СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МАНИПУЛЯЦИИ В ТЕКСТАХ СМИ
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МАНИПУЛЯЦИИ В ТЕКСТАХ СМИ
В современном мире, мы нередко сталкиваемся с такими ситуациями, когда собеседник или оппонент, стараясь руководить нами, пытается внушить свою точку зрения. Подобные действия носят название «манипуляция». Этот термин широко употребляется в повседневной жизни, его можно часто услышать с телевизионных экранов, на волнах радио, а так же прочесть в газетах. Своего пикового воздействия манипуляция достигает в период выборов, когда главной и единственной целью партий или претендентов на государственные посты становится воздействие на избирателей. Как бы ни пытались люди отгородиться от манипуляционного воздействия, они бессознательно подвергаются ему, смотря телевизор и читая газеты.
Взглянем на манипуляцию с научной точки зрения. «Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями» [Доценко 2000: 46]. «Манипуляция – это скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения» [Шиллер 1980].
Задумаемся на минуту о том, что же такое манипуляция, в чем её суть и смысл, и попробуем на основе этих размышлений дать исчерпывающее понятие манипуляции. Манипуляция – это целенаправленный стимул любой природы (звуки, слова, жесты, мимика, позы, картинки в журнале и рекламное объявление в газете), целью (а манипуляция всегда преследует определенную цель) которого является побуждение к появлению некоторой реакции. Манипуляция использует стимулы, которые заранее предопределяют реакцию, именно для того чтобы вызвать ее. Например, вы знаете, что нужно сделать, чтобы ваша подруга разозлилась, и вы делаете это, а значит, манипулируйте ею с целью вывести из душевного равновесия. Другой случай, когда манипулятор не знает, как подействуют используемые им стимулы, или рекламист, внедряет сложный рекламный ролик, который достаточно сложен для понимания. В любом случае, все действия будут считаться манипуляцией, а значит, будут иметь некий импульс по отношению к человеку, на которого направлены.
Ключевой момент манипуляции состоит в том, что она не формирует реакции, она влияет на уже сформированные. Манипуляция фактически строится на всем сказанном и показанном вам. Противостояние манипуляции – занятие практически бесполезное и малопродуктивное. Если манипуляция построена на основе обнаружения слабых мест, вашей стратегией защиты станет устранение этих слабых мест, после чего воздействие на них станет просто бессмысленным.
Ежедневно каждый из нас делает сотни вербальных попыток манипуляции, которые направлены на получение личной выгоды, достижения желаемого и полезного для манипулятора. Например, подростки одеваются ярко и броско, чтобы притягивать внимание и быть замеченными в толпе. Девушка флиртует с молодым человеком, чтобы он предложил прогулку или поход в ресторан. Пожилая женщина в очереди жалуется на больную спину, чтобы ей уступили место у кассы. В данном случае манипуляция выступает как адаптивный (приспособительный) механизм межличностной (и социальной) коммуникации, который учитывает специфику реакций на стимулы, и всегда подбирает наиболее эффективные коммуникативные стратегии, позволяющие гибко и точно "настраиваться" на индивидуальность собеседника, либо же на социальную индивидуальность общества (менталитет, традиции, национальный характер).
Но манипуляция бесполезна, если нет четко сформулированного плана действий. Чтобы достичь желаемого результата посредством манипуляции, обратитесь к стратегиям и тактикам, которые несут в себе некоторые шаблоны поведения в определенных ситуациях.
Термин «стратегия» взят из военной науки (греч. strategos – искусство полководца): способ достижения сложных целей. В качестве науки стратегия дает знания стратегического поведения в тех или иных ситуациях. Военная стратегия – развертывание всех имеющихся ресурсов таким способом, чтобы обеспечить благоприятный исход войны, в то время как тактика – это маневры и действия, осуществляемые для того, чтобы выиграть сражение. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач.
В экономике стратегия трактуется как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [www.ereport.ru].
«Стратегия – это отбор фактов и их подача в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу адресата» [Борисова 1999: 86].
Определим стратегию как сверхзадачу, идущую от адресанта, направленную на достижение коммуникативной или практической цели и рассчитанную на достижение определенного положительного эффекта. Учитывая это, тактику понимаем как некое речевое действие, направленное на решение одной задачи в рамках одной стратегической цели. Достижение этой цели осуществляется через решение определенной совокупности задач, то есть через использование целого ряда тактик.
Манипуляция может быть использована в различных стратегиях и тактиках для наиболее эффективного воздействия. Рассмотрим самые распространенные тактики манипуляции, которые мы неосознанно применяем каждый день: тактика уловок, преднамеренный обман, психологическая война, тактика позиционного давления.
