Дополнительная образовательная программа по русскому языку Занимательная грамматика (4 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
(с углубленным изучением отдельных предметов)»
Рассмотрена
на заседании МО
протокол №____от________ Утверждена приказом
директора школы
С.В.Губановой от_____№
Рекомендована к утверждению
методическим советом
протокол №_______от________
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Занимательная грамматика»
Возрастная категория: 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор дополнительной образовательной программы:
учитель начальных классов
Кузнецова Н.А.
Информационная карта
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« СОШ №1 ( с углубленным изучение отдельных предметов)»
Полное название программы
«Занимательная грамматика»
Сведения об авторе:
Ф,И,О,должность
Головачёва Наталья Алексеевна, учитель начальных классов
Сведения о программе
Нормативная база
·
·Федеральный закон об
образовании Российской Федерации
№ 273 от 29.12.13 г.
·
·Устав МБОУ « СОШ №1 ( с углубленным изучением отдельных предметов)»
Область применения
дополнительное образование
Направленность
социально-педагогическая
Тип программы
модифицированная
Вид программы
общеразвивающая
Возраст обучающихся
10 лет
Продолжительность обучения
1год
Рецензии и авторы отзывов
Рассмотрена на педагогическом совете
Протокол педагогического совета
МБОУ « СОШ №1( углубленным изучением отдельных предметов)» от
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика» имеет социально-педагогическую направленность. Она ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьной программы по русскому языку. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет; 4 класс). Данная программа рассчитана на 1 год обучения (72учебных часа). Занятия проходят по 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
2.Новизна, актуальность.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цель дополнительной образовательной программы: расширение и углубление у младших школьников знаний по русскому языку.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
развивать мотивацию к изучению русского языка;
развивать творчество и обогащать словарный запас;
совершенствовать языковое развитие учащихся;
углублять и расширять знания, представления о русском языке.
Воспитывающие:
воспитывать культуру обращения с книгой;
формировать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности дополнительной программы «Занимательная грамматика».
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Методы:
Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
Репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Исследовательские (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Приемы обучения:
Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Формы проведения занятий
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы
Форма подведения итогов.
В конце первого полугодия проводится промежуточная , в конце года- итоговая аттестация.
Аттестация проводится в соответствии с положением аттестации учащихся МБОУ « СОШ №1(с углубленным изучением отдельных предметов)»
Цель аттестации:
- Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия
прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.
Промежуточная аттестация - форма оценки степени и уровня освоения детьми
дополнительной общеразвивающей программы данного года обучения.
Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной
общеразвивающей программы.
Сроки проведения аттестации:
- промежуточная аттестация учащихся проводится декабрь-январь;
- итоговая аттестация проводится в мае.
Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности
обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся
(приложение 1, 2).
Результаты освоения образовательной программы учащимися заносятся в таблицу
(приложение 3):
·
·полностью освоивших программу дополнительного образования - высокий
уровень (баллов);
·
·освоивших программу не в полном объеме - средний уровень (баллов);
·
·освоивших программу в минимальном объеме - низкий уровень ниже
среднего (балла).
3.Учебно-тематический план
Раздел
Тема
Колич.
часов
Теория
Практика
Словообразование
34
20
14
Сказочное царство слов.
1
1
-
Путешествие в страну Слов.
2
1
1
Чудесные превращения слов.
2
1
1
В гостях у слов- родственников.
2
1
1
Добрые слова.
2
1
1
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова
1
1
-
Новые слова в русском языке.
2
1
1
Встреча с зарубежными друзьями.
1
1
-
Синонимы в русском языке.
2
1
1
Слова- антонимы.
1
1
-
Слова- омонимы.
1
1
-
Крылатые слова.
1
1
-
В королевстве ошибок.
2
1
1
В стране Сочинителей.
2
1
1
Искусство красноречия.
2
1
1
Праздник творчества и игры.
