Обобщённый педагогический опыт педагога по теме: Развитие зрительной памяти.
Обобщённый педагогический опыт педагога ОГСКОУ
«Специальной (коррекционной) школы-интерната
№19 г. Тайшета
Хоменкова Нурия Фоатовна
Тема опыта: Развитие зрительной памяти.
Идея опыта:
На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности.
Способствовать формированию развития зрительной памяти ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №19
1. Условия формирования опыта
Вопросы здоровье сбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, перегрузки программ и многое другое. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья. Очевидным становится вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”. Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность в школе программ по оздоровлению и укреплению здоровья школьников. В нашей школе работает программа курса по теме : «Создание единого здоровье сберегающего пространства для формирования социально-адаптированной к условиям жизни в современном обществе личности». которая предусматривает активное использование в учебно-воспитательном процессе здоровье сберегающих технологий : ежедневное проведение физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах, соблюдение воздушно-теплового режима в классных комнатах, состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, организация качественного горячего питания школьников, открытие спортивных секций, соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и вне учебной нагрузки учащихся. . Работая учителем профессионально-трудового обучения швейного дела, я также включилась в работу по сохранению и развитию зрительной памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья учащихся, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
2. Теоретическая база опыта.
Для работы над темой «Развитие зрительной памяти» мною была подобрана и изучена следующая литература:
1. Мятиева Л.А. Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей.
2. Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия., М.,1995
3. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение – СП6 детство – Пресс, 2002
4. И. Матюгин, Е. Чакаберия " зрительная память", М.:1992
3.Терминология.
Сенсорно - перцептивная деятельность – это способность воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения. К таким сенсорным эталонам можно отнести цвет, форму, величину и направления в пространстве.
Мнемическая деятельность – активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала.
4. Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время общество находится под давлением большого потока информации, чтобы быть сегодня социально адаптированным, человек должен иметь хорошую память. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются недостатки в развитии памяти, в частности зрительной - это, зачастую, является главной причиной трудностей, возникающих у них при обучении в школе. Изучение зрительной памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности таких детей, а также вопросов её коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения, остается одним из наиболее актуальных направлений научных исследований.Проблема памяти была предметом исследований. Таких известных учёных, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Смирнов и др. По мнению Р.С. Немова, память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.Память как психический процесс характеризуется мнемическими действиями и мнемическими операциями, этапами запоминания и воспроизведения и т. д. Она может быть описана с помощью пяти основных видов мнемических процессов: запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Обобщение известных в настоящее время представлений о мнемических процессах позволяет характеризовать память как психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации. Зрительная память, безусловно, является ведущей, она связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.Т.А. Власова и М.С. Певзнер, характеризуя особенности зрительной памяти детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, указывают на снижение произвольной памяти как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, слабо удерживают в уме цель и условия задачи, им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Также отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов. Эти общие особенности зрительной памяти детей с ограниченными возможностями здоровья , особые сложности создают при усвоении материала на уроках швейного дела.Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с ограниченными возможностями здоровья обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, что позволит в существенной мере компенсировать наблюдающееся у них недоразвитие процессов памяти.
5. Новизна опыта.
Имея многолетний опыт работы учителем швейного дела в «Специальной (коррекционной) школе VIII вида» с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, мною была разработана программа курса коррекционных занятий по «развитию зрительной памяти» .Программа курса коррекционных занятий «Развитие зрительной памяти » имеет своей целью:
1. на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление об окружающей действительности.
2. способствовать формированию развития зрительной памяти ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, запоминать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. — коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств, предметов, их положения в пространстве; — совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; — обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; — совершенствование зрительно-двигательной координацииВ программе четко просматриваются два основных направления работы: 1.Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.)
2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место. Структура программы курса коррекционных занятий по развитию зрительной памяти включает в себя следующие разделы: — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; — развитие зрительного восприятия; Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия»
обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем. Общеизвестно, что зрение более чем какой-либо другой анализатор позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Примерно 90% всей информации человек получает с помощью зрения. Специфическая черта зрительного восприятия — возможность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти, определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения у учащихся..
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, формирование представлений о форме предмета, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.). Данный курс занятий является коррекционно-направленным . Наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. При этом отмечу, что коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения в ориентировке в пространстве. Есть дети с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить длительные усилия, достичь результата в деятельности. Коррекционная поддержка и разнообразные виды помощи особенно нужны тем учащимся, которые с трудом усваивают программный материал специальной коррекционной школы.
6. Адресность опыта.
Данная программа курса коррекционных занятий адресована: — детям с умеренной степенью умственной отсталости, принятые в школы VIII вида; Отметим, что в классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. В этом случае эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. Главная задача педагога на данном этапе работы — полноценное обследование учащихся с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка в процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Немаловажным фактором успешной реализации программы является профессиональная компетентность педагога. Курс имеет без оценочную систему прохождения материала.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию зрительной памяти, школьники должны научиться: — ориентироваться на сенсорные эталоны; — узнавать предметы по заданным признакам; — сравнивать предметы по внешним признакам; — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; — давать полное описание объектов и явлений; — ориентироваться в пространстве; — целенаправленно выполнять действия по инструкции — опосредовать свою деятельность речью. Своевременная педагогическая помощь школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
7. Трудоёмкость опыта. В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. на основе полноценного восприятия предметов и понимания отношений между ними объективно оценивать действительность в пространственных, количественных, качественных и временных отношениях. От того как сумеет педагог организовать коррекционные занятия, использовать различные виды деятельности, в значительной степени зависит их эффективность. Каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее. 8. Технология опыта.
