Занятие в зоологическом кружке Болезни птиц и мелких животных
Отдел образования Оршанского райисполкома
«Оршанский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи»
Занятие объединения «Юные зоологи»
Для учащихся 7-8 классов.
Составители : Мезит С.В.- методист экоцентра. Корнеева И.В.-
руководитель 1 категории.
г.Орша.
Тема: Болезни птиц и мелких животных
Цели:
1) Образовательная:
Дать понятие о группах болезней птиц и мелких животных ; охарактеризовать наиболее распространенные заболевания.
Обосновать необходимость бережного отношения к животным средствами первой ветеринарной помощи;
Ознакомить с некоторыми правилами лечения птиц и мелких домашних животных.
2) Воспитательная:
Воспитывать чувство бережного отношения к животным
3) Развивающая:
Развивать познавательный интерес к окружающей среде:
Содействовать экологическому воспитанию детей;
Развивать умения работать с раздаточным материалом,
наблюдательность, анализировать увиденное.
Форма: кружковое занятие
Методы: иллюстративно- объяснительный с элементами ролевой игры.
Оборудование и наглядность: карточки для закрепления, иллюстрации с болезнями птиц и животных, памятки, карточки-инструкции для учащихся, видеосюжет «Болезни животных живого уголка», « Работа зоопсихолога, хирурга. Кошачье кладбище». Плакат «Мы в ответе за тех, кого приручили», ветаптечка
Возраст учащихся: 5-6 класс
Место проведения: учебный класс.
План проведения занятия:
I.Opганизационный момент.
II. Постановка целей занятия. (Рассказ учителя).
III. Болезни декоративных животных (изучение нового материала.)
III.I. Правила общего ухода за декоративными животными и птицами
(Беседа учителя. Ролевое имитирование.)
III.2.Классификация болезней декоративных животных и птиц.
( пошаговое иллюстративное объяснение).
III.3. Незаразные болезни ( ролевое имитирование с элементами
закрепления).
III. 4. Промежуточное закрепление ( дидактическая игра « Собери верные названия»).
III.5. Паразитарные болезни ( ролевое имитирование с элементами закрепления).
III. 6. Промежуточное закрепление. ( Решение ситуационных задач)
IV. Здоровье животных уголка живой природы экоцентра. (практическое мини -исследование. Просмотр видеосюжета).
V. Проблема негуманного отношения к животным при лечении заболеваний. (Просмотр видеосюжета «Гуманизм или жестокость?» с последующим обсуждением).
VI. Обобщение изученного материала.( фронтальная беседа).
VII. Рефлексия.
VIII. Используемая литература.
Ход занятия
I.Opганизационный момент.
Здравствуйте, ребята. На нашем уроке мы будем придерживаться простого правила: «Смотри - и всё увидишь, Слушай - и всё услышишь, Думай - и всё поймёшь»
II. Постановка целей занятия. (Рассказ учителя)
Людей всегда тянет к животным. Мы желаем иметь и опекать какое-либо живое существо. Многие из вас, наверное, содержат кошек, собак, хомяков или птичек- привязанности у всех разные. Человек, который любит животных, как правило любит не только тех, которые живут у него дома. Наши любимцы очень часто подвержены различным заболеваниям. Лечить комнатных птиц и животных очень трудно- особенно, когда болезнь развивается.. И первые признаки недуга проявляются , когда уже ничего или почти ничего нельзя сделать. Всегда хочется бороться за каждую жизнь заболевшего питомца, которую можно спасти. Поэтому наше занятие мы посвятим очень важной проблеме- проблеме лечения мелких животных в домашних условиях. И поэтому девиз нашего занятия таков: «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
На нашем занятии мы познакомимся:
-с правилами профилактики заболеваний декоративных животных;
-с группами болезней, встречающихся у декоративных животных;
-рассмотрим общие принципы лечения в домашних условиях наиболее распространенных болезней декоративных животных.
-посмотрим в живом уголке состояние животных уголка живой природы.
-просмотрим и обсудим видеосюжет по проблеме гуманного обращения к домашним животным.