1
-
1
Трудные слова.
2
1
1
Анаграммы и метаграммы.
2
1
1
Шарады и логогрифы.
2
1
1
Откуда пришли наши имена.
1
1
-
Занимательное слообразование.
1
1
-
КВН по русскому языку.
1
-
1
Занимательная лингвистика
38
21
17
Что такое орфоэпия?
1
1
-
Что такое фонография или звукозапись?
1
1
-
Звуки не буквы!
1
-
1
Звучащая строка.
1
-
1
Банты и шарфы.
1
1
-
«Пигмалион» учит орфоэпии.
1
1
-
Кис-кис! Мяу! или Кое-что о звукоподражаниях.
1
1
-
Имена вещей.
1
1
-
О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
-
1
В царстве смыслов много дорог.
1
1
-
Как и почему появляются новые слова?
1
-
1
Многозначность слова.
1
-
1
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
1
-
Об одном и том же - разными словами.
1
1
-
Как возникают названия.
1
-
1
Слова – антиподы.
1
1
-
Фразеологические обороты.
1
-
1
Словари «чужих» слов.
1
-
1
Капитан и капуста.
1
1
-
«Он весь свободы торжество».
1
1
-
Мы говорим его стихами.
1
1
-
Слова, придуманные писателями.
1
1
-
Слова уходящие и слова – новички.
1
-
1
Словарь языка Пушкина.
1
-
1
Смуглая Чернавка.
1
-
1
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1
-
1
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
1
-
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
1
-
Словарь- грамотей.
1
1
-
Научная этимология.
1
-
1
Какие бывают имена?
2
1
1
Древнерусские имена.
2
1
1
Отчество и фамилия.
2
1
1
Надо ли останавливаться перед зеброй?
2
1
1
Итого:
72
41
31
4.Содержание программы
Раздел 1.Словообразование(34 ч.)
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Теория(1 ч.) Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».
Практика (1 ч.) Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Теория (1 ч.) Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.
Практика (1 ч.) Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников.
Практика (1 ч.) Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Теория (1 ч.) Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро».
Практика (1 ч.) Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Теория (1 ч.) Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке.
Практика (1 ч.) Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».
Практика (1 ч.) Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Теория (1 ч.) Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Теория (1 ч.) Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Теория (1 ч.) Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.
Практика (1 ч.) Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Теория (1 ч.) Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.
Практика (1 ч.) Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.
Практика (1 ч.) Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Практика (1 ч.) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Практика (1 ч.) Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы .
Практика (1 ч.) Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с происхождением шарад и логогрифов.
Практика (1ч.) Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Теория (1 ч.) Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Практика (1 ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Раздел 2.Занимательная лингвистика(38 ч.)
Тема 35. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 36.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Теория (1ч.) Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 37. Звуки не буквы! (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 38. Звучащая строка. (1ч.)
Практика (1 ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 39. Банты и шарфы. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 40. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Теория (1 ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 41. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Тема 42. Имена вещей. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 43. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Практика (1 ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 44. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 45. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Практика (1 ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 46. Многозначность слова. (1ч.)
Практика (1 ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 47. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Теория (1 ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 48. Об одном и том же разными словами. (1ч.)
Теория (1 ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 49. Как возникают названия. (1ч.)
Практика (1 ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 50. Слова – антиподы. (1ч.)
Теория (1 ч.) Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 51. Фразеологические обороты. (1ч.)
Практика (1 ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 52. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Практика (1 ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 53. Капитан и капуста. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 54. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Теория (1 ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 55. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Теория (1 ч.) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 56. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Теория (1 ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 57. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Практика (1 ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 58. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Практика (1 ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 59. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Практика (1 ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 60. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Практика (1 ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 61. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 62. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 63. Словарь- грамотей. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 64. Научная этимология. (1ч.)
Практика (1 ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 65-66. Какие бывают имена? (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси.
Практика (1 ч.) Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 67-68. Древнерусские имена. (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Практика (1 ч.) Работа с этимологическим словарем.
Тема 69-70. Отчество и фамилия. (2ч.)
Теория (1 ч.) Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».
Практика (1 ч.) Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 71-72. Надо ли останавливаться перед зеброй? (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
Практика (1 ч.) Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
5.Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое оснащение:
компьютер
проектор
экран
Дидактико-методическое оснащение:
словари;
карточки с заданиями;
перфокарты;
электронные тренажеры;
репродукции картин;
обучающие презентации
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративные методы;
репродуктивные;
методы проблемного изложения;
частично поисковые методы;
исследовательские.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для детей:
1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М. : Вентана-Граф, 2012.
Для педагога:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
И учеба, и игра: русский язык. Ярославль Академия развития 2003г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Календарно- тематическое планирование
Название объединения : « Занимательная грамматика» ( 1 группа)
Направленность:соц.педагогическая
Год обучения : 1
Педагог дополнительного образования: Кузнецова Надежда Александровна
Количество часов в год: 72
Количество часов в неделю: 2
№ п/п
Тема
Кол.час.
По плануПо
Словообразование
34
1.
Сказочное царство слов.
1
2-3.
Путешествие в страну Слов.
2
4-5.
Чудесные превращения слов.
2
6-7.
В гостях у слов- родственников.
2
8-9.
Добрые слова.
2
10.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова
1
11-12.
Новые слова в русском языке.
2
13.
Встреча с зарубежными друзьями.
1
14-15.
Синонимы в русском языке.
2
16.
Слова- антонимы.
1
17.
Слова- омонимы.
1
18.
Крылатые слова.
1
19-20.
В королевстве ошибок.
2
21-22.
В стране Сочинителей.
2
23-24.
Искусство красноречия.
2
25.
Праздник творчества и игры.
1
26-27.
Трудные слова.
2
28-29.
Анаграммы и метаграммы.
2
30-31.
Шарады и логогрифы.
2
32.
Откуда пришли наши имена.
1
33.
Занимательное слообразование.
1
34.
КВН по русскому языку.
1
Занимательная лингвистика
38
35.
Что такое орфоэпия?
1
36.
Что такое фонография или звукозапись?
1
37.
Звуки не буквы!
1
38.
Звучащая строка.
1
39.
Банты и шарфы.
1
40.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
1
41.
Кис-кис! Мяу! или Кое-что о звукоподражаниях.
1
42.
Имена вещей.
1
43.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
44.
В царстве смыслов много дорог.
1
45.
Как и почему появляются новые слова?
1
46.
Многозначность слова.
1
47.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
48.
Об одном и том же - разными словами.
1
49.
Как возникают названия.
1
50.
Слова – антиподы.
1
51.
Фразеологические обороты.
1
52.
Словари «чужих» слов.
1
53.
Капитан и капуста. Происхождение слов
1
54.
Работа с фразеологическим словарём
1
55.
Мы говорим стихами. Рифма
1
56.
Слова, придуманные писателями.
1
57
Слова уходящие и слова – новички.
1
58.
Словарь языка Пушкина.
1
59.
Работа со словарём иностранных слов
1
60.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1
61.
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
62.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
63.
Словарь- грамотей.
1
64.
Научная этимология.
1
65.-66.
Какие бывают имена?
2
67-68.
Древнерусские имена.
2
69-70.
Отчество и фамилия.
2
71-72.
Надо ли останавливаться перед зеброй?
2
Итого: 72ч.
Календарно- тематическое планирование
Название объединения : « Занимательная грамматика» ( 2 группа)
Направленность :соц.педагогическая
Год обучения : 1
Педагог дополнительного образования: Кузнецова Надежда Александровна
Количество часов в год: 72
Количество часов в неделю: 2
№ п/п
Тема
Кол.час.
По плануПо
Словообразование
34
1.
Сказочное царство слов.
1
2-3.
Путешествие в страну Слов.
1
4-5.
Чудесные превращения слов.