Используемые педагогом методические приемы должны быть по возможности краткими, удобными для быстрого выявления сенсорного недоразвития ребенка. В процессе деятельности необходимо применять разные модификации методик в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. Для этого коррекционные занятия призваны создать основу для возможно более полного овладения ребенком школьными знаниями. Прежде чем определить степень и содержание конкретной помощи ученику в рамках дополнительных коррекционных занятий, следует провести полноценное обследование с позиций системного подхода: вычленить специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками; установить причинность, структуру, выявить особенности познавательной деятельности, определить потенциальные возможности. Многолетние педагогические и психологические исследования подтвердили результативность коррекционной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью, при разделении их на группы по общей способности к обучению. В начале учебного года в каждом классе в соответствии с предлагаемой программой курса коррекционных занятий «Развитие зрительной памяти» отводится 1—2 часа на обследование детей. Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями развития школьного возраста (диагностические комплексы Л. А. Венгера, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и др.). Примерная схема обследования детей представлена в Приложении №1 . Беседа с учителем, психолого-педагогическое наблюдение за детьми на уроке и в других видах деятельности, несомненно, дополнят полученные сведения. Особое внимание в процессе обследования следует уделить тем детям, у которых значительно нарушено чувственное познание мира, минимизирован сенсорный опыт, а именно: выявляются нарушения зрительно-двигательной координации, ослаблены процессы зрительного восприятия, характерны затруднения ориентировки в пространстве. Обследование проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам: — зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); — восприятие формы, величины, цвета: узнавание и называние основных сенсорных требуются соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки или логический куб, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, необходимые игрушки, иллюстративный материал, альбом, карандаши и др., которые предъявляются ребенку постепенно, по мере необходимости. Обследование должно проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Результаты обследования являются определяющими при формировании подгрупп, которые создаются на основе выявленной зоны актуального уровня развития детей.В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Педагог планирует индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и коррекцию выявленных нарушений у детей. Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов. Коррекционные занятия по развитию зрительной памяти рекомендуется проводить 2 раза в неделю, продолжительность занятий 10—15 мин.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..). В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. Хорошо зарекомендовала себя система поощрения каждого правильного ответа «жетонами»(фишками, звездочками, наклейками, и пр.). В конце занятия подсчитывается количество фишек, заработанных каждым учеником, и тот, у кого больше, объявляется лучшим. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся: — учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами; — оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, — формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка; - подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания; — преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.
За основу коррекционного занятия берется один, ведущий, раздел изучаемой программы, например «Развитие зрительного восприятия», но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее из других разделов, связанные с основной темой: «Восприятие формы, величины, цвета». Например: Упражнение на развитие зрительного восприятия и наблюдательности. (Приложение №2) Упражнения на восприятие формы, величины, цвета (Приложение №3) . От того как сумеет педагог организовать коррекционные занятия, использовать различные виды деятельности, в значительной степени зависит их эффективность. Каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее. Повышая свой уровень самообразования, я перешла на новый уровень образовательной технологии, что помогает мне не передавать вчерашние и сегодняшние, имеющиеся у меня знания, умения детям, а учить детей учиться, жить в завтрашнем дне, пользоваться неизвестными еще сегодня знаниями и умениями. А для этого я учу детей анализировать, систематизировать и активизировать в нужный момент сегодня полученные или ранее имеющиеся знания и умения. У детей появилась уверенность в своих знаниях, умениях и наработанных навыков при выполнении предлагаемых заданий. А это значит, что адаптация в социальной среде этих детей пройдет успешно Нужно отметить, что за эти годы по сохранению и развитию зрительной памяти дети научились ориентироваться на сенсорные эталоны, узнавать предметы по заданным признакам и сравнивать предметы по внешним признакам. Все учащиеся классифицируют предметы по форме, величине, цвету и назначению. Значительно расширился словарный запас. Связная речь улучшилась. Дети владеют простыми способами описания объектов и явлений, а также ориентируются в пространстве. Выполняют действия по инструкции.
9. Результативность работы.
Результатом моей работы является то, что ученицы могут самостоятельно изготовить несложные вещи, изделия для себя, выполнять текущий ремонт изделий для себя и младших школьников. Могут самостоятельно описать план поэтапного изготовления изделия с мельчайшими подробностями технологии изготовления данного изделия. Самостоятельно могут сделать выбор фасона изделия и ткани для изготовления постельного и нательного комплектов изделий, спецодежды, выполнять трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования инструментов и приспособлений. Знают стили и силуэты в одежде. Могут определить недостатки фигуры и знают, как зрительно их можно скорректировать. Учащиеся свободно выполняют операции швеи-мотористки по пошиву бельевых изделий
У большинства повысилась работоспособность, появился интерес к выполнению учебных заданий. Дети научились слушать друг друга, работать по очереди, радоваться успехам товарища, по-доброму относиться друг к другу, совместно заниматься учебной деятельностью.
