Программа элективного курса для 10-11 класса по биологии «Избранные вопросы биологи».


Программа элективного курса
для 10-11 класса
по биологии
«Избранные вопросы биологии ».

Составитель: учитель биологии
Короткова Мая Рудольфовна
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Раздел 1. Организация освоения программы
Цели и задачи программы
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Тематический план
2.2. Содержание отдельных тем
Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины
3.1. материально-техническое обеспечение реализации программы
3.2. Рекомендуемая литература
Введение
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю).
Курс включает основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний.
Ожидаемый результат:
Формирование целостного представления о живом организме.
Углубление основ биологических знаний и умений.
Улучшение навыков работы с тестами ЕГЭ.
Продолжение работы по формированию знаний о сохранении здоровья человека.
Улучшение навыков самоконтроля.
Формы контроля:
Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания);
Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ.
Раздел 1. Организация учебного процесса
Цель программы : упрочить и углубить имеющиеся знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи:
Обучающие:
Повышатькачество биологических знаний.
Воспитательные:
Формировать способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний.
Формировать умения работать в коллективе.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
№ Раздел Кол-во
часов Форма проведения
занятия
1 Биология – наука о живой природе.
Методы научного познания. 1 Теоретическое занятие.
2 Клетка как биологическая система. 8 Теоретические и практические занятия.
3 Организм как биологическая система. 17 Теоретические и практические занятия.
4 Система и многообразие организмов. 20 Теоретические и практические занятия.
5 Организм человека и его здоровье. 10 Теоретические и практические занятия.
6 Эволюция живой природы. 5 Теоретические занятия.
7 Экосистемы и присущие им закономерности. 3 Теоретические и практические занятия.
8 Работа с контрольно-измерительными заданиями. 5 Работа контрольно-измерительными материалами и тренировочными заданиями.
В результате изучения данного курса ученик должен
Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции.
Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом, решать биологические задачи, работать с материалами ЕГЭ.
Раздел 2. Содержание дисциплины
Учебный план
Тематический план.
№ Темы. Кол-во
часов
Кол-во
лекций,
семинаров Экскурсии,
практич.
занятия
1 Раздел 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. 1 ӀӀ Раздел 2. Клетка как биологическая система. 8 2 Клеточная теория. Строение клетки. 1 1 1
3 Многообразие клеток (клетки грибов, растений и животных). 1 1 1
4-5 Химический состав клетки. 2 2 6 Энергетический обмен в клетке. 1 1 7 Фотосинтез и хемосинтез. 1 1 8 Пластический обмен. Биосинтез белков. 1 1 9 Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. 1 1 ӀӀӀ Организм как биологическая система. 17 10 Вирусы – неклеточные формы жизни. 1 1 11 .виды бесполого размножения организмов. 1 12 Особенности полового размножения. Онтогенез. 1 13 Эмбриональное развитие организма 1 14 Генетика – наука о наследовании признаков. Моногибридное скрещивание. 1 15 Решение задач. 1 1
16 Дигибридное скрещивание. 1 1 17 Решение задач по генетике. 1 1
18 Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана. 1 1 19 Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. 1 1
20 Решение задач по генетике. 1 1
21 Наследование генов сцепленных с полом. 1 1 22 Решение задач по генетике. 1 1
23 Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. 1 1 24 Наследственная изменчивость. 1 1 25 Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни и их профилактика. 1 1
26 Селекция, ее методы и перспективы развития. Биотехнология. 1 1 ӀV Система и многообразие организмов. 20 27 Царство растений. Растительные ткани и органы. 1 1 28 Жизнедеятельность растительного организма. 1 1 29 Классификация организмов. Бактерии 1 1 30 Грибы и лишайники 1 1 31 Водоросли. Мхи. 1 1 32 Папоротники. 1 1
33 Голосеменные. 1 1 34 Покрытосеменные растения. Семейства Однодольных растений. 1 1 1
35 Семейства Двудольных растений. Значение растений. 1 1 1
36 Царство животные. Основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. 1 1 1
37 Тип Кишечнополостные. 1 1 38 Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви. 1 1 38 Тип Моллюски. 1 1 1
39 Тип Членистоногие (ракообразные и паукообразные) 1 1 1
40 Тип Членистоногие (насекомые) 1 1 1
41 Тип Хордовые. Класс Рыбы. 1 1 1
42 Тип Хордовые. Класс Земноводные. 1 1 43 Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. 1 1 44 Тип Хордовые. Класс Птицы. 1 1 1
45 Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. 1 1 46 Контрольно-обобщающее занятие. 1 1
V Организм человека и его здоровье. 7 47 Место человека в органическом мире. Ткани. Опорно-двигательная система. 1 1 1
48 Кровообращение и лимфообращение. 1 1 49 Пищеварительная система. Обмен веществ. 1 1 50 Мочевыделительная система. Кожа. 1 1 51 Дыхательная и половая системы. 1 1 52 Нервная система. 1 1 52 Эндокринная система 1 1 53 Анализаторы. 1 1 54 Высшая нервная деятельность. 1 1 1
55 Контрольно-обобщающее занятие 1 1
VӀ Эволюция живой природы. 5 56 Вид, его критерии. Характеристика популяции. 1 1 57 Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции. 1 1 58 Микроэволюция. Способы видообразования. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. 1 1 59 Макроэволюция. 1 1 1
60 Происхождение человека. 1 1 VӀӀ Экосистемы и присущие им закономерности. 3 61 Биогеоценоз, его структура. 1 1 1
62 Саморазвитие и смена экосистем. Влияние деятельности человека. Агроценозы. 1 1 63 Биосфера. Проблема устойчивого развития биосферы. 1 1 1
VӀӀӀ Работа с контрольно-измерительными заданиями. 5 64 Работа с тестами. 1 65 Работа с тестами. 1 66 Работа с тестами. 1 67 Работа с тестами. 1 68 Работа с тестами. 1 Содержание отдельных тем учебной дисциплины.
Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания.
Основные понятия: термины, законы биологии, выдающиеся ученые-биологи.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тестирование
Форма организации занятия: фронтальная, групповая
Межпредметная связь: биология, медицина, экология
Техническое оснащение занятия: ИКТ
Тема 2. Клетка как биологическая система.
Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Основные понятия: плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления.Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная
Контрольные задания: тестирование
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика
Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп
Тема 3. Организм как биологическая система.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры профилактики. Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты клонирования.
Основные понятия: вирион, ВИЧ, инкубационный период, аутотомия, гермафродитизм, партеногенез, почкование, вегетативное размножение, зигота, бластула, гаструла, ген, доминирование, рецессивность, аллель, моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, мутации, полиплоидия, анеуплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование.
Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, решение биологических задач
Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая
Контрольные задания: тестирование, создание презентаций
Межпредметная связь: информатика, биология, сельское хозяйство, медицина
Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы
Тема 4. Система и многообразие организмов.
Систематика. Основные группы организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических организмов. Царство Растения, их клеточное строение, ткани. Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Царство животных, основные признаки и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших, их многообразие и значение. Характеристика Кишечнополостных, Плоских, Круглых и Кольчатых червей, Моллюсков, Членистоногих, Хордовых. Особенности их строения жизнедеятельности, многообразие и значение.
Основные понятия: таксон, прокариоты, низшие и высшие растения, вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды, радиальная симметрия, целом, кутикула. Практическая работа: тестирование, лабораторные работы.
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство.
Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы.
Тема 5. Организм человека и его здоровье.
Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при повреждении скелета. Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания. Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.
Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная системы, органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания, мышления. Половая система человека.
Основные понятия: ПДК, нейрон, остеон, остеобласты, остеоциты, остеокласты, миофибриллы, миозин, актин, атлант, эпистрофей, нефрон, эпидермис, дерма, кориум, меланин, иммунитет, фагоцитоз, антитела, агглютинация, фибриноген, перистальтика, гормоны, систола, диастола, анализаторы, рефлекс.Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, лабораторные работы, создание презентаций.
Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметные связи: биология, медицина, информатика, психология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы.
Тема 6. Эволюция живой природы.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека.
Основные понятия: популяционные волны, дивергенция, конвергенция, параллелизм, биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, коацерваты, биосоциальная природа человека.Практическая работа: тестирование, создание презентаций.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, видеофильмы.
Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Среда обитания, экологические факторы. Биогеоценоз, его компоненты и структура. Трофические уровни. Круговорот веществ и превращения энергии. Смена экосистем. Разнообразие экосистем. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.
Основные понятия: аэробионты, гидробионты, террабионты, эндобионты, биотические, абиотические и антропогенные факторы, биоценоз, биотоп, цепь питания, сеть питания, экологическая пирамида, сукцессия первичная и вторичная, агроценоз.Практическая работа: тестирование, подготовка презентаций, исследовательская работа.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение: ИКТ, видеофильмы.
Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Программы–Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. MicrosoftFrontPage 2003, создание анимации – XaraWebstyle 4.0.Технические средства: интерактивная доска, мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, СD-диски, видеокамера, фотоаппарат, микроскопы.
Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды, коллекции, гербарии.
Рекомендуемая литература.
Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2012.
Высоцкая Л.В. и др. под ред. Академика Шумного В.К., проф. Дымшица Г.М. и проф. Рувинского А.О. Общая биология.- М. «Просвещение» 1995
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2003.
Генетика с основами селекции. Петров Д.Ф.- М. «Высшая школа» 1976.
Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания 8 класс.- М. «Аквариум» 1997.
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания 9 класс.- М. «Аквариум» 1998.
Лернер Г.И. общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс.-М. «Аквариум» 1998.
Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007