Методическая разработка занятия «Рисуем с помощью химии» к курсу внеурочной деятельности «Занимательная химия для детей» для учащихся 2 класса.


Методическая разработка занятия «Рисуем с помощью химии» к курсу внеурочной деятельности «Занимательная химия для детей»
для учащихся 2 класса.
Учитель: Колодина Инна Геннадиевна
Тема: «Рисуем с помощью химии»
Тип занятия: развивающее занятие и практическая работа
Цель занятия:
Образовательная: 
-формировать элементарные навыки работы с химическим оборудованием и химической посудой;
-выполнять практическую работу с соблюдением правил по технике безопасности,
-анализировать полученные результаты, делать выводы.
Развивающая: 
- повышать интерес к предмету химии;
-развивать мышление , различных видов внимания, памяти, словарного запаса, фантазии.
Воспитательная: 
-формировать умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях ( Слайд 2)
Оборудование: силикатный клей, йод, зеленка, марганцовка, перекись водорода, уксус, сода, фрукты, овощи, фломастеры, стаканчики, пипеткаХод занятия
I этап – Мотивация к деятельности и актуализация знаний (1-3 мин).
Технологически этап ориентирован на преимущественное формирование
познавательных УУД – формирование устойчивых познавательных интересов, добывать новые знания, используя жизненный опыт и знания, полученные на уроке
личностные УУД – формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию.
Учитель: Ребята, вы любите рисовать? Думаю, нет такого человека на планете, который бы не любил рисовать. Рисовать можно и карандашами, и красками ( акварельными, гуашевыми, масляными), чернилами и мелками на асфальте. А можно рисовать и волшебными чернилами – раскрасить рисунок без карандаша и красок. Для этого нам понадобится раствор фенолфталеина, который у нас остался с прошлого занятия после опыта с уксусом и содой (слайд 3)
II этап – Учебно – познавательная (15 минут).
Технологически этап ориентирован на преимущественное формирование
познавательных УУД – формирование умений по использованию знаний для выполнения практической работы и оценки полученных результатов; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственные связи;
регулятивных УУД – формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
коммуникативных УУД – формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение практической ситуации и оценивать полученные результаты.
Учитель: Итак…
Что нужно сделать? Давайте нарисуем карандашом на бумаге контур котёнка ( или листика, или цветка, или космической ракеты – чего захотите).
Теперь, обмакните кисточку в раствор фенолфталеина и «закрась» раствором все, что внутри контура. Рисунок как был нераскрашенным, так и остался, ведь раствор фенолфталеина прозрачен. Возьмите стаканчик и налейте в него немного силикатного клея и добавьте такое же количество воды ( перемешайте). Возьмите кисточку, обмакните в раствор клея и еще раз раскрасьте своего котёнка. Подождем минуты 3( слайд 4-7)
Что должно произойти? Наблюдаем постепенное окрашивание нашего котёнка в малиновый цвет (слайд 7).
Почему? Потому что силикатный клей - это слабая щелочь. Щёлочи – это такие вещества, которые как бы « кислоты наоборот», окрашивают фенолфталеин в малиновый цвет. Вот клей и прореагировал, как и положено любой «нормальной» щелочи (слайд 8).
III этап – Интеллектуально - преобразовательная деятельность (15 мин)
Учитель: Говорят, была в XIX веке мода: когда гостей приглашали на изысканный вечер или пир, то их имена писали на особых листочках и раскладывали возле тарелок. Гость находил листочек со своим именем, и ему было ясно, какое место за столом занимать. Но писали имена не на бумаге, а на цветочных лепестках. Так красивее и необычнее. Хотите написать свое имя на цветочном лепестке? Только делать мы это будем не ручкой и не фломастером, а с помощью химии (слайд 9- 10).
Что нужно сделать? Берем два лепестка розы, два стаканчика, уксус, раствор соды и две тонких кисточки. В один стаканчик наливаем уксус ( уксус - это кислота), а в другой раствор соды ( сода- это щелочь). Берем один лепесток и стаканчик с уксусом, окунаем в стаканчик кисточку и пишем на лепестке. На другом лепестке пишем раствором соды (слайд 11).
Что должно произойти? Надпись, сделанная на лепестке уксусом – покраснеет, а содой - посинеет или позеленеет. Какой вывод можно сделать на основе проведенного эксперимента? Дома попробуйте провести эксперимент с лепестками других цветов, а на следующем занятии расскажите, что у вас получилось (слайд 12).
IV этап – Рефлексивная деятельность (2-5 мин).- регулятивных УУД (формирование умений оценивать полученные результаты).
Учащиеся оценивают успешность своих достижений, анализируют полученные знания и умения, делают выводы, рассказывают о своих впечатлениях от занятия ( слайд 13)