Включение в учебный процесс коррекционно-оздоровительных упражнений способствует общему оздоровлению обучающихся, коррекции имеющихся у них речевых и психических отклонений, применение игровых приемов поддерживает устойчивый интерес к занятиям, что создает положительный эмоциональный настрой и в свою очередь приводит к положительным результатам коррекционной деятельности. По окончании учебного года или этапа коррекционной деятельности проводятся занятия, которые являются местом демонстрации успешности детей.
Специальные коррекционно-оздоровительные занятия помогают достигать эффективного решения основной задачи нашего образовательного учреждения – коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью, развития у них механизмов компенсации.
Для проведения уроков швейного дела с применением коррекционных упражнений по развитию зрительно памяти была выработана следующая примерная структура урока.
I. Организация урока.II. Актуализация знаний.
III. Упражнение на развитие зрительной памяти.
IV. Объяснение нового материала.
V.Закрепление изученного материала. VI. Физминутка.
VII. Инструктаж по Т/Б
VIII. Практическая часть.
IX. Заключительная часть урока.
Приложение 1
Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича): Оценка статического равновесия — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей. Оценка динамического равновесия — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. 2. Оценка ручной моторики: — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. Тесты зрительно-моторной координации: — срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; — срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца. 3. Оценка тактильных ощущений: — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно; — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. 4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения — раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого; — называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.). Различение формы — группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см; — ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор. 5. Оценка зрительного восприятия: — узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); — узнавание контурных изображений (5 изображений); — узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); — выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям: — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки; — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий; — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий. На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».342900-130492500
Приложение №2.
Упражнения для развития зрительного восприятия
«Что изменилось?» Ребенку предлагаю рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (закрыть глаза). Затем убираю (добавляю или меняю местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось?
32639030861000
48958502562860003298825256730500169799026771600032639025673050046697905270500
«Из данных полосок составьте печатные буквы»
3771900205740000
4784725206692500
«Найди отличия»
Детям предлагаю рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства
171450019304000102870019304000
«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляю 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения и сказать какого цвета.
160020029845000
273939030289500
«Разрезанные изображения»
Предъявляю части 2—3 изображений, (например, платья разного цвета или разного фасона) . Требуется собрать из этих частей целые изображения.
«Незаконченные изображения»
Предъявляю изображения с недорисованными элементами, например: фартук без пояса, платье с одним рукавом, халат с одним карманом. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать). Варианты: — предъявляю изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
«Точечные изображения»
Предъявляю изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
«Запомни и нарисуй»
Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
Приложение №3.
Упражнение на восприятие формы, величины, цвета. Одно из самых эффективных упражнений. Суть его в умении «видеть» самые обыденные вещи. На доске были показаны фигуры яркого цвета: квадрат, круг, треугольник.
Задание: смотрите на фигуры спокойно некоторое время, но очень внимательно, стараясь запечатлеть их в своей памяти. Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить фигуры с максимальной точностью. Постарайтесь вспомнить формы, цвет и расположение фигур и запечатлеть всё это в своём мозгу. Потом открыть глаза, взглянуть ещё раз на фигуры и посмотреть насколько они отличаются от созданного вами образа. Внимательно отметить упущенные подробности. Потом снова закрыть глаза и постараться усовершенствовать своё изображение; потом снова посмотреть на фигуры и продолжать до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный зрительный образ фигур.
В ходе этого упражнения учащимся были заданы вопросы:
Какие геометрические фигуры показаны на доске?
Какого цвета квадрат?
Какого цвета круг?
Какого цвета треугольник?
Назовите расположение фигур?
Вначале занятий по этому упражнению ответы детей были не точными: по цветовой гамме (вместо красный – оранжевый) , по расположению фигур, внимание было рассеянным, но после нескольких занятий, внимание учащихся сосредоточилось, стали активно работать, чётко называть последовательность фигур а также цветовую гамму.
Какая фигура лишняя?» Ребенку предлагаю различные наборы из четырех геометрических фигур.
491490023304500033147002444750001943100244475000
502920029464000
33147001022350017145001022350011430010223500
Задание: определи лишнюю фигуру, объясни принцип исключения и принцип группировки.
Найди предмет указанной формы.
27432003619500
-3429007239000
24003006096000
431804254500
431804318000 Задание: Назови модели геометрических фигур,
а затем найди картинки с изображением
предметов похожие на квадрат, овал,
круг, треугольник.
6. Какие цвета использованы?
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-синий, тёмно-синий и т.д.
«Самая длинная, самая короткая» Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
-1143002399665001028700342900000
125730031369000
-11430034925000
Из каких геометрических фигур состоит дом, картина?