Учитель: Ребята! Тема лечения заболеваний животных очень объемна. И конечно, на одном занятии рассмотреть все заболевания, все приемы лечения этих заболеваний мы физически не сможем – этому люди учатся годами в ветеринарных институтах, приобретают очень важную профессию- ветеринарный врач. А чтобы ещё врач стал хорошим врачом – нужны долгие годы практики. И сегодня на наше занятие мы и пригласили специалистов: зоотехника, врача-эпидемиолога, врача- паразитолога, врача-терапевта, фармацевта-провизора, которые нам дадут ценные рекомендации по профилактике и лечению заболеваний животных.
III. Болезни декоративных животных (изучение нового материала.)
III.I. Правила общего ухода за декоративными животными и птицами
(Беседа учителя. Ролевое имитирование.)
Учитель: Ребята ,помните, что заболевание легче предупредить, чем вылечить. Хороший уход, правильные условия содержания и кормления - залог здоровья ваших питомцев. О правилах общего ухода за декоративными животными нам расскажет зоотехник.
Рассказ зоотехника:
Чтобы ваши питомцы не болели, нужно организовать правильный уход за ними. Для этого необходимо выдержать вновь приобретенных животных в карантине ( т.е в отдельной клетке) в течение одного месяца и только тогда пересаживать в общую клетку.Перемена обстановки, как правило, отражается на общем состоянии зверька. Он может тосковать, у него снижается аппетит и появляется вялость. Особого внимания и заботы требует животное в первый месяц пребывания в вашем доме. За это время оно отвыкает от прежних условий и привыкает к новой домашней обстановке и к людям. Постарайтесь больше общаться с ним, разговаривать спокойным, ласковым, ровным голосом, не делать резких движений.Частота дыхания, температура тела говорит о состоянии здоровья зверька.Для каждой клетки нужно иметь индивидуальные кормушки и поилки, которые следует ежедневно мыть горячей водой. При уходе за зверьками необходимо соблюдать личную гигиену. Нередко встречаются люди, которые кормят животных из той же посуды, из которой едят сами, или кормят ручных зверьков изо рта, считая, что они вполне здоровы. Такие взаимоотношения с животными не рекомендуются, так, как существуют общие опасные инфекционные болезни, которые передаются от животных к человеку. После работы нужно обязательно вымыть руки и лицо горячей водой с мылом. Кроме этого, сохранению здоровья наших питомцев способствуют:
Правила общего ухода за домашними животными:
Достаточное количество света
Достаточное количество тепла
Чистота помещения
Клетки и оборудование регулярно мыть и дезинфицировать
Правильная организация питания
Внимательно следить за общим состоянием, настроением животных
Своевременное реагирование на изменения в поведении животных.
Учитель: Давайте ещё раз повторим основные правила ухода за декоративными животными, которые способствуют их здоровью и здоровью человека. (Учащиеся повторяют правила, используя вывешенный на стене плакат «Правила общего ухода за домашними животными»)
Учитель: В целях профилактики в любом живом уголке и у каждого, у кого есть в доме животные или птицы обязательно должна быть ветеринарная аптечка. О том, что должно быть в ветаптечке нам расскажет фармацевт-провизор.
Рассказ фармацевта-провизора: Что же необходимо иметь в аптечке, чтобы помощь была эффективной и своевременной? Для измерения температуры у пушистых пациентов подойдёт обычный ртутный градусник, но наиболее безопасным и удобным будет его электронный аналог. Острые ножницы пригодятся вам при нарезке бинтов для перевязки. Шприцы в ветаптечке выполняют не только свою прямую «колющую» функцию, но и помогают дозировать лекарство и вводить его. Если большинство лекарственных препаратов можно покупать по мере возникновения необходимости, то перевязочные средства, напротив, всегда должны быть под рукой. Бинт, вата, стерильные салфетки, жгут, пластырь, ватные палочки - вот арсенал настоящего «звериного» доктора. -Средства народной медицины тоже будут нелишними в ветеринарной аптечке. Настой мяты и зверобоя поможет при проблемах с пищеварительной системой, а отвар ромашки снимет воспаление.
Не забудьте про дезинфекцию. Раствор зелёнки, йод, перекись водорода, марганцовка не дадут ни малейшего шанса на выживание бактериям, попавшим в рану вашего больного. Не забывайте время от времени проводить ревизию ветаптечки - просроченные лекарства не менее опасны для животных, чем для людей. Храните свою аптечку в недоступном месте, желательно, подобрать для неё вместительную коробку.
