Управленческий проект Оптимизация процесса управления педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Центр высшей школы государственного управления
Допустить к защите:
Директор Уральского
института управления – филиала РАНХиГС
_____________В.А.Лоскутов
«__»______________ 2015 г.
Защита проекта 25 ноября 2015 г.
Оптимизация процесса управления педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения»
Модератор группы: К.пед.н., теории и теории и социологии
доцент кафедры УИУ (ф) РАНХиГС
Климова Галина Геннадьевна
Разработчики проекта:
Лазюк Светлана Владимировна
Лапшанова Светлана Викторовна
Погудина Лариса Михайловна
Пылаева Татьяна Леонидовна
Речкина Надежда Григорьевна
Сарычева Светлана Юрьевна
Филиппова Елена Владимировна
Екатеринбург, 2015г
Содержание
Введение 3
1 Паспорт управленческого проекта 7
2 Основное содержание проекта 9
2.1. Формирование концепции проекта 9
2.2. Этапы реализации проекта 11
2.3. Уровни управления проектом 19
2.4. Особенности проекта 22
2.5. Механизмы реализации проекта 27
2.6. Ресурсное обеспечение проекта 28
2.7. Принципы образования команд 30
2.8. Контроль и анализ результатов проекта 31
2.9. Риски реализации проекта 33
2.10 Ожидаемый результат 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 40
Введение
XXI век - эпоха бурных перемен. Все стороны привычной жизни и динамики общества радикально меняются. Для того чтобы наука стала первоисточником инновационно - технологического прорыва, необходима более ощутимая поддержка государством фундаментальных исследований, научных школ мирового уровня. Необходим органический синтез академической и отраслевой науки и высшей школы, что обеспечит омоложение кадрового потенциала, приток талантливой молодежи в эту сферу а также рачительное использование отечественного фонда изобретений, лежащих в основе конкурентоспособности продукции. Языком науки и важнейшей составляющей научно-технического прогресса является математика.
Приоритетные направления развития системы образования, государственной политики по вопросам стратегического развития государства предполагают аспекты математического образования основополагающими по созданию условий формирования конкурентно успешных молодых людей на рынке труда (рынке технических специальностей). Вместе с тем уровень математического образования молодого поколения не отвечает требованиям сегодняшнего времени. По результатам исследования математической грамотности 15-летних учащихся российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 482 (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 31-39 местам среди 65. За годы участия в программе PISA не произошло никаких существенных изменений в состоянии математической грамотности российских 15-летних учащихся: 2003 год – 468 баллов, 2006 год – 476 баллов, 2009 год – 468 баллов.
Сегодня, в свете реализации ФГОС создаются благоприятные условия для самореализации и самоадаптации личности каждого обучающегося, условия для реализации и развития кадрового потенциала, но вместе с тем невысокие результаты российских учащихся в исследовании PISA еще раз демонстрируют, что давно поставленная перед российской школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов PISA, оценивающих сформированность математической грамотности.
В реализуемом проекте «Оптимизация процесса управления педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения» мы предлагаем пересмотреть механизмы управления коллективом через систему управления педагогическими командами. Гипотеза: если оптимизировать процесс управления педагогическими командами в рамках реализации проекта, то повысится уровень математического образования в образовательном учреждении.
Актуальность проекта:
Повышение качества математического образования является актуальным в аспекте индивидуального и личностного развития каждого обучающегося, поскольку изучение математики и развитие математической компетентности «станет одним из основных показателей интеллектуального уровня человека, неотъемлемым элементом культуры и воспитанности, будет естественно интегрироваться в общегуманитарную культуру» и, наращивания профессионального (кадрового) потенциала для инновационной экономики.
В ноябре 2015 года на курсах повышения квалификации среди 22 руководителей образовательных учреждений Свердловской, Тюменской областей, Ханты – Мансийского и Ямало-Ненецкого АО был проведен опрос по проблеме качества математического образования, который показал актуальность вышеобозначенной проблемы.
77% опрошенных считают систему работы в своем образовательном учреждении по повышению качества математического образования неоптимальной и неэффективной. В реализации основных направлений концепции математического образования участвуют руководитель, заместитель руководителя и учитель математики. Основными проблемами отмечены: несовершенство применения педагогических технологий, недостаточная база контрольно-измерительных материалов, недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, незнание нормативных документов, отсутствие системного подхода, дефицит педагогических кадров, низкая мотивация педагогов на получение качественного результата (Приложение 1)
Цель проекта: совершенствование механизмов управления педагогическими командами, направленных на интеграцию ресурсов общеобразовательного учреждения по повышению математической грамотности обучающихся.
Объект проекта: механизмы управления педагогическими командами и ресурсы общеобразовательного учреждения направленные на повышение математической грамотности обучающихся.
Предмет проекта: процесс повышения математической грамотности обучающихся.
Ожидаемые результаты проекта:
В итоге реализации проекта будут созданы:
условия и механизмы управления педагогическими командами для повышения математической грамотности обучающихся, которые обеспечат качественный сдвиг в образовательном процессе в виде переориентации на новую результативность обучающихся и всей образовательной организации в долгосрочной перспективе.
Основным теоретическим результатом явится описание механизмов управления педагогическими командами направленных на интеграцию ресурсов общеобразовательного учреждения, представленных в дорожной карте реализации проекта.
Практическими результатами станут:
1. Изменения в профессиональных позициях учителей, в формах и методах их взаимодействия
2.Алгоритм деятельности педагогических команд
3.Увеличение количества участников и призеров математических олимпиад и конкурсов.
4.100% успеваемость обучающихся по математике, физике, информатике.
5.Повысится процент обучающихся, занятых во внеурочной деятельности по предметам математического цикла.