Тактика уловок. Данная тактика направлена на то, чтобы адресат потерял нить разговора и его суть, будучи сбит с толку необычными для него словами и действиями. Для тактики уловок характерно использование непонятных слов и терминов, вопросы-капканы, ошеломление скоростью обсуждения, чтение мыслей на подозрение, ложный стыд, принижение иронией, авторитетность заявления. Например, «Может, Вы думаете, что я Вас уговариваю? Так Вы ошибаетесь!». «Вместо решения социальных вопросов мэр целиком занят эксцентричными выходками: например, отдает поселковый клуб в аренду местному магу – оккультисту» [Единая Россия 2011].
Преднамеренный обман. Возможно, преднамеренный обман – самая распространенная форма грязных методов, которая содержит искаженное представление фактов, полномочий или намерений. Явными показателями данной тактики являются фальшивые факты, неясные полномочия, сомнительные намерения. Например, «Народная власть обеспечит гарантии бесплатного и качественного образования для каждого» [КПРФ 2011]. Примем во внимание тот факт, что преднамеренный обман и «бытовая ложь» – это разные понятия. Бытовая ложь – мелкие искажения фактов и отговорки, например: опоздал, так как попал в пробку; проспал, так как заболел и тому подобное.
Психологическая война. Данная тактика направлена на то, чтобы адресат почувствовал себя неудобно и чтобы у него появилось подсознательное желание закончить разговор или дело как можно быстрее. Такая тактика может применяться в стрессовой ситуации и содержать личные нападки, уловки, угрозы и предупреждения. Например, «Я представитель корпорации «NNN»; «У вас два варианта: один неверный второй мой»; «Не бери Грех на душу! Не продавай свой голос! Они не медведи, они – козлы!» [Справедливая Россия 2011].
Тактика позиционного давления включает в себя экстремальные требования, растущие требования, тактику затвора и неустойчивость партнера. Например, «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятные требования, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя»; «А генерал сказал, что крокодилы летают».
По мнению Бернарда Вербера, люди делятся на три группы. На тех, кто говорит, используя визуальный язык – визуалистов; на тех, кто предпочитает язык звуковой – аудивистов; и на тех, кто обращается к языку тела – тактильнистов [Вербер 2007: 76]. Принадлежность к какой-то из групп распознается по движению глаз. Если человека просят вспомнить что-то, и он поднимает глаза к небу, это визуалист. Если начинает смотреть в сторону – аудивист. Если он опускает взгляд, как будто хочет лучше разобраться со своими ощущениями, – это тактильнист.
«Зная, к какой группе относится человек, можно воздействовать на любого собеседника, выбирая нужный из трех лингвистических регистров. Затем можно идти дальше, добавляя физическое воздействие на какой-то участок тела человека, стимулируя его в момент передачи важной информации. Например, произнося слова “я рассчитываю на тебя, ты сможешь довести работу до успешного конца”, пожать слушающего за предплечье. Стимуляция в дальнейшем будет происходить при каждом таком жесте, уже без слов. Это одна из форм сенсорной памяти» [Вербер 2007: 76].
Сделаем акцент на предвыборных кампаниях. «Предвыборная кампания (избирательная компания) – (фр. саmpagne – поход) – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В избирательной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе избирательной кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению» [Большой юридический словарь].
Вербальные тактики и стратегии манипуляции в рамках предвыборной кампании могут реализовываться с помощью способов и средств психологической обработки аудитории, с помощью манипулятивных приемов и тактик. Вряд ли возможно четко разграничить манипулятивную стратегию и стратегию дискредитации.
Так, например, Владимир Ильич Карасик, ссылаясь на монографию Д. Уолтона, называет дискредитацию разновидностью манипулятивной стратегии [Карасик 2004: 99]. Цели воздействия у них зачастую совпадают. Но не всегда целью манипулятивного воздействия является подрыв авторитета дискредитируемого объекта, например, если правительство хочет, используя спекулятивные приемы, оправдать какие-то свои неправомерные действия. Реализация стратегии дискредитации и стратегии нападения в речи политиков – это одно из проявлений речевой агрессии, которая представляет собой особый тип речевого воздействия. Речевое манипулирование и речевая агрессия – это разные, но связанные между собой понятия. «Агрессия как форма речевого поведения нацелена на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку», хотя «приемы агрессии могут использоваться в качестве манипулятивных» [Копнина 2003: 254].