Закрепление. Игра «Что лишнее в аптечке?»
Учитель: «У нас в экологическом центре есть аптечка. Посмотрите и перечислите те предметы , которые в ней находятся. Отберите те предметы, которые лишние. Назовите их »
III.2.Классификация болезней декоративных животных и птиц.
( пошаговое иллюстративное объяснение).
Учитель: Все болезни декоративных животных подразделяются на 3 группы: незаразные, паразитарные и инфекционные. (прикрепляются таблички на демонстрационной доске или стене).
III.3. Незаразные болезни ( ролевое имитирование с элементами закрепления)
Учитель:
«Незаразные болезни не передаются от больных животных к здоровым. Причина заболевания - неправильное кормление и уход. С какими незаразными заболеваниями часто встречаются любители домашних животных? Об этом нам расскажет ветврач-терапевт.
Рассказ ветврача-терапевта:
Из этой группы заболеваний наиболее часто встречаются нарушение обмена веществ и авитаминозы. Эти заболевания возникают в результате отсутствия или недостаточного содержания в пище витаминов и минеральных веществ, а также скученного содержания животных, избытка света, что приводит к стрессам. Внешне эти болезни проявляются в нарушении волосяного покрова: на коже появляются оголенные участки, но она при этом чистая в отличие от пораженной при чесотке или стригущем лишае. Наблюдается отёчность век, молодые птицы отстают в росте и развитии.Птица при этом выглядит взъерошенной, перья лежат неплотно и не блестят, она нередко отказывается от корма.
Наиболее часто встречающаяся болезнь этой группы - неправильная линька . Линька- это процесс замены старого кожно-перьевого покрова на новый через определенное время. При неправильной линьке этот процесс затягивается, кожа в отдельных местах оголяется, перо не растёт. К болезням обмена относится и каннибализм -выщипывание перьев птиц друг у друга. Таких птиц лучше отсадить по разным клеткам.
К болезням обмена относятся и:
- авитоминозы –недостаточное потребление1-2 витаминов;
- полиавитаминозы – недостаточное потребление 3 и более витаминов
-гипервитаминозы – возникают, когда в организм животного сразу попало много витаминов. Это приводяит к отравлению животного.
Как лечить животных с болезнями обмена веществ ?
Прежде всего необходимо улучшить условия их содержания: давать более разноообразные зерновые и мягкие корма с достаточным количеством белков, витаминов, минеральных солей в виде мела, яичной скорлупы. В зимнее время в избытке давать молодые веточки, сухие плоды - крылатки ясеня и клёна.
Летом животных выносите на солнышко – его ультрафиолетовые лучи восстанавливают обмен веществ
Хочу ещё рассказать о болезни чрезмерного отрастания когтей и клюва.. У белок, крыс и других грызунов в условиях неволи нередко сильно отрастают зубы - верхние или нижние резцы, а также когти. Это затрудняет прием корма и передвижение; зверек проявляет беспокойство, худеет.
Отросшие части клюва и когтей необходимо аккуратно срезать острыми ножницами, чтобы не задеть кровеносных сосудов и не вызвать кровотечения. ( демонстрация таблички «Правила обрезки когтей») Клюв и когти предварительно просматривают на свет. Удаляют только прозрачный роговой слой. Для самостачивания клюва можно класть в клетку кусочки мела, старой штукатурки. Для естественного стачивания когтей хорошо подходят жёрдочки, установленные срезанной частью вниз.
III. 4. Промежуточное закрепление ( дидактическая игра « Собери верные названия»)
Учитель: Предлагает собрать названия болезней, написанных на различных карточках:
«задержка яйца», «отрастание когтей и клюва», «неправильная линька», «выщипывание перьеа друг у друга»
Учитель: Вспомним, какими признаками характеризуются незаразные болезни (открывается текст с характеристикой незаразных заболеваний)
III.5. Паразитарные болезни ( ролевое имитирование с элементами закрепления).
Учитель:
Следующая группа заболеваний - паразитарные заболевания. А о них нам расскажет ветврач- паразитолог».
Рассказ ветврача- паразитолога:
«Иногда на коже и во внутренних органах животного заводятся паразиты - очень мелкие организмы. Поселяясь на животном, они питаются за счёт этих же животных - своих «хозяев». Для этого, например, у блох развились специальные выросты, щетинки, при помощи которых они прикрепляются к шерсти животных, а у глистов- различные шипы и присоски.