1.Паспорт управленческого проекта
Наименование проекта «Оптимизация процесса управления педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения»
Директор, руководитель, участники Директор, заместители директора, руководители структурных подразделений, руководители МО, педагоги общеобразовательного учреждения
Основания для инициации проекта Необходимость повышения математической грамотности обучающихся в общеобразовательном учреждении
Цель проекта Совершенствование механизмов управления педагогическими командами, направленных на интеграцию ресурсов общеобразовательного учреждения по повышению математической грамотности обучающихся
Задачи проекта 1.Оптимизировать ресурсы в рамках реализации Проекта;
2.Выработать единые подходы по использованию математического аппарата и использованию математических инструментов с учетом межпредметной интеграции.
3. Реализовать механизм управления педагогическими командами по повышению математической грамотности.
4.Организовать методическое сопровождение Проекта.
5.Проанализировать итоги реализации проекта. Обобщить и распространить опыт в педагогическом сообществе.
Ожидаемые результаты
Проекта: В итоге реализации проекта будут созданы:
Условия и механизмы управления педагогическими командами для повышения математической грамотности обучающихся, которые обеспечат качественный сдвиг в образовательном процессе в виде переориентации на новую результативность обучающихся и всей образовательной организации в долгосрочной перспективе.
Основным теоретическим результатом явится описание механизмов управления педагогическими командами, направленных на интеграцию ресурсов общеобразовательного учреждения, представленных в дорожной карте реализации проекта.
Практическими результатами станут:
1. Отработан механизм управления педагогическими командами.
2. Увеличение доли учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе.
3.Алгоритм деятельности педагогических команд.
4.Увеличение количества участников и призеров математических олимпиад и конкурсов.
5.100% успеваемость обучающихся по математике, физике, информатике.
6.Повысится процент обучающихся, занятых во внеурочной деятельности по предметам математического цикла.
Критерии успеха проекта 1.Вовлечение заинтересованных лиц в проект.
2. Правильное планирование.
3. Реалистичные ожидания.
4. Компетентная команда проекта.
5. Наличие ресурсов.
6. Чёткое видение и измеримые цели.
7. Нацеленность на результат.
Период реализации проекта II полугодие 2015-2016 учебного года -
2016-2017 учебный год
Риски проекта 1.Недостаточная профессиональная компетентность педагогических работников и службы сопровождения
2.Отсутствие психологической и педагогической готовности к нововведению приоритетного направления работы.
3.Перенасыщение информационной составляющей и загруженностью участников проекта.
4.Методическая недостаточность методической базы знаний педагогических команд.
5.Болезнь, увольнение ключевых участников проекта (взаимозаменяемость)
6.Противоречие между участниками педагогических команд.
7.Неэффективное использование созданных дидактических материалов
8.Недостаточность наличия дидактического материала
9. Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования проекта в процессе его реализации.
10. Снижение активности педагогов «эмоциональное выгорание»
Взаимосвязь с другими проектами 1.Педагогическое сотрудничество – путь к успеху
2.Реализация ФГОС ООО.
3. Школа плюс семья-залог успешной личности
4. «Инженерная школа»
2. Основное содержание проекта
2.1. Формирование концепции проекта
Одной из важнейших задач развития отечественного образования является модернизация сложившейся отраслевой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это, прежде всего, во-первых, управление процессом его развития, а не только управление учреждениями и людьми. Во-вторых, управление образованием в современных условиях должно быть ориентировано на конечный результат.
Приступая к разработке, а затем к реализации проекта ««Оптимизация процесса управления педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения» мы понимали, что самый серьезный, с точки зрения повышения эффективности деятельности образовательного учреждения, является командный ресурс.
В основу проекта и заложена идея о том, что развитие совершенствование, механизмов управления педагогическими командами, направленных на интеграцию ресурсов общеобразовательного учреждения способствует повышению математической грамотности обучающихся.
Педагогическая команда - группа педагогов, организованных для совместной деятельности ради осуществления общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты (Рис. 1).
Рис.1 - Место педагогических команд в структуре педагогического коллектива
Социально-психологическая структура педагогического коллектива складывается на основе различных эмоционально-оценочных отношений, которые прямо или косвенно влияют на выполнение основных функций. При этом уровень сформированности компетенций характеризует деловую структуру команды, взаимодействие его членов в процессе совместной деятельности и складывается из внешних проявлений поведения работников.
Схема 1
Уровень сформированности компетенций
Матрица формирования команды для реализации проекта
Иванов А.И.
Костомарова Е.А.
Проведение бесед, повышение статуса (назначение на консультантом в командной работе), направлении на курсы повышение квалификации по современным технологиям, стимулирование.
Попов А.В.
Ларкина Т.В.
Мишунин В.А.
Выполняют функцию тютеров, являются консультантами, руководители педагогических команд, организаторами проектов в дальнейшем.
Сидорова Т.Г.
Ломакина Е.П.
Беседа, наставление, организация минитренингов, закрепить тьютеров, стимулирование
Чупина С.А.
Третьякова М.Г.
Проведение семинаров, участие в методических днях, индивидуальные консультации с тьюторами, изучение опыта.
Не хотят Мотивированные на инновацию
(хотят)
В структуре управления нами выделено 3 уровня управления:
Первый уровень – руководитель проекта - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления.
Второй уровень –офис организационного управления - методический совет, в который входят заместители директора образовательного учреждения, руководители методических объединений, педагог-психолог, педагог-библиотекарь.
Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, проектом и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень – педагогическая команда - учителя, среди которых учитель математики являются тьютором. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.
-384810137161
Рис.2 Организационные механизмы реализации проекта
2.2.Этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный- концептуальный (второе полугодие 2015-2016 учебного года)
Разрабатывается концепция проекта, формируется управленческая команда по реализации проекта. На этом этапе будут определены основные функций каждого члена педагогических команд; определена степень мотивации педагогов к инновациям, проведена диагностика возможностей и потребностей педагогических команд.