Проблема манипулирования индивидуальным и массовым сознанием в последние годы все больше привлекает внимание психологов и лингвистов. Особенность манипулятивной стратегии заключается как раз в специфике тех тактик, которые применяются для достижения той или иной цели. По мнению В. И. Карасика, манипуляции – различного рода уловки в дискурсе, имеющие целью обманным путем убедить адресата встать на позиции отправителя речи, несмотря на несостоятельность фактического или логического обоснования вопроса. «Уловки в дискурсе представляют собой совокупность разнородных приемов социально осуждаемого воздействия на адресата» [Карасик 2004: 95]. В. И. Карасик в своей работе выделяет три основных вида манипуляции: псевдоаргументация, имитация авторитетности и имитация силы. Наиболее изученной является псевдоаргументация: намеренные и ненамеренные ошибки в аргументации (паралогизмы и софизмы), «позволительные» и «непозволительные» уловки, а также психологические уловки, позволяющие добиться победы над оппонентом в споре.
Политическая речь не может обойтись без средств внушения. Обращение к эмоциям адресата – закономерный, естественный элемент речевого воздействия в политической коммуникации. Спекулятивный характер имеют не сами приемы, а их употребление в речи недобросовестными политиками. Политическая манипуляция, в отличие от межличностной, предполагает воздействие на широкие массы и осуществляется с целью сделать их ведомыми, отвести им роль пассивных исполнителей воли правящих групп. Воля меньшинства в завуалированной форме навязывается большинству.
Проблема манипулятивного воздействия включает в себя множество более частных вопросов, одним из которых является вопрос о соотношении понятий «манипуляция» и «демагогия». В словарях иностранных слов «демагогия» представлена как использование и лживых обещаний, и преднамеренного извращения фактов, и лести для достижения той или иной цели, например, для привлечения масс на свою сторону, для создания популярности [Нечаева 1999]. Таким образом, в понимании слова «демагогия» соединились признаки и демагогии, и манипуляции: «Пятьсот офицеров кончают жизнь самоубийством каждый день! Пятьдесят человек расстреливают каждый день! Туберкулезом харкают полстраны!» (В.В. Жириновский) [НТВ, «Свобода слова», 23.05.2003].
Рассмотрев стратегию и различные виды тактик манипуляции, а также проанализировав их цель и предполагаемый результат, можно сделать ряд выводов.
1. Ни одна из тактик манипуляции не используется в чистом виде, то есть, как правило, используется комбинация из двух или более тактик одновременно.
2. Чем сложнее построена стратегия манипуляции, тем сложнее будет ее разгадать и тем легче будет ей поддаться, так как адресату будет достаточно сложно понять, что им манипулируют. Поэтому он будет отрицать любую возможность манипуляции.
3. Мимика, жестикуляция, как и речь, имеют достаточно сильное влияние в момент посыла манипулятивного импульса.
4. Манипуляция в «надежных руках» профессионала может иметь также положительное влияние, и даже быть необходимой в некоторых ситуациях.
Список литературы
1. Большой юридический словарь / В.А. Белов и др.; Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2. изд, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 703 с.
2. Борисова И. Н. Категория цели и аспекты текстового анализа // Жанры речи: Сб. науч. статей.– Саратов: Изд-во гос. УНЦ «Колледж», 1999.– Вып. 2.– С. 81-88.
3. Вербер, Б. Революция муравьев / Бернард Вербер; [пер. с фр. К. В. Левиной]. – Москва : Гелеос : РИПОЛ классик, 2007 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати). – 698 с.
4. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции : Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М. : ЧеРо : Юрайт, 2000. – 342 с.
5. Единая Россия – предвыборная брошюра, ноябрь 2011.
6. Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик ; Науч.-исслед. лаб. "Аксиол. лингвистика". – М. : ГНОЗИС, 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 389 с.
7. Копнина Г. А. Этическая норма и проблема речевого манипулирования // Русистика на пороге XXI века: Проблемы и перспективы. – М., 2003. – С. 252-254.
8. КПРФ – информационный бюллетень, ноябрь 2011.
9. Современный словарь иностранных слов / И. В. Нечаева. – М. : АСТ, 1999. – 538 с.
10. Справедливая Россия – информационный бюллетень, ноябрь 2011
11. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием : Пер. с англ. / Предисл. Я. Засурского. – М. : Мысль, 1980. – 326 с.
12. НТВ, «Свобода слова», 23.05.2003.
13. http://psyberia.ru/psyhodiary/manipulation.
14. www.ereport.ru.
13PAGE 14115