2
6-7.
В гостях у слов- родственников.
2
8-9.
Добрые слова.
2
10.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова
1
11-12.
Новые слова в русском языке.
2
13.
Встреча с зарубежными друзьями.
1
14-15.
Синонимы в русском языке.
2
16.
Слова- антонимы.
1
17.
Слова- омонимы.
1
18.
Крылатые слова.
1
19-20.
В королевстве ошибок.
2
21-22.
В стране Сочинителей.
2
23-24.
Искусство красноречия.
2
25.
Праздник творчества и игры.
1
26-27.
Трудные слова.
2
28-29.
Анаграммы и метаграммы.
2
30-31.
Шарады и логогрифы.
2
32.
Откуда пришли наши имена.
1
33.
Занимательное слообразование.
1
34.
КВН по русскому языку.
1
Занимательная лингвистика
38
35.
Что такое орфоэпия?
1
36.
Что такое фонография или звукозапись?
1
37.
Звуки не буквы!
1
38.
Звучащая строка.
1
39.
Банты и шарфы.
1
40.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
1
41.
Кис-кис! Мяу! или Кое-что о звукоподражаниях.
1
42.
Имена вещей.
1
43.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
44.
В царстве смыслов много дорог.
1
45.
Как и почему появляются новые слова?
1
46.
Многозначность слова.
1
47.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
48.
Об одном и том же - разными словами.
1
49.
Как возникают названия.
1
50.
Слова – антиподы.
1
51.
Фразеологические обороты.
1
52.
Словари «чужих» слов.
1
53.
Капитан и капуста. Происхождение слов
1
54.
Работа с фразеологическим словарём
1
55.
Мы говорим стихами. Рифма
1
56.
Слова, придуманные писателями.
1
57
Слова уходящие и слова – новички.
1
58.
Словарь языка Пушкина.
1
59.
Работа со словарём иностранных слов
1
60.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1
61.
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
62.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
63.
Словарь- грамотей.
1
64.
Научная этимология.
1
65.-66.
Какие бывают имена?
2
67-68.
Древнерусские имена.
2
69-70.
Отчество и фамилия.
2
71-72.
Надо ли останавливаться перед зеброй?
2
Итого: 72ч.
Форма подведения итогов.
В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация.
Аттестация проводится в соответствии с положением аттестации учащихся МБОУ « СОШ №1 ( с углубленным изучением начальных классов)»
Цель аттестации:
- Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия
прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.
Промежуточная аттестация - форма оценки степени и уровня освоения детьми
дополнительной общеразвивающей программы данного года обучения.
Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной
общеразвивающей программы.
Сроки проведения аттестации:
- промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре- январе;
- итоговая аттестация проводится в мае.
Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности
обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся
(приложение 1,2).
Результаты освоения образовательной программы учащимися заносятся в таблицу
(приложение 3):
·
·полностью освоивших программу дополнительного образования - высокий
уровень (15-19баллов);
·
·освоивших программу не в полном объеме - средний уровень 9-14 баллов);
·
·освоивших программу в минимальном объеме - низкий уровень ниже
среднего (0-9баллов).
Промежуточная аттестация учащихся 1 года обучения
(Критерии оценки результативности обучения)
1 год обучения
Приложение 1
1. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию.
А) Человек, управляющий оркестром.
Б) Тот, кто предан своему народу, родине.
В) Человек, который реализует товары в магазине.
2. Раскрой смысл крылатых выражений.
А)Работать, засучив рукава __________
Б)Прикусить язык _________________________________
В) Ходить на голове ________________________________
3.Вспомни поговорку по ее началу.Соловья баснями...__________________________________.Всяк кулик... _______________________________________.Пуганая ворона... ___________________________________.Слово не воробей... __________________________________.
Цыплят по осени...._______________________________________
4. Найдите "третье лишнее".
А) Горе, нагорный, горевать.