Ожидаемый результат: будут разработаны новые локальные акты, необходимые для реализации проекта (приказы, положения, должностные инструкции и т.п.).
Второй этап -основной - функциональный (сентябрь 2016 – май 2017 года)
Реализация проекта в пилотном режиме (5-6 класс).
Ожидаемый результат: Утверждены планы работы педагогических команд, рабочие программы педагогов, внесены изменения в образовательные программы. Разработаны механизмы управления педагогическими командами, осуществляется информирование участников образовательного процесса о ходе проекта на сайте ОУ.
Третий этап - заключительный - аналитический (июнь 2017 год)
Анализ деятельности педагогических команд, мониторинг системы, появление нового типа образовательных результатов математического образования детей (деятельностные результаты развития, достижения детей в математических конкурсах, конференциях, олимпиадах), а также стабильные результаты ЕГЭ, ГИА в соответствии с принятым в регионе уровнем;
- формирование новой деятельностной позиции педагогов, а именно: наличие у педагогов авторских, методических, инструментально-оценочных и других инновационных разработок.
Ожидаемый результат: Обобщение опыта работы каждой педагогической команды, презентация опыта образовательного учреждения по реализации проекта на муниципальном уровне работы; создание продуктов инновационной деятельности; выход педагогов на создание межпредметных проектов; повышение управленческой культуры заместителей директора школы и руководителя.
Рис.3 График Ганта
Дорожная карта
«Оптимизация процесса управления педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения»
Цель: Совершенствование механизмов управления педагогическими командами, направленных на интеграцию ресурсов общеобразовательного учреждения по повышению математической грамотности обучающихся.
Задачи:
1.Оптимизировать ресурсы в рамках реализации Проекта.
2.Выработать единые подходы по использованию математического аппарата и использованию математических инструментов с учетом межпредметной интеграции.
3. Разработать механизм управления педагогическими командами по повышению математической грамотности.
4.Организовать методическое сопровождение Проекта.
5.Проанализировать итоги реализации проекта. Обобщить и распространить опыт в педагогическом сообществе.
Ожидаемый результат:
В итоге реализации проекта будут созданы:
механизмы управления педагогическими командами для повышения математической грамотности обучающихся, которые обеспечат качественный сдвиг в образовательном процессе в виде переориентации на новую результативность обучающихся и всей образовательной организации в долгосрочной перспективе.
Основным теоретическим результатом явится описание механизмов управления педагогическими командами, направленных на интеграцию ресурсов общеобразовательного учреждения, представленных в дорожной карте реализации проекта.
Практическими результатами станут:
1. Отработан механизм управления педагогическими командами;
2. Увеличение доли учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе;
3.Алгоритм деятельности педагогических команд;
4.Увеличение количества участников и призеров математических олимпиад и конкурсов;
5.100% успеваемость обучающихся по математике, физике, информатике;
6.Повысится процент обучающихся, занятых во внеурочной деятельности по предметам математического цикла.
Сроки реализации проекта- II полугодие 2015-2016 учебного года - 2016-2017 учебный год
Таблица 1
Дорожная карта «Оптимизация процесса управления педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения»
№ п/п Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Исполнители
Нормативно-правовой аспект:
1.1. Создание новых локальных актов, необходимых для реализации проекта (приказов, Положений и т.п.) должностные инструкции тьютеров, администрации, педагогических работников, участвующих в проекте, режим функционирования школы (в т. ч. учебный план и расписание), положение о мониторинге образовательного процесса в основной школе, положение о параметрах и критериях оценки результативности работы педагогов, участвующих в проекте, положение о стимулирующих выплатах и другие локальные акты) Январь-май 2016 Откорректированная НПБ, Локальные акты Управленческая команда: директор школы, заместители директора, руководители филиалов, заведующие отделений дошкольного образования
1.2. Утверждение основной образовательной программы основного общего образования с учетом потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) – внедрение в блок внеурочная деятельность: шахматы, шашки, робототехника, легоконструирование. До 28.08.2016 ООН ООО,ООП ООО школы Управленческая команда: директор школы, заместители директора, руководители филиалов.
1.3. Утверждение рабочих программ учителей-предметников по учебным предметам ,программ внеурочной деятельности с учетом межпредметной интеграции До 28.08.2016 Рабочие программы Директор школы, заместители директора
1.4. Утверждение планов работы педагогических команд (межпредметных групп) Январь 2016 Планы работы педагогических команд Директор школы, заместители директора, руководители педагогических команд,
Организационно-управленческий аспект:
2.1. Единый методический день "Развитие математического образования в ОУ: опыт, проблемы, перспективы" 1 раз в течение 2-х месяцев в течение 2015-2016 и 2016-2017 учебного года Программы ЕМД,
Анализ ,пути решения проблем Администрация, педагоги
2.2. Участие педагогических команд в семинарах, вебинарах ,конференциях, пилотных обсуждениях в рамках реализации проекта С января 2016 по май 2017 Повышение профессиональной компетентности педагогов Педагогические команды
2.3. Анализ имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых), их соответствие/несоответствие требованиям проекта (разрывы) определение дефицитов в имеющихся условиях и мер по их устранению Январь,май 2016 Аналитическая справка
План мероприятий Директор школы,
Руководители филиалов
2.4. Методический совет рассмотрение планов работы педагогических команд Февраль 2016 Циклограмма деятельности педагогических команд Руководители педагогических команд, заместитель директора по УВР
2.5. Разработка дополнений в основную образовательную программу основного общего образования с учетом потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) – на основе направлений концепции математического образования Апрель 2016 Проект
ООП ООО школы Заместитель директора по УВР
2.6. Разработка планов работы педагогических команд (межпредметных групп) апрель 2016 Планы работы педагогических команд Руководитель педагогических команд, заместитель директора по УВР
2.7. Разработка рабочих образовательных программ по учебным предметам и программ внеурочной деятельности с учетом интеграции математики с другими учебными предметами Май-август 2016 Рабочие образовательные программы по учебным предметам и программы внеурочной деятельности Педагогические команды
2.8. Приведение учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса в соответствие с задачами по реализации проекта Май 2016 Информационно-библиотечный фонд школы
Директор школы,педагог-библиотекарь
2.9. Формирование образовательной среды способствующей повышению математической грамотности
Январь-май 2016 Сформированная информационная, развивающая, предметная среда Педагогические команды
2.10. Проведение мониторинговых процедур по оценке качества математического образования в 4,5 классах в рамках национальных исследований качества образования в РФ в 2015-2016 уч. Г По графику
Минобрнауки Результаты оценки качества математического образования в 4,5 классах Заместитель директора по УВР
2.11. Административные совещания по вопросам управления и контроля реализацией проекта Ежемесячно Контроль и управление проектом Директор школы, руководители филиалов
Информационно-методический аспект:
3.1. Повышение качества математического образования через внесение изменений в учебный план.
