«Применение образовательных технологий для формирования обще-учебных умений школьников» «Применение образовательных технологий для формирования обще-учебных умений школьников»

Родионова Любовь Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ Гимназии№1, г.Лаишево, Татарстан

«Применение образовательных технологий
для формирования обще-учебных умений школьников»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»
Л.Н. Толстой
Обще-учебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для того или иного учебного предмета. Эффективное формирование и развитие обще-учебных умений предполагает соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. Главным в обеспечение этого процесса является программа обще-учебных умений. При оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и обще-учебные умения. Учитель всегда обращал внимание на предметное содержание и предметные умения, знания, и навыки. Формирование же обще-учебных умений и навыков, способов деятельности рассматривалось вне учебных дисциплин. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Наоборот, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются обще-учебными умениями.
Изучением проблемы выявления и классификации обще-учебных умений и навыков, а так же разработкой методики их формирования занимались такие исследователи, как Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, П.П. Гальперин, А.А. Бобров, С.Г. Воровщиков, А.К. Громцева, Е.В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, Т.И. Шамова и др. Исследования позволили сделать вывод о том, что различные виды обще-учебных умений и навыков не существуют обособленно друг от друга и уровень развития обще-учебных умений и навыков зависит от особенностей организации процесса обучения, а так же от уровня развития познавательных способностей младших школьников. Данной проблеме посвящено немало работ, в которых описаны особенности различных систем обучения при формировании обще-учебных умений и навыков (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Г.Д. Кирилова и др).
Обще-учебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни, это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемых на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Овладев ОУУН, учащиеся будут выполнять задания более результативно. Решение задачи формирования различных знаний и умений очень важно для начальной школы, но наиболее важными и целесообразными являются задачи связанные с обеспечением развития школьника с учётом его возрастных возможностей. Всех научить всему – такую задачу, как известно, ставил перед школой ещё Я. А. Коменский. Во многих авторитетных источниках совершенно справедливо утверждается, что главная задача учителя – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т. к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту обще-учебные умения . В создавшейся ситуации возникает опасность, что учитель, заботясь исключительно о развитии учеников, будет меньше обращать внимание на знания, умения, навыки. Между тем, как справедливо заметил П. Блонский «пустая голова не рассуждает» то есть знания являются одним из факторов развития личности.
Формирование обще-учебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться. Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определённом предметном содержании. Умения учитель может проконтролировать через решение учебных задач. Ученики должны овладеть суммой знаний и учиться осознанно применять их в любой ситуации, а также у них формируются определенные умения, дающих возможность учащимся усваивать знания, приобретать их самостоятельно. Формирование у школьников обще-учебных умений означает переход от простой осведомлённости, частных умений и конкретных навыков, от информации как предмета запоминания – к мышлению, действию и развития способностей.
Каждый урок изучаемой темы стал включать в себя задания, нацеленные на формирование у учащихся конкретного навыка и способа деятельности. Формирование обще-учебных навыков проводится в процессе обучения на уроках математике при помощи таких заданий: как умение работать с информацией; на преобразование информации из одного вида в другой, на владение навыками контроля и оценки своей деятельности; задание на аналогию; на классификацию. На уроках изобразительного искусства важно воспитывать в детях критическое отношение к произведениям искусства, научиться отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружающей действительностью.
При изучении тем русского языка даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности языка, система упражнений стимулирует к формированию как регулятивных действий, так и обще-учебных. Это жизненно важное умение. Поэтому актуальна  на уроках работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого класса.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Учитель создает условия для формирования у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Технология сотрудничества на уроке создаёт условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Тема проекта выбирается с учетом познавательных интересов и уровнем развития учащихся. Ученики, объединившись в группы по несколько человека, получают одно задание, при этом каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Учитель должен умело сочетать различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные. В процессе работы над проектом учащиеся осуществляют самостоятельную индивидуальную и групповую учебно-познавательную деятельность: разрабатывают и представляют проект, усваивают новый материал, осваивают социально-профессиональные роли. На уроках должны быть созданы благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера.
  При создании в учебной деятельности проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной работы учащихся по их разрешению, происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.  Игровая технология служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр расширяет кругозор у детей, развивает познавательную деятельность, формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, обучения и воспитания младших школьников.
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка.  Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность. 
Работа над обще-учебными умениями должна вестись системно и по всем предметам.    Обще-учебные умения и навыки являются универсальными способами приобретения и применения знаний. Благодаря такой систематической работе, у выпускников начальной школы формируется социальная компетентность. Таким образом, учителя осуществляют развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!


Использованная литература
1. Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина / Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11. 
2. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый / Школьные технологии.- 2010.-№2. 
3.Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе /Информатика и образование. - 2002. - №1.
4. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70 
5.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
 6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, М 1998. - 256 с
7. Журнал “Начальная школа”. №1, 9, 2005 г., №6, 2009 г., №1, 2010 г.