Чаще всего встречаются блохи и клещи. Не стоит волноваться- это не самая страшная проблема с которой столкнулся ваш любимец. Большинство владельцев и не подозревают, что у их животного есть блохи. Это заблуждение. Блошиная «братия» может жить не только на других животных, и передаваться вашему любимцу при контакте с ними, но и в окружающей среде (траве, подстилке и т.д.) Немного меньше возможность заразиться блохами у животных, которые на улицу совсем не выходят. Но тем не менее блохи живут в наших подвалах, чердаках, на бездомных животных. Проходя мимо, вы вполне можете принести «бродячих» блох на обуви домой. Таким путем заражаются ваши домашние питомцы.
Блох и клещей можно увидеть невооруженным глазом.. Они вызывают зуд и могут быть переносчиками многих заболеваний. Больные животные, зараженные паразитами, ведут себя беспокойно, чешутся ,и часто - до образования ран
Широко распространенное заболевание- чесоточный клещ. Это очень мелкий паразит, и невооруженным глазом увидеть его невозможно.
Клещ, проделывая ходы в коже животного, вызывает сильный зуд; животное начинает чесаться - отсюда и название болезни- «чесотка» ет . Заражение чесоткой происходит при непосредственном контакте больных животных со здоровыми .. Чесоточные клещи могут передаваться и человеку. Поэтому при первых признаках заболевания необходимо срочно принять меры. Заболевшего зверька изолируют, помещение, в котором он находился, тщательно обрабатывают специальными растворами.
Борьба с насекомыми - клещами осуществляется механическим путем, т. е. удалением их с кожи животных, а также путем применения химических средств обработки клеток. Чесоточный клещ лечится специальными серными мазями, которая закупоривает кожные ходы клеща, через которые он дышит. Клещ таким образом погибает. К паразитам, которые поселяются во внутренних органах наших питомцев относятся плоские и круглые черви. Их ещё называют глистами и они соответственно вызывают глистные заболевания.
Глисты очень сильно угнетают животных, т.к. впиваются своими шипами, в стенки желудка, кишечника и всасывают все питательные вещества. ( Показ изображений паразитических червей.) Животное истощается, худеет.. Яйца гельминтов могут быть на шерсти животного, поэтому они попадают при контакте с больным животным на руки человека, а затем и в рот. Так происходит заражение. Поэтому после контакта с любыми животными необходимо соблюдать личную гигиену - мыть руки, лицо. Клетки ежедневно чистить.Лечение гельминтозных заболеваний лучше всего производить в ветеринарном учреждении».
Учитель: Давайте ещё раз вспомним, чем характеризуются паразитарные заболевания. ( Ответы детей).
III.5. Инфекционные заболевания. ( ролевое имитирование с элементами закрепления).
Учитель: «Из всех трёх групп заболеваний инфекционные заболевания являются самыми опасными для животных. Животные, зараженные инфекционными заболеваниями, очень трудно поддаются лечению в домашних условиях. Об инфекционных заболеваниях нам расскажет врач-эпидемиолог»
Рассказ врача-эпидемиолога. « Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микробами и вирусами. К ним относятся такие страшные заболевания как туберкулёз, чума, холера. В последнее время человечество волнует распространение птичьего гриппа. Размножаясь в организме, микроорганизмы выделяют вещества-токсины, отравляющие животных. У животных поднимается температура тела, животные отказываются от пищи, быстро худеют. Заражение может произойти через инфицированный корм, воду, через укусы насекомых и при контакте с больными животными. Инфекционные болезни могут быть определены лишь после тщательного обследования животного в ветеринарном учреждении, поэтому и лечение должно проходить под наблюдением врача. Инфекционными заболеваниями чаще заболевают те животные, которые с кормом мало получают разнообразных витаминов. У животных падает иммунитет - устойчивость к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Заболевания органов дыхания также вызываются микроорганизмами и вирусами. Если вы содержите животных на сквозняке, даёте им холодную воду, то риск заболеваниями органов дыхания возрастает. У птиц появляются слизистые выделения из ноздрей- насморк,- которые вытирают ваткой , смоченной в растворе борной кислоты или марганцовки.. Заболевших животных помещают в клетку с подогревом. И часто это помогает птице выздороветь.
Заболевания кожи вызываются грибками. Поражение грибком чаще встречается при длительном кормлении слишком концентрированным и бедным клетчаткой кормом. На голове больных животных появляются оголенные круглые или овальные пятна, не покрытые шерстью. Соответствующее лечение должен назначать ветврач.
Очень часто к ветврачу обращаются дети и взрослые по вопросам лечения желудочно-кишечных заболеваний своих питомцев. Эта группа болезней возникает по причине кормления животных недоброкачественным кормом. Животные часто испражняются. Птицы отказываются от корма, сидят нахохлившись. При появлении первых признаков хорошо помогает толченый активированный уголь, который подмешивают в корм. Из рациона птиц удаляют растительные продукты до полного выздоровления животного. При тяжелых желудочно-кишечных заболеваниях животное показывается ветеринару, который назначает медикаментозное лечение.
Учитель: Давайте ещё раз вспомним, чем характеризуются инфекционные заболевания.( Ответы детей).
III. 6. Промежуточное закрепление.( Решение ситуационных задач)
Учитель: В регистратуру ветеринарного центра поступили письма от братьев наших меньших. Давайте прочитаем их.
Письмо 1. «Привет, ребята! Я морская свинка. Недавно у себя на теле я обнаружила каких-то мелких насекомых. Они мешают мне нормально жить. Пожалуйста, объясните, что со мной и подскажите, что мне делать. Заранее спасибо.»
Письмо 2. «Здравствуйте, ребята! Я волнистый попугайчик. Недавно я стал замечать, что выгляжу взъерошено, перья мои лежат неплотно и не блестят, мне часто не хочется есть. Настроения также нет. Что со мной происходит, и что мой хозяин может сделать для меня? Заранее спасибо.»
Письмо 3. Добрый день доктор Айболит Я канарейка. Очень долго хозяин держал меня на сквозняке. После этого я стала часто испражняться. Помёт у меня стал жидкий, зеленоватого цвета. Я отказываюсь от корма, сижу нахохлившись. Что мне делать? Помогите мне пожалуйста!
К какой группе заболеваний относятся прочитанные признаки?
IV. Здоровье животных уголка живой природы экоцентра. (практическое мини-исследование. Просмотр видеосюжета).
Учитель. Ребята! В нашем живом уголке мы содержим большое количество видов декоративных животных. Каких? (Ответы детей).
За ними мы каждый день ухаживаем: кормим, поим, меняем подстилку, убираем клетки. Следим и за состоянием их здоровья. Сейчас вы увидите, а я прокомментирую небольшой видеосюжет о характере заболеваний, которые болели наши питомцы, и которых нам удалось вылечить. А затем мы пройдём в живой уголок и попытаемся оценить общее состояние здоровья каждого животного нашего живого уголка с учетом тех знаний, которые сегодня мы получили.
( Демонстрация видеосюжета «Болезни животных живого уголка).
Оценивать состояние животных мы будем по следующим пунктам.
(Учащимся раздаются инструкции)
(Учащиеся знакомятся с инструкцией. Проходят в живой уголок , наблюдают за животными.)
По итогам наблюдений проводится беседа, в процессе которой учащиеся высказывают свои мнения о состоянии здоровья животных.
(Обсуждение в живом уголке)
Учитель: Итак, мы с вами смогли оценить общее состояние своих питомцев. С какой целью мы это делали? (Ответы детей). С целью своевременного обнаружения и лечения болезней. Но всё - таки в домашних условиях не все заболевания мы сможем вылечить. Поэтому изучите пожалуйста памятку «Визит к ветврачу» , помните и руководствуйтесь ею при содержании своих питомцев.
(Памятки раздаются каждому учащемуся).
V. Проблема негуманного отношения к животным при лечении заболеваний.
(Просмотр видеосюжета «Гуманизм или жестокость?» с последующим обсуждением).
Вопросы для обсуждения:
1.Какие чувства появились у вас после просмотра видеосюжета?
2. Как вы относитесь к хирургическим манипуляциям, которые показаны в сюжете? Можно ли их назвать гуманными?
3.Выразите своё отношение к процессу захоронения кошек в Америке.
Сталкивались ли Вы с жизненной потерей своего домашнего питомца?