Май 2016
Программы внеурочной деятельности, элективных и предметных курсов Педагогические команды,
заместители директора школы по УВР, ВР, руководители филиалов
3.2. Участие в работе (просмотр записей) вебинаров по темам, касающимся математического образования По расписанию вебинаров; по плану работы инновационных площадок Методическая поддержка Педагогические команды
3.3. Создание в школе подборки методической литературы по вопросам формирования математического образования 1 раз в месяц Подборка литературы на электронных носителях, печатные издания, размещение материалов на сайте школы Педагог-библиотекарь,
Заместитель директора по УВР
3.4. Обеспечение участия обучающихся в конкурсах для раннего выявления детей с высокой мотивацией к обучению математике и развития математической грамотности и математической культуры, начиная с детей дошкольного возраста Февраль-декабрь
2016,
Январь-май 2017 По результатам математических конкурсов (Кенгуру, КИТ, молодежный чемпионат и др.) проведение мастер-классов и публичный разбор олимпиадных задач учащимися, получившими высокий результат Педагогические команды, заместитель директора по УВР, заведующие отделений дошкольного образования
3.5. Включение в работу педагогических команд практикумов, творческих мастерских актуальных вопросов по повышению качества математического образования:
преемственность в преподавании математики в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования;
развитие математической грамотности, формирование математической культуры учащихся;
формирование математической грамотности обучающихся на уроках 5 класс;
организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики;
- отбор содержания, форм, технологий и методов преподавания математических понятий и применения математических инструментов По планам работы
педагогических команд Презентация лучших практик Педагогические команды, заместитель директора по УВР.
3.6. Обновление информации на странице школьного сайта
По мере поступления Информационный раздел о реализации проекта на школьном сайте Администратор сайта школы
Кадровый аспект:
4.1. Выявление образовательных потребностей педагогического состава с целью внесения изменений в план повышения квалификации учителей Январь, май 2017 Перспективный план повышения квалификации педагогических работников Заместители директора по УВР
4.2. Обеспечение условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников школы через постоянно действующие семинары В течение 2016-2017 учебного года 4.3. Обновление должностных инструкций в соответствии с реализацией проекта До 30.05.2016 Приказ об утверждении и введении в действие Директор школы
Материально-технический аспект:
5.1. Экспертиза материально-технической базы школы соответствие/несоответствие требованиям СанПиН учебных кабинетов Май 2016 Перечень оборудования учебных кабинетов, лабораторий Директор школы, заместитель директора по АХЧ
5.2. Экспертиза дидактического материала Январь 2016, май 2017 Банк КОЗ , банк комплексных контрольных работ Заместители директора по УВР
2.3. Уровни управления проектом
Таблица 2
Офис управления проектом
Уровень управления Участники проекта Задачи
Руководитель проекта Директор Решает вопросы привлечения ресурсов на проект.
Обеспечивает исполнение плана проекта.
Отвечает за необходимые коммуникационные связи.
Обеспечивает формирование эффективных информационных потоков в проекте,
Координирует и контролирует своевременное исполнение и закрытие проекта.
Офис организационного управления:
Замдиректора по учебно-воспитательной работе,
Замдиректора по воспитательной работе,
Педагог-психолог,
Педагог-библиотекарь
Формирует организационную структуру проекта и команду управления проектом.
Участвует в подборе, подготовке и мотивации персонала.
Разрабатывает и согласует план проекта, включая календарный план, бюджет, план управления рисками, возможно, другие элементы.
Определяет ответственность, содержание работ и цели всех участников проекта
Контролирует и анализирует текущее состояние работ по проекту, прогнозирует возможные проблемы и предпринимает корректирующие действия.
Координирует деятельность всех участников и контролирует изменения.
Педагогическая команда Учитель математики -тьютор,
учителя Обеспечивает исполнение плана проекта.
Устанавливает все необходимые коммуникационные связи.
Координирует деятельность педагогической команды.
Определяет ответственность, содержание работ и цели для каждого участника команды.
16764033655
15811579375
Рис. 4 Модель офиса управления пилотным проектом
Таблица 3.
Матрица ответственности проекта
Задачи Исполнители
Директор ОУ Директор структ. подразделений Замдиректора по УВР Учитель математи-ки (тьютер) Педагогические команды Педагог-психолог Педагог-библиотекарь
Оптимизировать ресурсы в рамках реализации Проекта. О И И И И И И
Выработать единые подходы по использованию математического аппарата и использованию математических инструментов с учетом межпредметной интеграции. О И И К И Разработать механизм управления педагогическими командами по повышению математической грамотности. О И И К И Организовать методическое сопровождение Проекта. О И И К И К И
Проанализировать итоги реализации проекта. Обобщить и распространить опыт в педагогическом сообществе. О К К К К К К
Обозначения: О – ответственный исполнитель (принятие термальных решений); И – исполнитель (анализ информации и разработка альтернативных вариантов решений); К – консультации (уточнение и согласование информации, анализ альтернатив, экспертная оценка промежуточных решений).
