Занятие кружка общеинтеллектуального направления «Занимательная грамматика» в рамках внеурочной деятельности
Занятие кружка общеинтеллектуального направления
«Занимательная грамматика» в рамках внеурочной деятельности
Жигулина Н. П., учитель
МАОУ «СОШ №16» г. Губкин
Тема. Экскурсия в прошлое
Цель: Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Метапредметные.
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться словарем;
Предметные. Наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления. Наблюдать за значением устаревших слов, уметь пользоваться словарем
Оборудование. Карточки для парной работы, тексты для групповой работы, толковый словарь В.И. Даля, сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»
Возраст детей. 8-9 лет
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Возьмемся за руки. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.
2. Фронтальная работа.
- Дети, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по морю слов. Сегодня у нас занятие-экскурсия в прошлое. Посмотрите на первый наш зал «Лексика», который мы посетим. В каком разделе русского языка мы будем работать? Что изучает Лексика?
3. Составление кластера.
(Дети переходят к конторкам по два человека, снимают обувь, становятся на ортопедические коврики). Заполнение таблицы на доске. Каждой паре дается три карточки нужно выбрать одну, дать определение, привести пример, прикрепить.
1 пара
Многозначные слова
Главные члены предложения
Второстепенные члены 2 пара
Синонимы
Корень суффикс
Окончание
3 пара
Антонимы
Точка
Запятая 4 пара
Омонимы
Приставка
Словарные слова
5 пара
Заимствованные слова
Гласный звук
Согласный звук 6 пара
Устаревшие слова
Жи и ши пиши с и
Ча и ща пиши с а
Заполняется кластер на доске. Дети дают определения.
лексика
4. Определение темы и цели занятия с опорой на доску.
5. Работа в группа. План работы группы
Прочитайте текст
Научитесь читать его выразительно
Найдите в тексте многозначное слово
Найдите в тексте синонимы
Найдите в тексте заимствованное слово
Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.
6. Самостоятельная работа в группах. Анализ фронтально.
-Где мы можем узнать об устаревших словах? Каким образом?
-О чём говорится в тексе? Что главное мы понимаем из текста?
-Попробуйте найти многозначное слово. (Это слово свет). Докажите .-А есть ли другое значение у слова свет? (Мир, вселенная.)
-Какое значение имеет слово свет в тексте? ( Солнечный свет). Какое слово нам подсказывает это? (Мартовский).
-Найдите синонимы в тексте. ( Засверкала, засияла, заблестела.)
-Докажите. (Они близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.) Зачем автор вводит в текст несколько синонимов. Что он хочет показать этим? Есть ли в тексте заимствованное слово? (Фокусник.) Докажите
7. Создание проблемной ситуации. Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к новой теме.
-Разобрались в тексте или что-то для вас осталось непонятным? Почему мы не можем до конца понять этот текст? А, может быть, кто-то знает, что такое ларь?
Переходим во второй зал. Зал словаря.
-Что делать в том случае, если мы не знаем значения слова или сомневаемся?
Работа со словарём.
Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? В каком?
Чтение статьи в словаре учебника.
Ларь (устаревшее) – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. В ларях хранили муку, зерно, овощи.
-Можете теперь сказать, почему вы затруднялись в значении этого слова?
Как вы думаете, надо нам с ними поближе познакомиться? А зачем?
8. Физминутка.
Я называю, вы показываете.
Уста (губы), очи (глаза), ланиты( щёки), чело (лоб), выя( шея), перста (пальцы), долонь (ладонь), длань (рука), десница (правая рука), шуйца (левая рука).
9. Работа с произведениями А. С. Пушкина
Идем во второй зал. Здесь произведения А. С. Пушкина.
- Назовите сказки А. С. Пушкина? С какими сказками мы знакомились на уроке «Литературного чтения»? Найти (в любой из предложенных книг) и объяснить одно устаревшее слово по выбору, найдя его толкование в словаре (работа в группах)
10. Работа в парах у конторок. Постановка проблемного вопроса
Переходим в следующий зал.
-А сейчас в повседневной жизни в современном языке мы употребляем эти слова? (Нет.) Почему? Что произошло с предметом? (Он исчез.) А что произошло со словом? (Оно устарело.) Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают. Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими. Предлагаю вам задание «Найди четвёртое лишнее».
Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. Пальто, плащ, шуба, кафтан.
Стол, утюг, коромысло, кастрюля. Нос, рот, очи, уши.
11. Вывод.
Рефлексия. Выступление детей. Чтение наизусть стихотворений и высказываний о русском языке по выбору учащихся.