Методическая разработка кураторского часа Правовая культура молодёжи
Образовательное государственное учреждение среднего профессионального образования
«Ютановский агромеханический техникум
имени Евграфа Петровича Ковалевского»
Методическая разработка
кураторского часа по теме:
«Правовая культура молодежи»
Выполнила куратор
Тарановская В.П.
С. ЮтановкаПлан
проведения кураторского часа
24 группа делится на две команды, выбирают капитанов команд, на обдумывания вопроса 1 минута. Название команд! - «Права и обязанности» вторая « Обязанности и права»
Тема: « Правовая культура молодежи»
Цели: повышение эффекта работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди студентов, формирование сознательного законопослушного поведения обучающихся, углубление и расширение знаний обучающихся о юридической ответственности за противоправные деяния, воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни, способствовать развитию гражданской и социальной ответственности как важнейшие черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране. Оборудование: проектор
Ход внеклассного мероприятия
1Введение.
2. Основная часть:
Конкурсы:
а) «Права человека»
б) «Может - не может»
в) «Всякая всячина»
г) « Конкурс капитанов»
д) «Мораль и право»
е) «Отгадай кроссворд»
ж) «Тестирование»
з) « О каких правах человека говорится в стихотворении»
3. Заключение
Оглавление.
1.Введение 4 стр.
2. Основная часть 5-13стр.
3. Заключение 14стр.
4. Литература 15стр.
Введение.
С древнейших времен люди пытались найти секреты счастливой совместной жизни в едином коллективе, без распрей и войн. Увы, не всегда это удавалось сделать успешно. Но именно право пришло на помощь человечеству, доказав как важно создать условия для существования высокого уровня правовой культуры, когда люди будут уважать права друг друга и станут ответственными за все свои поступки. Именно в праве аккумулированы достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей старается передать своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и ненастья. Успешное существование государства и каждого отдельного человека, формирование конкурентоспособной личности, умеющей строить свою карьеру и добиваться успеха, в современных условиях невозможно без понимания норм права и способов их реализации. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать право, уметь ориентироваться в нем – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя игра.
Главные вопросы игры:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Основная часть.
1. Конкурс «права человека» (За каждую законченную фразу-1 балл).
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающиеся
различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено. И закончить фразу.
1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение).
2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…
(личную неприкосновенность).
3. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушив его право на… (неприкосновенность жилища).
4. Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Бал-де», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на… (труд).
5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).
6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив
его право на… (личную неприкосновенность и на жизнь).
7. Сказка К.Чуковского «Айболит».
«Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит».
У зверей было право на… (охрану здоровья и медицинскую помощь).
8. А. Толстой «Золотой ключик». С букварём шагает в школу деревянный мальчуган, попадает вместо школы в деревянный балаган. Буратино имеет право на … ( образование)
2. Конкурс «Может– не может». (За каждый правильный ответ- 1 балл).
Выбрать те действия, которые по закону может совершить16-летний
гражданин без согласия родителей:
1. купить мотоцикл;
2. продать мотоцикл;
3. прогулять стипендию с друзьями;
4. заложить в ломбард свои золотые сережки;
5. продать свой CD-плеер;
6. открыть счет в банке;
7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу;
8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале быть председателем кооператива;
9. вступить в брак;
10. работать по трудовому договору;
11. обучаться вождению автомобиля на дорогах.
ОТВЕТЫ: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 12.
3. Конкурс «Всякая всячина». (За каждый правильный ответ- 1 балл).
1. Кто является главой Российской Федерации? (президент РФ).
2. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, Судебные органы. (органы местного самоуправления).
3. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)
4. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка считается ребёнком? (человек до18 лет).
5. Как называется тайное хищение имущества? (кража).
6. Указывается ли в паспорте национальность? (нет).
4. Конкурс капитанов. (За каждый правильный ответ капитана- 1 балл).
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая
«Бриллиантовая рука». («Чёрт побери»).
2. У лесных зайцев нет клыков, а чего нет у «городских» зайцев? (Билета).
3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом. (ЮрийДеточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»).
4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока).
5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного и
безработного. (Буратино).
6. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да
здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» (Кавказская пленница»).
5. Конкурс «Мораль и право» (оцените поступки людей– какие из них имеют правовую оценку, а какие моральную?):
• Сергей солгал матери (М),
• Террорист попытался угнать самолет (П),
• Тонул человек, прохожий не принял никаких мер (П),
• Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (М),
• Рабочий прогулял рабочий день (П),
• Девушка украла чужого ребенка (П),
• Володя не уступил место в автобусе (М),
• Петр и Леонид бросали камни в проходящие поезда (П),
• Анатолий пожадничал (М),
• Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля (П).
6. Конкурс «Отгадай кроссворд»
По горизонтали
3. Международный правовой документ, определяющий права детей?
6. С 18 лет каждый человек обязан прийти на избирательный участок и исполнить свой гражданский долг?