2.4.Особенность проекта
Особенность проекта «Оптимизация процесса управления педагогическими командами в рамках реализации проекта, по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения» является интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую проблему невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к построению модели общей картины жизни. В современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания.
Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством: проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.
Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.
Основная проблема недостаточных математических достижений российских школьников: противоречие между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Рис.5 Дерево целей по формированию математической грамотности
Учителю математики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными.
-предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.
-сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий изучаются как по математике, так и по другим предметам.
- перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по математике опережает его применение в других предметах.
Математика - это системообразующий предмет, который формирует общеучебные умения в других предметах школьной программы химии, физике, биологии, географии, истории.
Таблица 4
Использование математического аппарата в межпредметном взаимодействиии (5, 6 класс)
Биология Технология Математика География Межпредметная связь и ее содержание Планируемые результаты (метапредметные)
Бактерии, их биологическое значение. Квашение, мочение овощей. Молочнокислые бактерии. Способы получения кисломолочных продуктов Процент - Заготовка продуктов впрок.
Кисломолочные продукты.
Причины порчи продуктов.
Процентное содержание соли; жиров. Выдвигают гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез
Микроорганизмы Мучные изделия Масса
Проценты - Дрожжи, роль дрожжей в хлебопечении.
Процентное содержание. Находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности
Культурные растения Овощи и фрукты в питании человека Масса
Проценты Человек и природа.
Воздействие человека на природу.
Содержание витаминов в овощах и плодах. Профилактика заболеваний.
Масса, процентное содержание. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Фотосинтез Растениеводство и его структура. Интерьер жилого дома Масштаб План. Масштаб. Роль комнатных растений в жизни человека. Эстетическое и биологическое значение зеленых растений.
План расположения комнатных растений. Масштаб. Выдвигают гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез.
- - Прямоугольная система координат Географические координаты точек земной поверхности Координаты точек плоскости.
Широта и долгота. Параллели и меридианы. Проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; проводят сравнительный анализ, сопоставляют, рассуждают
- Основные технологические операции ручной обработки древесины. Длина окружности Экватор. Длина экватора. Вычисление длины дуги. Длины окружности.
Вычисление длины дуги земного экватора. Параллели, проходящие на различной географической широте, с величиной меридианов. Разметка, пиление, долбление, сверление деталей. Выделение существенных признаков объектов, сравнение, классификация по заданным признакам, установление причинно-следственных связей, создавать и преобразовывать модели для решения задач.
Таблица 5
Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе интеграции учебной и внеурочной деятельности по математике
Компетенции
Общеучебные овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей.
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Предметно - ориентированные систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами.
переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.
При реализации межпредметных связей эффективной формой является мини исследовательская работа по различным предметам, объединенным одной темой.
В рамках внеурочной деятельности физкультурно-спортивного и оздоровительного направления с 1-7 класс будут организованы занятия по шахматам и шашкам для выполнения проекта и плана по реализации концепции развития математического образования и повышения математической грамотности обучающихся.
2.5. Механизмы управления
В ходе реализации проекта будут задействованы четыре механизма управления:
функционирование
методы
обратная связь
база данных
Механизм функционирования представлен:
1. Исследование
2. Планирование
3. Организация
4. Мотивация
5. Координация
6. Контроль
7. Нормирование
Рассмотрим на примере анализа функций управления директора
Таблица 6
Анализ функций управления
этап директор результат Выход
исследование Аналитическая информация Стратегия развития математического образования на 2016-2017 учебный год Анализ
планирование Работу офиса управления График Ганта утверждение
организация Приказ об утверждении списка педагогической команды
мотивация Офиса управления на выполнение задания Отлаженная работа офиса совещание
Координация Деятельность офиса управления, материально-технические ресурсы Отслеживание сроков по графику Ганта Пилотное совещание
контроль Работа офиса, материально-технического обеспечения Выявление проблем, противоречий Управленческие решения по разрешению проблем
нормирование Формирование индикаторов нового проекта Концепция нового проекта Анализ, утверждение
Выделим четыре метода механизма управления:
1. Административный. Разработка Положения о педагогической команде, разработка должностных инструкций, график повышения квалификации.
2. Социальный. Поощрение лучших педагогов, приглашение к участию в конференции по обобщению накопленного опыта, тьюторство.
3. Экономический. Материальное стимулирование лучших педагогов
4. Нормативно-правовой. Ориентация на нормативные документы Министерства образования и науки РФ, министерства образования Свердловской обл. и т.д.
Обратная связь осуществляется на пилотных совещаниях тьютора и офиса управления, выделение наиболее проблемных зон.
Создание базы данных передового опыта, немедленное его тиражирование.
2.6. Ресурсное обеспечение проекта
Реализация проекта приводит к эффективному управлению педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся через интеграцию ресурсов образовательного учреждения.
Таблица 7
Ресурсное обеспечение проекта
Виды ресурсов Рейтинговая оценка важности ресурса
0-10 баллов Готовность ресурса (в единицах измерения) Оценка ресурса
Нормативно-правовые ресурсы:
-федеральные программы 10 В наличии -внутришкольные локальные акты 10 Внесение изменений в связи с реализацией проекта Нравственно-волевые ресурсы:
- инновационная готовность педагогов 8 Методика измерения ригидности (Н.В.Кирпичева, Н.В.Рябчикова) - социально-психологический климат педагогического коллектива 8 Методика Б. Д. Парыгина диагностики социально-психологического климата коллектива Профессионально-образовательные ресурсы:
-профессиональный уровень педагогических команд
8 Наличие понимания особенностей проекта -укомплектованность кадров 10 Педагогические команды пилотной площадки сформированы в соответствии с целями и задачами проекта Научно-методические ресурсы: поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, дидактические материалы, индивидуальные задания,
методическая литература для учителя,
справочная литература
4 Методические материалы в достаточном количестве в соответствии с требованиями к качеству выполнения Материально-технические ресурсы: - компьютерная и множительная техника
7 Компьютерная и множительная техника в рабочем состоянии.
