Конспект занятия кружка Занимательная математикана тему Квадрат. Задача – шутка. Загадки
Дата: ____________________
Тема. Квадрат. Задача – шутка. Загадки.
Цель: формировать представления о квадрате как о частном случае четырехугольника, усовершенствовать умения находить периметр квадрата.
Планируемые результаты. Предметные: учащиеся научатся выполнять чертеж квадрата по клеточкам и с помощью прямоугольного треугольника. Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке.
Метапредметные: познавательные:формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего занятия и отдельного задания; регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные:формировать умение договариваться, находить общее решение при работе в парах.
Оборудование: модели прямого угла, картинка автомобиля из геометрических фигур, карточки с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник).Ход занятия
1.Организация класса
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
2. Актуализация знаний
Устный счёт
20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 = □ (40)
17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 = □ (7)
Логическая задача
-Ученики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый.
( На доске круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
-Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть своё название. Какую фигуру начертила Белочка?
(Ответ:Ёж – круг, Лиса – квадрат, Заяц – прямоугольник, Белка – треугольник)
3. Мотивация и целеполагание
(На доске нарисован автомобиль)
-Рассмотрите автомобиль. Из каких геометрических фигур он состоит? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)
-Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники)
-Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)
-Какие фигуры составляют кабину машины? (Квадраты, прямоугольник).
-Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)
-Сейчас вы послушаете загадку и сами определите тему и сформулируйте цели и задачи.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем знаком.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? … (квадрат)
- Тема нашего занятия – квадрат. Цель и задачи: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закрепить вычислительные навыки.
4. Открытие нового знания
Продолжение сказки о четырёхугольниках
- Мы уже знаем, что четырёхугольник и прямоугольник – родственники. Что у них общего?
Однажды в дверь дома четырёхугольников постучали. Это был почтальон. Он принёс телеграмму такого содержания: «Встречайте. Приеду седьмого вечером. Ваш брат Квадрат»
Задумались Прямоугольник и Четырёхугольник : «Как мы узнаем нашего брата, ведь мы его никогда не видели?»
- Ребята, помогите фигурам встретиться. Что общего у квадрата с четырёхугольником? (4 угла, 4 стороны).
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (Прямые углы, противоположные стороны равны.)
- Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)
Дайте определение квадрата.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Вывод: квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.
-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?
Практическая работа
- Из листа прямоугольной формы сделать квадрат. Наложите друг на друга противоположные стороны. В чём мы убедились?(Учитель с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает смежные стороны.)
- Начертите квадрат произвольного размера в тетрадях. О каких свойствах квадрата следует помнить?
- Проведите внутри вашего квадрата линии так, чтобы получились квадраты. Как это сделать? Сколько всего квадратов получилось? Закрасьте квадраты разными цветами.
Нахождение периметра квадрата.
- Нам известно, что длина одной стороны квадрата 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)
- Как? ( У квадрата все стороны равны.Значит, остальные стороны также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 4 см.)
- Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 4 взять 4раза.)
а = 4 см
Р= а + а + а + а
Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см)
Задача на смекалку
( На доске рисунок прямоугольного треугольника)
- Рассмотрите эту фигуру. Как она называется?
- Подумайте, как из этой фигуры получить квадрат.
5.Итог урока. Рефлексия.
Игра «Поиск истины»
1.Любой квадрат – это прямоугольник.
2.Любой прямоугольник – это квадрат.
3.Любой четырёхугольник – это многоугольник.
4. Любой четырёхугольник – это квадрат.
- Продолжи предложения: « Я узнал… Я научился… Я повторил… Я задумался…»