11. Для подростков прекративших обучение в школе во столько лет срок трудового договора определяется на общих основаниях?
13. Чтобы получить среднее ( полное) общее образование, сколько классов нужно закончить?
14. С 14 летнего возраста гражданам России разрешается не более 4 часов в сутки?
По вертикали
1. Верховенство и независимость власти?
2. Законные представители детей?
4. На него имеет право каждый человек, ни кто не может быть произвольно лишен его?
5. Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние?
6. Экономическая деятельность, совокупность последовательно совершаемых действий, направленных на получения прибыли, допустимая для лиц с 18 летнего возраста?
7. В нашей стране оно обязательное (ст.26)?
8. Во столько лет ребенок считается совершеннолетним?
9. Каждый человек имеет право на бесплатное получение помощи этого вида?
10. Как называют лицо, которому принадлежит право собственности чего-либо?
12. Властно - политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления.
7. Конкурс «Тестирование»
1. Права человека - это:
а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;
б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;
в) отсутствие каких-либо ограничений.
2. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?
а) от национальности, расы;
б) пола;
в) религии;
г) от богатства;
д) политических убеждений;
е) ни от чего, (все должны обладать равными правами).
3. Герои известной серии «Бременские музыканты» поют:«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»Почему люди ценят свободу выше богатства?
а) её ценят те, кто не был богат;
б) так считают только романтики;
в) это неотъемлемое право человека.
4. В каких международных документах закреплены права ребенка?
а) «Декларация прав ребенка" (1959г.);
б) «Всеобщая декларация прав человека" (1948г.);
в) «Конвенция о правах ребенка" (1989г.)5. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?
а) гражданское право в) семейное право
б) трудовое право г) административное право
6. Права человека связаны с:
а) гражданством;
б) фактом рождения;
в) общей правоспособностью.
7. К политическим правам (свободам) человека относятся
а) Право собственности
б) свобода вероисповедания
в) избирательные права
г) свобода передвижения
8. Право в отличие от морали
а) является видом социальных норм
б) регулирует поведение людей
в) поддерживается силой государства
г) обращено ко всему обществу
9. Субъектом социально-экономических прав является:
а) человек;
б) гражданин;
в) иностранец;
г) лицо с двойным гражданством.
10. Экономические права, опосредующие активность человека-это права:
а) в сфере власти отношений;
б) производственно- хозяйственной сфере общества;
в) духовно-культурной сфере.
11. Социально-экономические права предусмотрены:
а) Гражданским кодексом;
б) Законом о предпринимательской деятельности;
в) Трудовым кодексом;
г) Уголовным кодексом.
12. Высшей ценностью в России согласно ее Конституции является:
а) Российское государство;
б) ее территория;
в) человек, его права и свободы.
13. Конституция РФ закрепляет:
а) право на труд;
б) обязанность трудиться;
в) свободу труда;
г) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
14. Гражданство Российской Федерации:
а) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.
15. Конституционные обязанности человека и гражданина:
а) платить налоги;
б) трудиться;
в) нести воинскую службу.
8. Конкурс, «О каких права человека говорится этом стихотворении»
В своих правах мы все равны:И взрослые и дети.Все расы, веры, языки – Все люди на планете.
На любовь имеют правоВсе ребята на Земле,На заботу и на ласку,Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никтоЗаходить не может.Ваши вещи и доброБрать не может тоже.
Сохранить своё здоровье – Право есть у нас такое.Заболеть, когда случиться – Каждый вправе полечиться.
Если вдруг захочет кто-тоЗапретить ходить вам в школу,Знайте сразу – он не прав – Не дано таких им прав.
Никто не может вас пытать,Делать больно, обижать.Вы запомните одно –Бить людей запрещено.
О правах своих послушалИ запомни крепко их.Только знай, что очень нужноУважать права других.
Этих прав лишить не можетВас никто и никогда.Право каждое поможетБыть счастливым вам всегда!
Заключение.
Наша игра подошла к концу, хотелось бы узнать её итоги (подведение итогов). Всем нам необходимо знать свои права. Но хорошо знать права и законы и жить в соответствии с ними. Чтобы уважать права других, люди должны научиться уважать себя. Когда повысится правовая и политическая культура каждого человека, тогда общество и государство можно будет считать правовым. Права человека реальны только в правовом государстве.
Вывод: «Права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах.
Литература:
1.http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml- Всеобщая декларация прав человека.
2. http://www.constitution.ru/- Конституция Российской Федерации.
3. http://pcgo.narod.ru/obuchenie_uch.htm- Центр гражданского образования и прав человека. Обучение правам человека/ Для учащихся/.
4. http://ycentre.ru/uchitelyam/metodicheskie_materialy/material/-Сборник
методических материалов. Молодежный центр прав человека.
5. Права человека: Книга для чтения. 9-11 классы. Изд-е3-е, исправленное. – Пермь: Издатель Максарова И.
6. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий. Обществознание: 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
7. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова. «Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся10-11 классов общеобразовательных учреждений.