Занятие факультатива «Занимательная грамматика» для учащихся 3 класса Тема: Многозначные слова
Занятие факультатива «Занимательная грамматика» для учащихся 3 класса
Тема: "Многозначные слова"
Цель: Формировать систему знаний о многозначных словах
Задачи урока:
Образовательные: уметь определять признаки многозначных слов и активно использовать их в своей речи
Воспитательные: способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений, условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, содействовать формированию культуры речи и бережного отношения к русскому языку.
Развивающие: создать условия для развития внимания, словарного запаса учащихся, умение логически и образно мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать при работе с раздаточным материалом и техническими средствами.
Планируемые результаты:
Предметные: 1. Смогут находить многозначные слова в тексте и определять их лексическое значение 2. Определять признаки многозначных слов.
Метапредметные:
Личностные: 1.Умение работать в парах, в группе. 2. Уважение к личности и её достоинства к окружающим 3. Позитивная самооценка. 4 Умение вести диалог учитель -ученик; ученик -ученик.
Регулятивные:
1.В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные цели и задачи. 2.Умение планировать свою деятельность и деятельность группы. 3. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.
Познавательные: 1. Находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных словах, фразеологических оборотах и их лексических значениях, анализировать и использовать эти слова в письменной и устной речи.
2. С помощью заданий и раздаточного материала составлять из словосочетаний, в состав которых входят многозначные слова, предложения.
Коммуникативные: 1. Слушать. слышать и понимать речь учителя и одноклассников. 2.Задавать вопросы, формулировать собственное мнение. 3. Строить монолог и диалог . 4.Умение работать в парах, в группах.
Оборудование: раздаточный материал, чистые листы, презентация «Многозначные слова»
Этапы
занятия,
содержание (задания)
Время
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Планируемый результат, в т.ч. формируемые УУД
Организационный этап
2 мин.
Долгожданный дан звонок!Ты готов начать урок?Всё ль на месте? Всё ль в порядкеКнижки, ручки и тетрадки?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка.
Девиз урока:
«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,
ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,
ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».
А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
«Я ко всем наукам ключ имею.Я со всей вселенною знаком.Это потому, что я владеюРусским всеохватным языком».
Подготовка класса к работе
Читает хорошо читающий ученик.
Настрой на учебную деятельность
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Самоопределение к деятельности
1мин.
Отгадайте загадку.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (Мышь.)
Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
Какие значения имеет это слово?
Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)
А теперь значение слова иволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)
Сформулируйте тему урока.
Работа в парах.)
Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.
Постановка учебной задачи.
2мин.
- Очень расстроился карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну..На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова.
Из первогокисть, ключ, корень.Из второго – пирог, портфель.Опять задумался карандаш ,в какой домик ему постучать?Почему слова не живут вместе?А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?
- Теперь помогите мне назвать тему урока.
5.Решение учебных задач
6.Формирование цели урока и постановка учебных задач
20 мин
7 мин
Задание №1 .
Ребята идут в школу через парк.
Часы идут.
Идёт летний дождик,Идут и ребятки,Поезд идёт и гудит без оглядки.Часики тикают - тоже идут,Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.В кинотеатрах во всех там и тутМультики детские часто идут.Дорога идёт далеко-далеко,Идёт дым из трубы высоко-высоко.Годы идут, не воротишь назад,Идёт, словно в бой, танк на парад.Занятие в школе долго идёт,Невеста с фатою замуж пойдёт.Так всё на свете идёт и идёт,И в основном всё вперёд и вперёд!
Задание №2
У моей бабушки золотые руки.
Мама купила золотое кольцо.
Задание №3.
Хозяйка острым ножом режет овощи.
Мясо подали с острым соусом.
Задание №4
Бежит ручей через овраг.
Бежит ёжик по лужайке.
Вывод: многозначными словами могут быть имена существительные, имена прилагательные, глагол.
Работа над фразеологическими словами.
- Наш русский язык богат и могуч. В русской речи используются устойчивые выражения, в которых слова употребляются в переносном значении. Как называются такие выражения? Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Сейчас мы вспомним фразеологические обороты, связанные с человеком, с частью тела, со словами: нос, рука, ноги, язык. С помощью образовательной структуры вспомним значение этих выражений.
взять себя в руки задирать нос
на скорую руку водить за нос
отбиться от рук повесить нос
рукой подать зарубить себе на носу
лезть под руку встретиться носом к носу
сидеть сложа руки с гулькин нос
язык без костей унести ноги
чесать языком одна нога здесь, а другая там
повесить язык на плечо путаться под ногами
найти общий язык падать с ног
длинный язык сбиться с ног
держать язык за зубами встать с левой ноги
- А какие фразеологические обороты знаете вы?
Игра «Прямое и переносное значение слов»
Игра "Догадайся" Что это, как вы догадались? 1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
2. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
3. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у вечных путаников. (Каша)
Коммуникативные: - уметь общаться, слушать и слышать друг друга- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь
- формулировать собственное мнение, позицию
- постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач
- проводить сравнение
- строить рассуждения
Регулятивный:
- оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Физкультминутка.
Упражнение «Сели – встали - встали выше». Даже самооценку можно провести играючи.
6.Первичное закрепление полученных знаний
Решение проблемной ситуации.
5мин.
Выберете одно из заданий и
запишите в тетрадь.
Шить иглой , игла ёжика; хвост очереди, щучий хвост; дверная ручка, детская ручка; золотой кулон, золотое сердце; колючий кактус, колючий взгляд, кислое яблоко, кислый вид; мягкие руки, мягкая игрушка.
1. Выпишите словосочетания, в которых слова сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном.
2* Составьте и запишите предложения с этими словосочетаниями, в которых слова сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном.
7.Повторное закрепление
5мин.
"Фразеологический зверинец". Кто быстрее?
Покажите это мимикой и жестом
Голоден как(волк.)
Хитёр как(лиса.)
Труслив как(заяц.)
Колючий как(ёж.)
Надут как(индюк.)
Нем как(рыба.)
Упрям как(осёл.)
Болтлив как(сорока.)
Если время
-Игра « Назови слово»
-Интересные многозначные слова выписываются в тетрадь.
- Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу. Найдите в нём многозначные слова.
Заключительный этап
3 мин
- О каких словах мы сегодня говорили?
- Дайте им определение
- О многозначных
Слово называется многозначным, если оно имеет несколько значений и между этими значениями сохраняется связь.
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
15