Конспект урока по литературному чтению на тему : П. П. Бажов Серебряное копытце
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.
№ 42
Дата проведения: 12.12.16 г.
Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения;
способствовать формированию целостного представления об основной идеи сказа, нравственному воспитанию учащихся; прививать интерес к творчеству П. П. Бажова;
создать условия для осознания ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека.
Планируемые результаты
Предметные:
научатся: сравнивать литературные произведения (сказки и сказы), внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выполнять анализ художественного произведения: давать характеристику главных героев произведения, рассказывать об основной идеи произведения на основе характеров главных героев, работать в парах, в группе.Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке.
Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей; предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока.
Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Л. Ф. Климанова (и др.)
М. Просвещение, 2014 г., компьютер учителя; презентация к уроку.
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемы способы деятельности учащегося
Организация начала урока Проверка готовности к уроку, наличие общей установки на урок.
Приветствие обучающихся.
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!Возможно, есть классы и лучше, и краше.Но пусть в нашем классе Вам будет светло,Пусть будет уютно и очень легко!
Сообщают готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи.
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Проверяет домашнее задание. Поводит беседу о проделанной работе.
– Дома вы перечитали сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим на сколько хорошо вы знаете текст.
Перед каждым на парте лежит листок с текстом, в котором пропущены некоторые слова, восстановите их. Учащиеся выразительно читают отрывки, которые им больше всего понравились. стараясь передать свои чувства, своё отношение к героям.
Карточка: Так и стали жить вместе, дед ________ , _______ Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили - _________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ___________ уходил, Дарёнка в избе _________ , похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей _________ . К вечеру соберутся, и _____ им.
Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Сообщение темы урока. Определение целей урока. Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
Итак, продолжаем знакомиться с творчеством П. П. Бажова.
– У него была белая борода и живые, необыкновен-но лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение
Добрый волшебник с Урала
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам скучно не стало,
Сказочник отпер засов. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
1 2 3 4
– Скажите, что вы чувствуете, когда слышите или произносите слово «добро», какие ассоциации возникают? Назовите пословицы о добре, которые вы знаете.
– Посмотрите, ка много пословиц о добре сложил народ. А значит оно очень важно для людей.
– А вот какое добро важнее для человека, мы и выясним на уроке.
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Расшифруйте запись на доске: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк.
– Что связывает все эти слова?
– Сегодня на уроке мы будем говорить о героях сказа, чтобы понять какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами и что нравится в людях П. Бажову.
– Что именно мы можем о них сказать? Только засов отворился,
В сказку открылась нам дверь,
Запах лесов заструился,
В мир ты волшебный поверь!
Дети составляют ассоциативный куст к слову «ДОБРО»
– Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, козлик. Это герои сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Описать внешность, характер, поступки героев. устной форме
Работа над жанром произведения Беседа по содержанию сказа.
Ребята, какое это произведение по жанру? Но сначала давайте ещё раз вспомним, что такое сказка и сказ. Самостоятельно запишите, что вы узнали на уроке? А потом ваши ответы.
– Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа.
– Подберите слова с корнем сказ.
– Итак, в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» - это сказ. В нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и
реальность. Дети отвечают на вопросы. Работают в тетрадях.
Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чего имени ведётся повествование, например сказ «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова.
– Сказочник, рассказ, сказка, рассказывать, присказка, подсказка.
Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
Рассказ – это прозаическое произведение, в котором происходят реальные события. Осуществлять анализ произведения. Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
1 2 3 4
Физкультми-нуткаОрганизует проведение физкультминутки Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя.
Продолжение работы над произведени-ем. Характеристика героев сказа. Организует работу по составлению портретных характеристик героев произведения.
– Вам необходимо расположить слова в правильном порядке и определить, к кому из главных героев подходит данная пословица или поговорка.
– Какие качества вы бы хотели взять у героев?
– Давайте дадим характеристику главным героям сказа.
– Кто готов прочитать свою характеристику Дарёнки и Коковани?
– Что общего вы заметили в их описании?
– Опишите волшебных животных. Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя.
Работа в группах.
(Группы получают пословицы и вывешивают их в правильном порядке на доске, объясняя, к какому главному герою она подходит.)
1 группа
1.Землю красит солнце, а человека – труд.2. Каких только чудес не бывает на свете.3. Жизнь дана на добрые дела.4. Пчела мала, да и та работает.
2 группа
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Богатство – не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
Работа в парах
Характеризуют Дарёнку и Кокованю по плану.
План
Семейное положение
Внешность
Характер
Чем занимаются герои
Дети зачитывают характеристики героев, отвечают на вопросы, дают описание волшебного козлика.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. аргументировать свою позицию. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группах, в паре.
Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
Первый уровень: выразительное чтение отрывка, который наиболее заинтересовал. Сделать рисунок.
Второй уровень: подготовить пересказ по самостоятельно составленному плану. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.
1 2 3 4
Итог урока. Рефлексия. Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Подведение итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке.
– Поделитесь своим мнением о сказе. Что вам особенно понравилось?
– Чему нас учат герои П. П. Бажова?
– Какая была цель урока? Достигли мы её?
– Докажите?
– Почему главные герои хотели увидеть козлика?
– Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и
Кокованей?
– За что же герои были награждены?
Закончите урок фразой
Я понял…
Я узнал….
Я хочу узнать…
Я похвалил бы себя за…..
После урока мне захотелось….
– Какая работа вызвала трудность?
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Дать характеристику героям и их поступкам. Определить ценные качества личности.
У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.
Они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности. Оценивают собственную деятельность
на уроке.
Проявляют интерес к предмету