Имеется дополнительные варианты. - оборудованные кабинеты для работы ( Наглядные пособия: таблицы, репродукции, схемы), мебель, -аудио-видеотехника, учебные приборы)
5 Комплектование кабинета в соответствии с паспортом Финансово-экономические ресурсы Финансирование из бюджета
10 Наличие средств на этапе реализации пилотного проекта Поощрение педагогов-участников проекта
10 Наличие стимулирующих выплат Таким образом, ранжируя ресурсы по степени важности мы планируем осуществление функции контроля по уровням управления реализацией проекта.
2.7. Принципы образования педагогических команд
1. Постановка целей- это один из основополагающих факторов. Особенность здесь заключается в том, что цель должна быть коллективной.
2. Коллективное выполнение заданий- совместная работа настраивает всех членов команды на определённый специфический лад, в котором они, вполне возможно, не работали до этого. Процесс коллективной работы, помимо всего прочего, создаёт сильнейший энергетический потенциал, и отдельные усилия каждого члена команды начинают давать результат, в несколько раз превышающий тот, который был бы в случае одиночной работы человека с теми же усилиями..
3. Принятие ответственности. С таким подходом вероятность успешного завершения любого предприятия существенно увеличивается, т.к. каждый член команды предпринимает максимум усилий и старается задействовать весь свой потенциал.
4. Определение формы стимулирования. Деятельность педагогической команды характеризуется интеллектуальной направленностью, поэтому лучшей формой стимулирования будет использование стимулов карьеры, престижа, самоутверждения.
5. Повышение квалификации. Основной задачей любого командообразования является профессиональный рост. Только активно развивающаяся команда способна достигнуть высоких целей, улучшить результаты и выйти на новый уровень.
6. Уровень креативности. Успехи напрямую зависят от творческих способностей участников команды, принятия смелых решений, предложения новых идей.
7. Продуктивное функционирование. Продолжительность существования команды оказывает прямое воздействие на её эффективность, успешность и результативность, а также на сработанность и профессионализм её элементов.
2.8.Контроль и анализ результатов проекта
Таблица 8
Матрица контроля
№
п/п Объект контроля Срок Ответственный Метод проведения Оценочные показатели
1 Готовность всех видов ресурсов:
- материальные ресурсы;
- учебно-методические ресурсы;
- кадровые ресурсы январь Замдиректора по АХЧ
Замдиректора по УВР,
Замдир по ВР
Директор Совещание Наличие дидактических ресурсов, методических ресурсов, наличие командного потенциала
2 Сформированность единого подхода к математическому аппарату февраль Замдиректора по УВР, учитель математики Пилотное совещание Алгоритм применения на уроке математического аппарата
3 Эффективность работы тьютора с каждым членом педагогической команды март Замдиректора по УВР, педагог-библиотекарь Заполнение карты Фиксация уровня готовности применения математического аппарата членами команды
4 Результативность пилотных втреч педагогических команд май Тьютор Заполнение протоколов Соблюдение регламента встреч, актуальность решаемых проблем
5 Готовность методической базы май Замдиректора по УВР Совещание, проверка методического инструментария Соответствие количества и качества методической базы целям и задачам проекта
6 Организация проведения тренингов июнь Тьютор Наблюдение Сформированность ЗУН по единым подходам к математическому аппарату
7 Эффективность пилотных втреч педагогических команд сентябрь Тьютор Заполнение протоколов Соблюдение регламента встреч, актуальность решаемых проблем
8 Сформированность единого подхода к математическому аппарату сентябрь Замдиректора по УВР, учитель математики Пилотное совещание Использование алгоритма применения на уроке математического аппарата
9 Определение уровня математической грамотности сентябрь Замдиректора по УВР, учитель математики Контрольные работы Определение входного уровня математической грамотности
10 Работа тьютора с каждым членом педагогической команды октябрь Замдиректора по УВР Заполнение карты Фиксация уровня использования математического аппарата членами команды
11 Определение уровня математической грамотности декабрь Замдиректора по УВР, учитель математики Контрольные работы Определение промежуточного уровня математической грамотности
12 Результативность пилотных втреч педагогических команд Декабрь-февраль Тьютор Заполнение протоколов Соблюдение регламента встреч, актуальность решаемых проблем
13 Промежуточные итоги результатов сформированности единого подхода к математическому аппарату Февраль-март Замдиректора по УВР, замдиректора по ВР, педагог-психолог Совещание Оценка успехов, проблем, недостатков реализации пилотного проекта, база успешного опыта
14 Комплексные контрольные работы апрель Замдиректора по УВР, учитель математики Контрольные работы Определение уровня математической грамотности
15 Итоговые результаты пилотного проекта
май Замдиректора по УВР, замдиректора по ВР, педагог-психолог, педагог-библиотекарь Совещание Комплексные показатели эффективности проекта
16 Комплексный анализ реализации пилотного проекта июнь Директор, замдиректора по УВР, замдиректора по ВР, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, учитель математики Совещание Создание модели нового проекта на следующий учебный год с учетом опыта пилотного проекта
17 Эффективность организации проведения тренингов июнь Тьютор, Замдиректора по УВР Обучение, тренинги Соответствие методов целям проекта
18 Мониторинг готовности методической базы июнь Замдиректора по УВР, учитель математики Наблюдение Соответствие методической базы целям и задачам проекта
Анализ результативности внедрения проекта и экспертиза реализации проекта на основе мониторинга. Отчеты. Обсуждение результатов анализа в педагогических командах.
