Опыт работы преподавателя — организатора основ безопасности жизнедеятельности
Описание педагогического опыта.
Покусай Галина Юрьевна имеет высшее образование, закончила Уральский ордена «Знак Почёта» педагогический институт им. А. С. Пушкина, 1986 год, специальность – учитель химии и биологии.
Стаж работы – 19 лет, в данной школе –14 лет, квалификационная категория – первая. В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: проблемные курсы «Внедрение ФГОС ООО для учителей ОБЖ», ( 108 часов), ФБГОУ ВПО ОГПУ, 2013 год.
За свою работу Покусай Галина Юрьевна награждена Грамотой муниципального учреждения «Отдел образования администрации Первомайского района, Оренбургской области» 2011 год, Почётной грамотой муниципального учреждения « Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» 2012 год, Почётной грамотой областного ДОСААФ России, 2011 год, Почётной грамотой районного отделения ДОСААФ России, 2010 год, Грамотой муниципального общеобразовательного учреждения «Соболевская средняя общеобразовательная школа» 2007 год.
Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, Галина Юрьевна постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство, повышает свой профессиональный уровень. Ученики и коллеги знают её не только как грамотного специалиста, но и как доброго, открытого, отзывчивого человека, всегда готового понять и помочь.
Галина Юрьевна имеет хорошую педагогическую подготовку и глубокие знания по предмету основы безопасности жизнедеятельности.
В своей работе она использует современную методику обучения, новую учебную программу, компьютерные и технические средства обучения, Большое внимание учитель уделяет межпредметным связям при проведении интегрированных уроков, используя сведения из различных наук: биологии, химии, физики, медицины, истории, литературы.
Она доступно излагает учебный материал, используя разнообразные методы обучения, пробуждая интерес к предмету, даёт прочные знания и воспитывает самые добрые чувства. На уроках создаёт доброжелательную обстановку, что способствует открытому общению с детьми и достижению хороших результатов успеваемости учащихся. Глубокие знания предмета и добросовестность позволяют ей проводить свои уроки на высоком уровне.
Она чётко планирует цели и задачи каждого урока и требовательно относится к знаниям учащихся. В практику её работы прочно вошли различные методы работы: викторины, конкурсы, КВНы, тестирование, уроки - игры, лекции, кроссворды, творческие работы и другие. Имея богатый опыт оформительской работы, учитель самостоятельно рисует и изготавливает к урокам разнообразный наглядный материал, использует работы детей для оформления кабинета ОБЖ.
Галина Юрьевна систематически работает над созданием дидактической копилки для уроков.
В кабинете ОБЖ имеется необходимая дополнительная литература в помощь учащимся при подготовке к мероприятиям, олимпиадам и экзаменам.
Большое внимание учитель уделяет профессиональной ориентации учащихся. С этой целью оформлены стенды: «О профессии военного», «О контрактной службе», «Святое дело - Родине служить», «Отчизны верные сыны!», демонстрируются фильмы о службе в рядах ВС РФ, о Памятных Днях России,рассказывает о наших земляках, участниках войн, выступают с сообщения по данной тематике и учащиеся.
Много работы учитель проводит по военно - патриотическому воспитанию подрастающего поколения. С этой целью спланированы различные мероприятия: классные часы, конкурсы « А ну- ка, парни!», военно - спортивная игра «Зарница», работа кружка « Меткий стрелок», систематическая подготовка к пятидневным сборам по строевой, тактической, огневой подготовке, изучению военной техники и оружия. Практическому закреплению знаний учитель отводит особое место в своей работе:
1 .Отрабатываются приёмы оказания первой медицинской помощи. 2.Строевая подготовка, огневая и тактическая. 3.Разборка и сборка автомата Калашникова. 4.Элементы полосы препятствий.
5.Изготовление и использование индивидуальных средств защиты б.Тренировки по эвакуации из здания школы в случаях ЧС, по сигналам ГО Учитель систематически воспитывает у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, выработку у них привычек здорового образа жизни и личной гигиены.
В области постановки целей и задач педагогической деятельности Галина Юрьевна может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. При постановке целей и задач занятий педагог учитывает нормативные требования, а также возрастные особенности обучающихся. Цели занятий формулируются в соответствии с той программой, которая выбрана педагогом как наиболее адекватная предмету и запросам обучающихся.
Галина Юрьевна использует методы развивающего обучения, которые позволяют достигать необходимого уровня принятия целей обучающимися. В своей работе педагог применяет: личностно-ориентированный подход к обучению; технологию проблемного обучения, использует технологии: информационно – коммуникационную, проектной деятельности, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, которые позволяют достигать необходимого уровня принятия целей обучающимися.
Учитель характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации компетенции обеспечения мотивации учащихся на осуществление учебной деятельности. Владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого. Галина Юрьевна отбирает эффективные методики обучения способных и высокомотивированных учащихся, обеспечивая рост их творческого потенциала путём организации внеклассной, исследовательской деятельности.
Галина Юрьевна знает основные современные технологии педагогики развития личности, отдавая предпочтение личностно-ориентированному подходу в методике преподавания основ безопасности жизнедеятельности стабильные результаты освоения образовательных программ учащимися:
основывающемуся на непременной связи получаемых знаний и умений с их внедрением в практику, быт, жизнь. Этот подход базируется на достижениях психологии, педагогики, дидактики. При обучении педагог создает ситуацию успеха, опирается на индивидуальные особенности развития учащихся. Хороший уровень мотивированности обучающихся косвенно доказывается и показателями результативности деятельности. Это стабильные результаты освоения образовательных программ учащимися: качество обученности -70 %, процент успеваемости- 100%. Галина Юрьевна имеет призёров районной олимпиады по ОБЖ: 2011 год – 1 учащийся; 2012 год – 1 учащийся; 2013 год – 2 учащихся; Для Галины Юрьевны характерно творческое взаимодействие с учащимися, ее ученики принимают активное участие в районных конкурсах:
- районный конкурс «А ну-ка, парни», 3 место, 2009 год.
-районная военно-спортивная игра « Зарница», 3 место, 2012 год. -районный конкурс « ЮИД»,3 место, 2008 год;2 место,2009 год.
2012г;
В области обеспечения информационной основы деятельности учитель характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. Галина Юрьевна знает в совершенстве базовый компонент содержания преподаваемого предмета; использует методы педагогической диагностики; владеет уровнем теоретических знаний, позволяющих педагогу вести преподавание на различных уровнях; учитывает психологические особенности обучающихся при отборе содержания, методики и форм учебно-воспитательного процесса; применяет в практической деятельности методику прогнозирования педагогического процесса, приемы планирования и организации самообразования обучающихся, способна объективно и профессионально грамотно представить свой педагогический опыт. Педагогом разработаны и представлены поурочные разработки и презентации к урокам основ безопасности жизнедеятельности, в сети Интернет на различных педагогических сайтах: «Про школу. ру; « Сеть творческих учителей»; сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Соболевская средняя общеобразовательная школа». Она совершенствует свою педагогическую компетентность через курсы повышения квалификации, методические объединения, посещая уроки своих коллег, изучая современную педагогическую и методическую литературу.
В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. На основании собеседования с учителем членами экспертной группы сделан вывод, что Галина Юрьевна обладает прочными знаниями нормативно-правовой базы учебно-воспитательного процесса, в совершенстве владеет базовым и региональным компонентом преподаваемых предметов, знаниями в области педагогики, возрастной психологии, здоровьесберегающих технологий. Преподносит изучаемый материал логично, в удобной для усвоения форме, понятной ученикам различных способностей. Учитель хорошо владеет методикой составления тестовых заданий, навыками составления проверочных работ. В кабинете оформлены специальные стенды, на которых вывешиваются наиболее интересные материалы для учащихся. Учитель имеет глубокие и разносторонние знания по основам безопасности жизнедеятельности, свободно ориентируется в специальной, методической и научно-популярной литературе, в Интернет-ресурсах по своей специальности и смежным областям знаний.
В рамках школьной работы по проблеме личностно-ориентированного обучения по основам безопасности жизнедеятельности, учитель целенаправленно и последовательно внедряет методы и формы индивидуального подхода, главная цель которого – повышение эффективности процесса обучения и создание условий для развития каждого ребенка.
Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что Галина Юрьевна владеет на высоком уровне следующими умениями: организовывать учебную деятельность обучающихся; формировать способы совместной профессиональной деятельности и сотрудничества; реализовать контроль и коррекцию учебной деятельности; обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание. Опыт педагога показывает, что правильная организация учебной деятельности учащегося на уроке и во внеурочное время – это гарантия хороших знаний по предмету. С целью повышения оптимизации учебного процесса, саморазвития и самосовершенствования учащихся, учитель использует дифференцированный подход в обучении учеников, который осуществляется на основе дифференциации заданий по степени сложности, оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при их выполнении с постепенным усложнением. Развивает у детей способности к самообучению, учитывает психологические особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса, формирует умения и навыки рациональной организации труда.
На основании изложенного, экспертная группа считает, что уровень квалификации Покусай Галины Юрьевны - учителя основ безопасности жизнедеятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Cоболевская средняя общеобразовательная школа»
- соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации 3.9).
Для дальнейшего совершенствования деятельности и реализации имеющегося у педагога профессионального потенциала рекомендуем:
- обобщить опыт работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации за курс основной и средней школы и выступить на заседании методического объединения учителей основ безопасности жизнедеятельности.
15