма.
Кратко, остановимся на понятии важного предмета одежды - «костюм». Воспитанники творческого объединения народного танца должны знать «азы» истории создания костюма и различать их по национальной принадлежности.
Костюм должен составлять «ансамбль», в переводе с французского означает - тесную взаимосвязь, нераздельность. Ансамбль костюма создается по единому художественному замыслу, где все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ конкретного смысла. В основе создания ансамбля положены определенные принципы гармонии на единстве композиционных средств, характерных для предметной среды в целом и обладает свойством отражать образ национальной подчиненности человека.
Завершается ансамбль головным убором, который более чем другие части костюма, подчеркивают индивидуальность человека. Форма головного убора должно сочетаться как с силуэтом костюма, так и соответствовать исторической действительности.
Закономерностью эстетики внешнего вида – является композиция костюма.
Слово «композиция» обозначает «согласно соединить». Относительно костюма это означает умение правильно сочетать все элементы в единое целое для создания гармоничного образа.
Элементами, от которых зависит красота народного костюма, является форма, материал, цвет, взятые в единстве в соответствии с некоторыми закономерностями. Народный костюм обладает многими функциями, должен быть удобен, практичен, красив, т. е. композиционность выполняет две функции: эстетическую и практическую. Одной из закономерностей композиции народного костюма является четкая взаимосвязь между формой в целом и характером отдельных частей.
Под формой костюма следует понимать динамическую модель пространственно – временной системы, обладающей многоуровневой структурой между ее элементами, человеческой фигурой и средой. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами: повторять те же линии, что и у основной формы. Форма выразительна лишь тогда, когда четко выявляется ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармония цвета.
Цветовое решение костюма дает эмоциональный оттенок, это очень сильный фактор восприятия предметов. Цвет в костюме может способствовать созданию определенного настроения и связывается с такими понятиями как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т. д. Цвет у разных народов интерпритируется по-разному. Многими специалистами отмечается, что именно в народном костюме любой национальности лучше всего выражаются форма, силуэт, композиция.
Приложение 6
Краткий анализ возрастных особенности воспитанников
8-11 лет (2-3 класс) - в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей.
На занятиях этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому воспитанники особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.
11-14 лет (4-8 класс) - в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности - оно исходит из желания быть и считаться взрослым.
Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным - это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность - родная сестра подлости». Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.
Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.
15-17 лет (9-11 классы) - в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии народного танца должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным воспитанникам доверять проведение занятий в младших классах.
Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета данных особенностей каждого возрастного периода.
Так же можно прийти к заключению, что занятия народными танцами имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Воспитанники начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Приложение 7
Основные термины:
Танец – вид искусства, материалом которого являются поза, жест, мимика, движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную силу. Танец тесно связан с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-художественный образ.
Лексика танца – танцевальное «па», в основе которых лежат позы, жесты, мимика движения человеческого тела, с помощью которых создается образ, передаются мысли, чувства переживания героев, образно передается окружающая реальная действительность.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ, и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом.
Творческая активность – умение импровизировать под знакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, самостоятельно создавать законченный музыкально-двигательный образ, а также выполнять разнообразные творческие задания.
Объем теоретической подготовки воспитанника входят: знания терминологии классического танца, народно-сценического танца, теоретических основ постановки хореографического номера, теории техники гримирования, инструкций по технике безопасности.
Показателями сформированности практических умений и навыков являются: способность качественно и прочно запоминать материал. Умение доводить начатое до конца, старательность при выполнении творческих заданий, умение правильно гримироваться и т. д.
Творческие навыки подразумевают потребность в творчестве, способность передавать эмоции средствами пластики, оригинальность, творческое воображение, фантазия, способность выдвигать большое количество идей.
Уровень развития личностных качеств воспитанника отражает его отношение к товарищам, умение работать в коллективе, ценностные ориентации, его самооценку, творческое восприятие воспитанниками окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получение воспитанниками высокого удовлетворения от творческого процесса, самореализация воспитанников в творчестве.
Народный танец характеризуется такими качествами, как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения), синкретичность (единство танцеваль –ного, инструментального и театрально – игрового начал), вариативность (личнос –тный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец), коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало в детском творчестве), функциональность (связь народного танца с жизнью, ситуацией исполнения).
Также народный танец служит эффективным средством решения такой проблемы обучения и воспитания, как формирование психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, основная из определяющих внутренний мир человека и его поступков, оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, раскрытие всего разнообразия качеств личности. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами воспитанники приучаются не просто к общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения, в том числе на вербальном уровне.