2.9. Риски реализации проектаВысококвалифицированные педагогические работники не смогут принимать участие в интенсивных и других образовательных формах в силу высокой загруженности на основном рабочем месте.
Проект ориентирован на педагогов, имеющих внутреннюю или внешнюю мотивацию на обеспечение положительной динамики результатов математического образования школьников (или стабильно высоких результатов). В Проекте отсутствуют механизмы изменения деятельности тех, у кого отсутствует такая мотивация. В данном случае Проект предполагает лишь управленческие механизмы.
Во всех формах дополнительного образовательного пространства и всех мероприятиях (олимпиадах, научных конференциях) участвует небольшое количество одних и тех же учащихся, для остальных математическое образование ограничивается только рамками урока.
Результаты, полученные при помощи инструментов мониторинга, предназначенных для диагностики прогресса и управления образовательным процессом, используются администрацией напрямую только как средство тестирования учащихся, а не контроль за работой учителя.
Выводы об уровне и качестве математического образования в муниципалитете делаются только на основе данных о ККР, ЕГЭ и ГИА.
Ограниченные возможности Учебного плана.
Низкая мотивация педагогов в организации внеурочной деятельности по предмету.
Большая загруженность педагогов и учащихся разнообразными внеурочными мероприятиями по другим предметам.
Отсутствие взаимопонимания со стороны родителей.
таблица 9
Классификация рисков и их минимизация
Виды рисков Содержание Важность
(0до 10) Балл
(0-10) Способы коррекции
Кадровый Недостаточная профессиональная компетентность педагогических работников и службы сопровождения 10 Повышение квалификации педагогов (курсы, научно – практические конференции, МО, семинары).
отсутствие психологической и педагогической готовности к нововведению приоритетного направления работы. 6 Психолого-педагогические семинары, индивидуальные консультации
перенасыщение информационной составляющей и загруженностью участников проекта. 8 Частичное освобождение участников проекта по рутинной работы.
Методическая недостаточность методической базы знаний педагогических команд. 10 Активизация заместителей директоров в повышение контроля над методической базой, совещание с тьюторами.
Болезнь, увольнение ключевых участников проекта (взаимозаменяемость) 7 Иметь резерв участников в команде для быстрой замены.
Противоречие между участниками педагогических команд. 5 Разрешение конфликта с помощью привлечения экспертов.
Материально-техническая база Неэффективное использование созданных дидактических материалов 8 Мониторинг эффективности использования материально – технической базы.
Недостаточность наличия дидактического материала 5 Диспетчеризация дидактических ресурсов
Финансовый Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования проекта в процессе его реализации 5 Привлечение внебюджетных средств, оптимизация финансовых расходов
Мотивационный Снижение активности педагогов «эмоциональное выгорание» 9 Стимулирование одаренных детей и педагогов (грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы). Расширение вариативности форм, методов, условий работы с одаренными детьми
2.10. Ожидаемые результаты
В итоге реализации проекта будет созданы: условия и механизм управления педагогическими командами для повышения математической грамотности обучающихся. Данный результат обеспечит качественный сдвиг - переориентацию на новую результативность учащихся и всей образовательной организации в долгосрочной перспективе.
Основным теоретическим результатом явится описание механизмов управления педагогическими командами, направленных на интеграцию ресурсов общеобразовательного учреждения, представленных в дорожной карте реализации проекта.
Практическими результатами станут:
1. Отработанный механизм управления педагогическими командами.
2. Увеличение доли учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе.
3.Алгоритм деятельности педагогических команд.
4.Увеличение количества участников и призеров математических олимпиад и конкурсов.
5.100% успеваемость обучающихся по математике, физике, информатике.
6.Повысится процент обучающихся, занятых во внеурочной деятельности по предметам математического цикла.
Заключение
Проект «Оптимизация процесса управления педагогическими командами по повышению математической грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения» носит актуальный характер. Решение выявленных проблем соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Проектная идея комбинированная: предполагает использование традиционных форм проведения занятий в сочетании с инновационной технологической составляющей.
Особенность проектной идеи – использование подходов междисциплинарного и единого информационно – образовательного пространства в образовательном процессе , направленных на формирование у школьника математической картины мира, которая базируется на единых математических инструментах и математическом аппарате. Проект системный - проводится ежегодно
Формулирование целей проекта раскрывает суть задуманного проекта, задачи определяют последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.
Проект имеет чёткую концепцию, включающую проектную идею, описание проблем, постановку целей, формирование задач. Прописан план реализации проекта с полным ресурсным обеспечением. Структурные части проекта согласованы по времени. Обозначены краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта. Результаты обозначены для всех участников Проекта. Разработаны матрицы управления проектом. Идеи, цели и задачи проекта, а также имеющиеся ресурсы соответствуют образовательной ситуации, органично вписываются в учебно-воспитательный процесс.
При осуществлении проекта происходит существенное обогащение образовательной практики.
В современных условиях необходима трансляция как отдельных форм, так и всего проекта в любом образовательном учреждении.
Технологическая составляющая проекта позволяет реализовать проект с новым предметным содержанием.
Список литературы
Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ".
Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы утверждена Постановлением Правительства РФ №295 от 15.04.2014 г.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р.
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.// Библиотека журнала «Директор школы». - М.: Сентябрь, 2002. - № 2.
Лизинский В.М. Управление развитием школы на основе ресурсного подхода. // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – № 3-7.
Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы. – М., Глобус, 2010.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч для администрации школ. – 2003. – № 6.
Третьяков П.И. Практика управления современной школой. – М., 1995.
Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. – М.: Сентябрь, 2000.
Фаязова А.Ф. Проектирование в воспитательном процессе. // Учебно-методическое пособие. ПКИПКРО. – Пермь, 2008.
Ширяева В.А. ТРИЗ – педагогика менеджеру современной школы. // Библиотека журнала «Директор школы». - М.: Сентябрь, 2008. - № 8.
Анкета
Уважаемые педагоги! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты
№
Вопрос Да Нет Ваш ответ
1. Достаточно ли Вы информированы о концепции математического образования 2. В Вашем учреждении разработан план мероприятий по реализации основных направлений повышения качества математического образования 3. Считаете ли Вы систему работы по повышению качества математического образования в Вашем ОУ оптимальной и эффективной 4. В реализации плана мероприятий повышения качества математического образования участвуют:
Руководитель
Заместитель руководителя
Учителя математики
Учителя информатики
Учителя физики
Другие учителя
Педагоги дополнительного образования 5 Какие проблемы качества математического образования характерны для Вашего ОУ:
Незнание нормативных документов
Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов
Низкая мотивация педагогов на получение качественного результата
Недостаточная материально-техническая база
Недостаточная база контрольно-измерительных материалов
Несовершенство применяемых педагогических технологий
Недостаток методической литературы
Незаинтересованность администрации
Отсутствие курсов повышения квалификации по повышению математической грамотности Спасибо за ответы! Успехов Вам!
Анализ анкеты об актуальности решения проблемы
повышения качества математического образования
В анкетировании приняли участие 22 человека – директора и заместители директоров образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации.
Знают о концепции математического образования 91 % респондентов.
На вопрос разработан ли план мероприятий по реализации основных направлений повышения качества математического образования утвердительно ответили 59% человек, не имеют плана 41%.
Систему работы по повышению качества математического образования в своем образовательном учреждении оптимальной и эффективной считают 23 % опрошенных, 77% считают систему работы неэффективной.
Ответы на вопрос по реализации плана мероприятий повышения качества математического образования распределились следующим образом, участвуют: учителя математики – в 91% образовательных учреждений; руководитель, заместитель руководителя – 86%; учителя информатики, другие учителя – 59 %; учителя физики – 45%; педагоги дополнительного образования – 55%.
По вопросу какие проблемы качества математического образования характерны для Вашего образовательного учреждения, были получены следующие ответы: недостаточная база контрольно-измерительных материалов, несовершенство применяемых педагогических технологий – по 45% ответов; недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогов – 36% ответов; незнание нормативных документов – 32%; отсутствие курсов повышения квалификации по повышению математической грамотности –27%; низкая мотивация педагогов на получение качественных результатов, недостаточная материально-техническая база, недостаток методической литературы – 23%; незаинтересованности администрации в решении проблемы не выявлено. Кроме того, респонденты назвали проблемы нехватка учителей математики, перегруженность, когда учитель работает на 2 ставки, необходимость внешнего совмещения, отсутствие системного подхода, а также мотивация обучающихся.
Выводы:
Проблема повышения качества математического образования актуальна, о чем отметило подавляющее большинство респондентов, в половине образовательных организаций разработаны планы в соответствии с концепцией математического образования. Но система работы по повышению качества математического образования на данный момент не является оптимальной и эффективной, не все кадровые ресурсы задействованы в реализации планов. Проблемы по повышению качества математического образования многочисленны и разноплановы.Результаты анкетирования объективны, т.к. респонденты обладают полной информацией.
Приложение № 2
ГЛОССАРИЙ
Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта – отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т.п. целей, в нашем примере - развитие математической грамотности в ОУ. (современный экономический словарь)
Единое образовательное пространство- принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах). Согласно ему образование, с одной стороны, рассматривается как культурный феномен и средство развития самобытной культуры конкретного народа; с другой – как средство социальной защиты человека и обеспечения его гражданских прав и свобод. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, созданием общего рынка дня перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др. (Закон об образовании)
Качество знаний - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко) .
Математическая грамотность- способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения, Признак математической грамотности - готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью. (прогрaммы PISA)
Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных. (педагогический словарь Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
Метод управления — совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления. . (педагогический словарь Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (педагогический словарь Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
Мотивационная среда — совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. В зависимости от характера мотивационная среда у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятельности детей.
Мотивация — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Мотивация достижения — разновидность мотивации, связанная с потребностью личности всеми доступными средствами достичь желаемого результата.
(педагогический словарь Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
Образование дополнительное — образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях. (Закон РФ «Об образовании»).
Образование непрерывное — целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования. Цель непрерывного образования — поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Организуется на принципах всеобщности, демократизма, доступности, непрерывности, интегративности, преемственности, принципа самообразования, гибкости и оперативности. (Российская социологическая энциклопедия)
Оптимизация (от лат. optimus — «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях. Ответственность- способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе соц., нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга. Воспитание ответственности у растущего человека — актуальная задача современной школы. Не менее важна Ответственность и самого учителя. Безответственный учитель — недопустимое явление в образовательной сфере. (Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1977. – 254 с.)
Педагогическая команда- группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты. (Лексина З.В. Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития ОУ.)
Педагогическая компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями. ( Беспалько, В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия / В.П.Беспалько // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 16 - 25.)
Показатели эффективности педагогического труда - критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты педагогической деятельности и дать им оценку. Подразделяются на процессуальные показатели, раскрывающие не только внешнюю сторону учебно-воспитательного процесса (действия учителя и учащихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особенности (мотивы, ожидания, позиции, эмоциональные предпочтения и др.), и результативные, раскрывающие, каких результатов достигает учитель, какие изменения в развитии учащихся возникают благодаря его труду. (педагогический словарьАвторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
Профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. (педагогический словарьАвторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
Приложение № 3
Дневник работы педагогических команд
Цели:
Задачи: Примечание
Присутствовали:
Основные вопросы: Проблемы:
Решение: