Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности: Логопедическое сопровождение детей


5.2. Логопедическое сопровождение детей
Задачи логопедического сопровождения:
своевременное выявление детей с речевым недоразвитием;
определение особых образовательных потребностей детей с речевым недоразвитием;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения речи;
создание условий, способствующих освоению детьми с речевым недоразвитием образовательной программы начального общего образования;
осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с речевым недоразвитием;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием.
Направления работы:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевым недоразвитием, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях лицея;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии детей; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевым недоразвитием и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
организационно-методическая работа обеспечивает уровня профессиональной компетентности, организацию образовательного пространства, пополнение методической базы.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи;
ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в лицее) диагностика отклонений в речевом развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей;
системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка;
анализ успешности коррекционно-развивающей логопедической работы.
В качестве руководства для обследования речи ребенка и осуществления коррекционно-развивающей логопедической работы используется следующая литература:
Л.В. Лопатина «Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей»;
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в школе»;
А.Н. Коренев «Нарушение чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение);
В.С. Кукушкин «Логопедия в школе»;
А.Н. Трубникова «Обследование состояния устной и письменной речи»;
Т.А. Фотекова «Диагностика состояния устной речи у учащихся 1-4 классов».
Первичное обследование детей проводится в субботней школе «Будущий первоклассник», или при поступлении в первый класс. Обследуется каждый ребенок, выявляются дети, нуждающиеся в логопедической помощи. Выявляются учащиеся с нарушениями речевого развития, с которыми проводится полное логопедическое обследование. Все полученные данные анализируются и фиксируются в речевой карте; выставляется заключение с уровнем речевого развития, или речевым диагнозом. Массовое обследование проводится в сентябре и мае, по необходимости в течение года. При необходимости проводится дополнительное психологическое обследование психических процессов, составляется совместный план работы. Основываясь на данных обследования, строится дальнейшая коррекционно-развивающая логопедическая работа.
Коррекционно-развивающая логопедическая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с речевым недоразвитием коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений речи;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Для планирования занятий с детьми используются:
Л.Н. Козырева «Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками»;
М.А. Поваляева «Справочник логопеда»;
В.С. Кукушкин «Логопедия в школе»;
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»
Е.В. Мазанова «Коррекция дисграфии»;
М.Ю. Гаврикова «Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками».
В качестве дидактического материала используются тетради для логопедических занятий Л.Н.Козыревой, Е.В.Мазановой, М.Ю.Гавриковой, Л.Н.Ефименковой.
Коррекционно-развивающие логопедические занятия с группами учащихся, испытывающих трудности формирования письменной речи включают разделы:
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
обогащение словарного запаса;
развитие грамматического строя и связной речи;
развитие психических процессов, мелкой моторики, временных и пространственных представлений и т.д.
Все перечисленные виды работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии идет работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, по обогащению словаря и грамматического строя, так и по развитию психических процессов и мелкой моторики.
С учетом речевого дефекта комплектуются группы. В течение учебного года, по завершению диагностики проводятся системные коррекционно - развивающие занятия по группам, индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.
В течение года проводятся консультативные занятия с детьми, страдающими нарушениями звукопроизношения или письменной речи, не зачисленными в группу, обучающие занятия с родителями по работе над нарушением звукопроизношения.
Занятия проводятся в течение учебного года во внеурочное время.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с речевыми нарушениями;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающего обучения ребёнка с речевым недоразвитием.
Консультация родителей и педагогов осуществляется индивидуально в специально отведенное время.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с речевыми нарушениями.
Организационно-методическая работа предусматривает:
обучение методам и приемам (в условиях реализации ФГОС нового поколения) формирования универсальных учебных действий (предметных, межпредметных, личностных) в соответствии с возрастно-психологическими нормативами;
Участие в организационном и методическом сопровождении введения ФГОС НОО (обучающие семинары мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации);
Участие в информационно-аналитическом обеспечении введения ФГОС;
Совершенствование деятельности логопедического сопровождения:
Накопление и систематизация методической литературы, наглядного дидактического материала.
Организация образовательного пространства.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает: сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей.