Урок обществознания по теме Демократические выборы и политические партии. 10-й класс


Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс
Задачи урока:
Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике;
Раскрыть сущность, структуру и типы демократической избирательной системы;
Развивать гражданское ответственное отношение к выборам;
Содействовать развитию практических навыков старшеклассников, их участия в перспективе в избирательных комиссиях.
Методический инструментарий учителя
Предмет Обществознание
Тема Демократические выборы и политические партии
Источники Конституция РФ
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
Материалы участковой избирательной компании.
Литература Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебник 10 кл, М., 2007.
Никитин А.Ф. Основы обществознания. Дидактические материалы. “Дрофа”, М., 2000.
Характер учебной деятельности Интерактивное обучение
Форма занятия Урок-практикум
Форма организации учащихся Работа в группах
Время изучения 2 часа.
Класс 10
Виды деятельности Работа с документами – выдержки из основных документов избирательного законодательства:
Дискуссия “Участие в выборах – это участие в управлении государством?”
Тренинг “Чудо – выборы”
Необходимая база:
Умение работать с документами.
Умение анализировать и делать выводы.
Навыки работы в группе.
Основные блоки урока Организационный.
Вводный (актуализация, мотивация, инструктаж).
Закрепление новых знаний и способов действий
Структура занятия
Этап урока Дидактические цели Достигаемый результат
Организационный Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса, включение учащихся в работу.
Вводный Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации, принятие учащимися целей занятия, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепления. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, способов действий, связей и отношений в изучаемой теме, применение знаний в измененной ситуации. Активные действия учащихся с материалами урока, проявление самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действия, выполнение заданий, требующих знаний в знакомой и измененной ситуациях.
Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация, выявление внутрипредметных и межпредметных связей.
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Анализ и оценка успешности достижения целей. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Информация о домашнем задании. Раскрытие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Точная фиксация домашнего задания, условий его выполнения.
I этап урока.
Проверяется готовность учащихся к занятию.
В тетради записывается тема урока.
Учитель обращается к классу с вопросом: “Предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?”
Возможные ответы учащихся: изучать новые понятия, работать с документами: Конституцией РФ, федеральным законом, региональным законодательством о выборах, определять значение выборов в жизни народа, страны, и т.д.
Подведение итогов этого этапа урока делает учитель. При этом логически осуществляется переход ко второму этапу урока.
II этап урока.
Вступительное слово учителя:
“Русскому мыслителю И.А.Ильину принадлежат слова (они записаны на доске): “Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество”. В условиях демократии, когда источником власти является народ, необходимо каждому гражданину страны осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.
Рассмотрим ситуацию:
Выпускница нашей школы Ольга Э. впервые будет участвовать в выборах 18 сентября 2016 года. Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”? Предложите аргументированную защиту своей позиции.
При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”.
Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко неучастие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего города выражают пассивное отношение к выборам. Так, по данным участковой избирательной комиссии на выборах депутатов Государственной Думы РФ явка избирателей составила 53% против 65% от числа избирателей, внесенных в список для голосования в 2011 году. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке?
Учащиеся предлагают:
– проблема равнодушного отношения к будущему своей страны;
– проблема формирования активной жизненной позиции молодежи;
– проблема “мой голос ничего не решает” и т.д.
Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью.
III этап урока.
Презентационное сопровождение урока.
План урока:
Избирательная система РФ.
А) избирательное правоБ) избирательный процесс.
Типы избирательных систем.
А) мажоритарная.Б) пропорциональная.В) смешанная.
Многопартийность.
А) классификация партий.
Рефлексия. “Чудо – выборы”
(контуры: Республика Тыва) на карте России, на карте Тувы - в нашем случае – город Кызыл; здание администрации г. Кызыла, где размещается Кызылская территориальная избирательная комиссия). Комментарий учителя: Сегодня на уроке мы будем использовать материалы республиканской избирательной комиссии, размещенных на сайтах по итогам выборов– 2012.
Учитель дает задание классу:
“Попытайтесь дать свое определение понятию “выборы” и запишите в тетрадь (2 минуты). А как трактуется это понятие в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ”, Конституции РФ.
Учащиеся проверяют насколько совпадают данное ими самими определение с тем, которое содержится в законодательстве.
Выдержки из документов:
Демократические свободные и периодические выборы … являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией. (ФЗ “Об основных гарантиях…”)
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. (Конституция РФ, ст. 3)
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст.3 Конституции РФ)
Учитель предлагает открыть Конституцию ст. 32 и ответить на вопросы:
О каком праве идет речь?
Что означает право избирать и быть избранным?
Учитель: “А чтобы выборы не проходили стихийно, а точно в срок и организованно, существуют определенные правила их проведения, которые закреплены в ФЗ “Об основных гарантия…”. Прочитайте выдержки закона и ответьте на вопросы:
Ст. 3:
“Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…
Назовите принципы избирательного права. Что они означают?
Учащиеся отвечают: “Равные, прямые, при тайном голосовании, добровольность”.
Ст. 4:
Гражданин РФ, достигший 18 лет. Вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ… и иными правовыми актами … быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Вопросы:
С какого возраста граждане имеют право принимать участие в выборах?
Кто не имеет право участвовать в выборах? (см. Конституцию РФ, ст. 32.)
Учитель обращается к классу:
“А всегда ли выборы являются демократическими? Смоделируйте ситуацию, когда выборы не будут считаться демократическими.
Учащиеся в группах обсуждают задание. Возможные ответы учащихся:
– выборы одного кандидата, т.е. выборы без выбора;– в бюллетене содержится графа о паспортных данных избирателя.
Какой вывод сделаем? – спрашивает учитель.
Учащиеся формируют возможный вывод: “Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократических выборов. Важно соблюдать принципы избирательного права”.
Учитель продолжает: “На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Алгоритм выборов прописан в этом же ФЗ. Закон очень объемен и сложен, но вы можете представить сам порядок избирательного процесса.
Стадии избирательного процесса.
Составление списков избирателей.
Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.
Формирование избирательных комиссий.
Выдвижение, регистрация кандидатов.
Предвыборная агитация.
Голосование.
Подсчет голосов и установление результатов выборов.
Задание:
– рассмотрите стадию избирательного процесса в Кызылской территориальной избирательной комиссии 2012 года. Учащиеся, работая в группах, обсуждают предлагаемые материалы и готовят ответы на вопросы. Возможные варианты ответов: “Решением Кызылского городского собрания депутатов утверждены схемы избирательных округов с перечислением границ округа. Наш Центральный район входит в округ №4, вместе с Левобережной. Всего избирателей в округе – 9019 человек”.
Учитель: “Обратите внимание еще на один документ “Итоги голосования на выборах 2012 года г. Кызыла (См. приложение 2).
18 сентября 2016 года в выборах в Государственную Думу 7 созыва избиратели будут голосовать по партийным спискам. Укажите, какие партии выдвинули своих кандидатов? Такая избирательная система называется пропорциональная.
Задание: поработайте с учебником § 23, с. 254-255, выясните достоинства и недостатки таких типов избирательных систем.
Учащиеся докладывают о выполнении задания.
Выборы в Верховный Хурал (Парламент). Какой тип избирательной системы существует в Республике Тыва?
Учитель: “Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности”.
Обращается к классу с вопросом: “Что понимается под политической партией? Какие партии вам известны? (КПРФ, ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия, Патриоты России, Правое дело, ПАРНАС (партия народной свободы), партия «Гражданская платформа», Яблоко, партия «Родина», Российская экологическая партия «Зеленые», партия Роста, партия пенсионеров за справедливость и др.) Каковы предпочтения избирателей Республики Тыва на последних выборах? Задание: Используя материалы учебника § 23, с. 257 заполните пропуски в предложениях.
После проверки задания учитель спрашивает: “какой идеологической ориентации придерживаются известные вам партии?”
Учащиеся отвечают: КПРФ – коммунистическая, ЛДПР – либеральная, Единая Россия – либеральная и т.д.
IV этап урока.
Самостоятельная работа: Составьте перечень опорных терминов для нашего плана в рассмотренной на уроке теме. Учащиеся записывают в тетрадь:
“выборы, избиратель, кандидат, избирательное право, федеральный закон, избирательный процесс, политическая партия, многопартийность и т.д.”После проверки выполнения задания учитель предлагает тренинг “Чудо – выборы”. На тренинг отводится 5-7 минут, за которое участники должны договорится о том:
какими качествами должен обладать кандидат в народные избранники;
как сделать свой выбор осознанным;
как сделать выборы “честными”.
Когда обсуждение закончится, каждая группа рассказывает, чем руководствоваться избирателям при выборе, чтобы не ошибиться. Учащиеся отмечают, что среди депутатов много демагогов, людей злоупотребляющих своим положением.
Учитель: “А почему мы назвали тренинг “Чудо – выборы”?
Затем учитель обращает внимание учащихся на практические выводы 2 и 3 на с. 260 учебника. Учащиеся сверяют их со своими наработками в группах и делают выводы.
V этап урока.
Для подведения итогов занятия внимание учащихся вновь обращается на слова И.А.Ильина, записанные на доске.
Учитель просит объяснить: “Почему участнику демократического строя необходимы преданность Родине, неподкупность, гражданское мужество?”
Учащиеся высказывают свои суждения. Например, “если не будет этих качеств у избирателя, то погибнет демократия” или “особенно необходимы эти качества кандидату, членам избирательных комиссий” и др.
После бурных высказываний учитель цитирует мыслителя: “Нет этого – и он пустое место, картонный кирпич в стене, гнилое дерево, проржавевшее кольцо в цепи, заранее обеспеченный предатель”. Вот что значит, по Ильину быть участником демократического строя.
Выводы по итогам занятия учитель делает вместе с учащимися, сравнивая их с целями учебного занятия.
VI этап урока.
Задание: “В следующих выборах вы сможете принять участие. Поэтому домашнее задание будет такое: написать сочинение-размышление на тему “Я – будущий избиратель”.
Библиография
Источники:
Конституция РФ. М., 2007.
ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. М., 2003.