Возникали ли у вас чувства, схожие с чувствами, показанными в
видеосюжете?
4. Заинтересовал ли вас сюжет о нетрадиционном сохранении кошек методом сухой заморозки? Почему?
5. Приведите примеры из своего жизненного опыта по негуманному обращению к животным?.
VI. Обобщение изученного материала ( фронтальная беседа).
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами изучили основные группы заболеваний птиц и мелких домашних животных, профилактику и лечение некоторых,часто распространенных заболеваний. Давайте повторим:
-Какие существуют группы болезней домашних животных?
-Чем отличаются инфекционные болезни от незаразных?
- Кем вызываются паразитарные болезни?
-Каковы общие правила ухода за домашними животными
- Какие правила личной гигиены мы должны соблюдать после ухода за
домашними животными
- В каких случаях необходимо обращаться к ветврачу?
А теперь давайте поиграем в игру «Да-нет».Я высказываю какое-то утверждение, а вы с ним, соответственно, соглашаетесь или нет.
Болезни птиц и мелких декоративных животных подразделяются на: незаразные, заразные, инфекционные. (Ответ «Нет»)
Чесотка относится инфекционным болезням. (Ответ «Нет»)
В целях профилактики в любом живом уголке и у каждого, у кого есть в доме животные или птицы обязательно должна быть ветеринарная аптечка.(Ответ «Да»).
Бинт, вата, стерильные салфетки, жгут, пластырь, ватные палочки - вот арсенал настоящего «звериного» доктора (Ответ «Да»)
К мелким животным, живущим в уголке живой природы, относятся: морские свинки, хомяки, белка, крысы. Эти животные также относят к отряду Грызуны. (Ответ «Да»)
Обращаться к ветеринарному врачу при выявлении первых признаков инфекционного заболевания – лишнее. Животное можно вылечить самостоятельно. (Ответ «Нет»).
VII. Рефлексия.
Учитель: Ребята! О чем новом вы сегодня узнали? Что из того, что вы сегодня услышали, вы будете применять в дальнейшем в своей жизни? О чём бы ещё из области лечения и профилактики заболеваний вы хотели бы узнать на наших занятиях?.
Образцы наглядности.
Табличка 1.
Табличка 2
VIII. Используемая литература.
1. Гавриш В.Г., Калюжный И.И. Лечебник домашних животных и птиц для фермеров и животноводов-любителе.- Ростов н/Д.; «Феникс»», 1996.- 480с.
2. Образовательно-познавательный ежемесячник «Мир животных». №№ 3/2007г, 1/2008г.,10/2008г.
3. Справочник по болезням комнатных, зоопарковых, цирковых и экзотичеких животных/ С.С.Липницкий, В.Ф.Литвинов, В.В. Шимко, А.И.Гантимуров.- Мн.; Ураджай, 19992.- 416с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14015
Карточка-инструкция
для учащихся по оценке состояния здоровья животных живого уголка.
1. Внимательно осмотрите группы животных в клетках и вольерах: птиц, грызунов, черепах.
2. Каковы условия содержания животных в клетках и вольерах?
( наличие воды и пищи, количество света, тепла, степень
скученности животных, состояние подстилки).
3. Какое поведение проявляют животные при подходе человека к клетке (активное, пассивное, сидят нахохлившись, расчесывание клювом покровов и т.д.)? Сделайте вывод о соответствии поведения животного с его здоровьем.
4. Рассмотрите кожные покровы млекопитающих, перья птиц. Заметны ли какие-либо участки оголения кожи? Выскажите свои предположения о причинах оголения?
5.Какие ещё особенности во внешнем виде животных, характеризующие их состояние здоровья , вы заметили. (покраснение глаз, удлиненный клюв, когти, носовые выделения , отслоение покровов тела и т.д.). Сделайте вывод.
6. Дайте общую оценку состояния здоровья животных :
« неудовлетворительное, «удовлетворительное», «хорошее»,»отличное» .
Поможет сохранить здоровье наших питомцев:
Достаточное количество света
Достаточное количество тепла
Чистота помещения
Клетки и оборудование регулярно мыть и дезинфицировать
Правильная организация питания.
Внимательно следить за общим состоянием, настроением.
Своевременно реагировать на изменения в поведении.
15