Б)) Пот, потолок, потливый.
В)) Вода, водить, водник.
5. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
А) Верный друг –
Б) Верное средство –
В) Верный ответ –
6.Собери пословицы
А) Пруда, без, не ,труда, рыбку, из выташищь
Б) В , шило, утаишь,не, мешке .
Ответы к промежуточному тестуПо 1 баллу за слово
1.А) дирижёр (1б)
Б) патриот (1б) 3б
В) продавец (1б)
2. А)энергично, хорошо, усердно работать (1б) 3б
Б) спохватившись, внезапно замолчать (1б)
В) очень шалить, шуметь, озорничать, нарушать дозволенное (1б)
3.Соловья баснями...не кормят. (1Б) 5бВсяк кулик... свое болото хвалит. (1б)Пуганая ворона куста боится. (1б) Слово не воробей... вылетит - не поймаешь. (1б)
Цыплят по осени...считают. (1б)
4.а) нагорный 3б
Б) потолок (1б)
В) водить (1б)
5.А) надёжный (1б) 3б
Б) проверенное (1б)
В) правильный (1б)
6. А) Без труда не вытащишь рыбку из пруда. (1б) 2б
Б) Шило в мешке не утаишь. (1б)
Максимальный балл-19
Высокий уровень___________15-19 б
Средний уровень___________9-14б
Низкий уровень ____________0-9б
Аттестация обучающихся (итоговая)
(Критерии оценки результативности обучения)
1 год обучения
Тест ( итоговый)
1.Определи количество букв и звуков в слове июль
А)3 буквы, 4 звука
Б) 4 буквы, 4 звука
В) 4 буквы, 3 звука
2К какому слову антоним подобран неверно? А)много-мало В) вечер-ночьБ)вершки-корешки Г) высокий -низкий
3. В каком слове ударение падает на первый слог?
А)поняла В)квартал
Б)хвоя Г) договор
4.В каком словаре вы можете узнать значение слова?
А) орфографическом В) толковом
Б) орфоэпическом Г) этимологическом
5. В каком словаре вы можете узнать происхождение слова ?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) толковом Г) орфоэпическом
6. В каком словаре вы можете узнать правильность произношения слова ?
А) толковом В) орфографическом
Б) этимологическом Г) орфоэпическом
7. Слово инициатива имеет значение
А) желание работать В)бездействие
Б)развлечения Г) побуждение к действию
8.Укажи пару слов, которые не являются синонимами.
А) вкусный- аппетитный В)лёгкий- непростой
Б) Родина- Отечество Г)блестеть- сверкать
9. Укажи, какое из сочетаний слов является фразеологизмом.
А) забить зверя В) забить тревогу
Б) забить гол Г) забить гвоздь
10. Составь пословицы:
А).Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
________________________________________________________________
Б. )Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.
______________________________________________________________
В.) Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.
________________________________________________________________
Г.) Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
11. Замени иноязычные слова сложными русскими словами.1)Каллиграфия ________________________2)Орфография __________________________3) Эгоизм _____________________________
12. Одним словом объясни значение заимствованных слов
антракт____________________________
финал______________________________
дегустация ____________________________
Ответы к заданиям
1.Б (1б)
2.В (1б)
3.Б (1б)
4.В (1б)
5.В (1б)
6.Г (1б)
7.Г (1б)
8.В (1б)
9.В (1б)
10.В чужой монастырь со своим уставом не ходят (1б)
Не рой другому яму –упадёшь туда сам. (1б)
Семь раз отмерь, один раз отрежь (1б) 4б
Дарёному коню в зубы не смотрят (1б)
11.чистописание (1б)
правописание (1б) 3б
себялюбие (1б)
12.перерыв (1б)
конец (1б) 3б
проба (1б)
Максимальный балл-19
Высокий уровень___________15-19 б
Средний уровень___________9-14б
Низкий уровень ____________0-9б
Заголовок 315