Технологическая карта урока математики: Точка. Прямые и кривые линии (замкнутые и незамкнутые)
Технологическая карта урока по __математике_______ в __1 «г»__классе, педагог_ Долгих О.В.________ Дата_26.10.2015 г.____
Тема урока:__Точка. Прямые и кривые линии (замкнутые и незамкнутые).________________________________________
Тип урока (по Т.И.Шамовой)___(1 тип)__ изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Оборудование: план урока в картинках, карандаш,
линейка, карточки для парной работы, ноутбук,
учебник и тетрадь часть 1, конверты, оценки – жетоны.
Макроструктура урока:
1 3 4 5 6 11 13
2 12 Цель урока:
(по Т.И.Шамовой) Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний о точке, прямых и кривых линиях (замкнутых и незамкнутых). Задачи урока
Обучающая: создать условия для достижения предметных планируемых результатов:
Умение детьми различать и чертить прямые и кривые линии;
Делать выводы и обобщения после проведения практических действий. Развивающая: создать условия для достижения метапредметных УУД:
Регулятивные:
различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки;
различать замкнутые и незамкнутые кривые линии.
Познавательные:
распознавать линии на рисунках прямые, кривые (замкнутые и незамкнутые).
Коммуникативные:
слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог. Воспитывающая: создать условия для достижения личностных УУД:
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.
Ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Этап Организация деятельности Планируемые результаты
учителя ученика Предметные Метапредметные (УУД) Личностные (УУД)
Мотивация
- Вы пришли сюда
- Не лениться, а
- Работать как?
- А слушать как?
Какое настроение у вас, поделитесь с нами? - учиться
- трудиться
- старательно
- внимательно
Показывают сигнальные карточками – смайликами.
-
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Актуализация субъектного опыта учащихся
- Почтальон для нас принёс почту, но вот беда все письма разлетелись по классу, соберите их.
- Сколько конвертов вы собрали? Какой цифрой обозначается это количество?
- Расположите конверты в порядке убывания.
- В каждом конверте содержится задание для вас. Со мной на уроке будет помощник, угадайте кто он?
Загадка (1 конверт)
Чертят им или рисуют.Грифель по листку танцует.Он большой помощник наш,И зовётся …
- Распределите карандаши на две группы
- Сколько карандашей вы видите на рисунке?
- Вы заметили с какой цифрой мы сегодня встречаемся часто?
Собирают конверты.
6
Учащиеся находят цифру 6 среди однозначных чисел.
Дети работают в паре у доски.
Карандаш
Распределяют по форме, по цвету, по размеру.
6
Прописывают цифру 6 в тетрадях по алгоритму. Умение вести прямой и обратный счёт в пределах 10.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Выделять признаки сходства и различия при сравнении объектов (предметов).
Запись цифра 6 по алгоритму.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Подведение под понятие прямая и кривая линии.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Взаимодействие с соседом по парте. Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Организация восприятия (осмысления)
(2 конверт)
- Разгулялся как- то карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.
- Предположите, что же у него получилось?
- А кто из вас попробует сформулировать тему нашего урока?
- Чему мы будем учиться на уроке?
Физминутка (3 конверт)
- А все ли линии одинаковые?
- Перед нами возник проблемный вопрос, а почему они так называются?
- Проведём практическую работу.
- Проведите линию на листе бумаге, что у вас получилось?
- Вы догадались почему эти линии получили такое название?
- Ровную линию провести очень трудно. Чтобы провести ровно, нужен инструмент. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я?
- Как пользоваться линейкой? ( Надо прижать её к бумаге и вести карандаш вдоль линейки.)
- Попробуйте сами начертить такую линию.
Вывод: прямая линия чертится с помощью линейки, а кривая от руки.
Сказка про точку и прямую линию.
Одно из основных понятий Геометрии – прямая. Этим словом обозначают не просто линию, проведенную прямо.
Прямая бесконечна. На чертежах показывают только часть прямой. Продолжить ее изображение можно в обе стороны без конца.
Прямая бесконечна.
Без конца и края
Линия прямая!
Хоть 100 лет по ней идти –
Не найти конца пути!
Точки, линии, чёрточки
- Точки и линии
- Должны научиться различать линии, уметь их чертить.
Нет. Прямая и кривая
Высказывают своё предположение.
Проводят практическую работу в паре.
- Кривая линия
Они неровные, проводятся от руки
- Линейка
Чертят линию с помощью линейки Умение чертить прямые и кривые линии. Владеть инструментом – линейка. Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные умения:
- определять главные свойства прямой, кривой и обосновывать свое мнение;
- сравнивать геометрические фигуры.
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом
Первичная проверка понимания
(4 конверт)
1. ПТ + учебник – практическая работа № 44 с. 26
-Поставьте в ваших тетрадях точку.
- Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну точку?
- Проведите одну прямую линию.
-Можно ли провести еще?
-Проведите.
-А еще можно провести прямую линию через эту же точку?
-Проведите.
- Какой вывод можно сделать?
2. Работа в учебнике. № 125, 128.
Высказывают предположения.
Выполняют работу в тетради.
Через одну точку можно провести бесконечно много прямых линий
Вывод: кривые линии бывают замкнутые и незамкнутые. Владеть умением чертить прямые линии через одну точку. Распознавать на чертежах количество прямых линий.
Уметь на рисунках распознавать количество прямых и кривых линий. Познакомиться с понятием замкнутые и незамкнутые кривые линии. Регулятивные:
-отличать верно выполненное задание от неверного;
--давать оценку своей деятельности.
Познавательные:
-ориентироваться в учебнике, тетради;
-находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и учебный материал урока;
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной речи;
Формировать представление о знании и незнании, первоначальную ориентацию на оценку результатов собственной работы
Организация первичного закрепления
(5 конверт)
Парная работа с самопроверкой.
Делает вывод о проделанной работе в паре.
Выполняют работу по карточкам, а затем оценивают свой результат. Применять свои знания на практике. Регулятивные –
Принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные
Контролировать свою деятельность по результату выполнения задания
Выполнять задания и строить объяснения в нужной форме
Коммуникативные
Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте
Способность договариваться и приходить к общему мнению
Определять общие для всех правила поведения и правила работы в парах
Испытывают желание оказания помощи в обучении товарищам.
Анализ урока
- С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
Продолжите предложение:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Высказывают своё мнение, анализируют урок. Умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии Регулятивные: высказывают свое предположение (версию)
Познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения.
Коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
Рефлексия
(6 конверт)
- Распределите карандаши по стаканчикам.
«Красный карандаш» Вы научились и можете помочь другим.
«Зеленый карандаш» Вы считаете, что знаете отличие линий друг от друга, но вам ещё нужна помощь.
«Синий карандаш» Вы считаете, что было трудно на уроке.
- Молодцы! Спасибо всем за урок.
Учащиеся оценивают свои знания, выбирая данный цвет карандаша.
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность.
Приложение
Жила-была точка. Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит любую линию и непременно спросит:
Какая это линия, длинная или короткая?
Подумала однажды точка: «Как же я всё смогу узнать, если всегда буду жить в одном месте?» И отправилась точка путешествовать по прямой линии.
Шла она шла. Долго шла. Устала и говорит:
Скоро ли будет конец у прямой линии?
Засмеялась прямая линия:
Эх ты, точка, разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?Тогда я пойду назад, - сказала точка.
И в другую сторону не будет конца. У прямой вообще не бывает концов.