Выступление на педсовете Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимально гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Исходя из этого, начальная школа выбрала здоровьесберегающее направление. Задачи данного направления:
· привитие учащимся правильного отношения к своему здоровью;
· обеспечение мониторинга здоровья детей;
· прогноз и коррекция функционального состояния систем организма ребенка; прогноз и управление здоровьем детей на индивидуальном уровне;
· возрождение и развитие в детях духовного наследия нашего народа.
Учебный процесс в начальной школе построен так, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников.
Расписание уроков составлено с учётом работоспособности детей и трудности предметов (в соответствии со шкалой трудности предметов для младших школьников)
Первый звонок дается для того, чтобы провести утреннюю зарядку. В 1-2 классах утренняя зарядка проводится в игровой форме. В расписание (3 часа в неделю) могут быть включены уроки здоровья – динамические часы. Уроки физической культуры проводятся также с элементами здоровьесберегающих технологий. Регулярные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка.
Образовательный процесс носит творческий характер, а поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
Игровых ситуаций на уроках, различных форм уроков
Разыгрывание сценок литературных сюжетов
Занимательных упражнений, фантазирования.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому во время урока учителя используют:
Чередование различных видов учебной деятельности
Различные методы, способствующие активизации, инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
Особое место в повышении двигательной активности детей занимают «малые формы» физической культуры – физкультминутки на каждом уроке, которые направлены на стимуляцию мозгового кровообращения, на снижение утомления мелких мышц, на снятие симптомов утомления.
С помощью офтальмотренажеров развивается зрительно- моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, упражнения для глаз проводятся по траекториям офтальмотренажера и сигналам, расположенным по углам класса.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на перемене должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствует уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры.
У младших школьников наиболее распространённые простудные заболевания. Для профилактики простудных заболеваний используются «чесночницы» (коробочки из-под «киндер-сюрпризов»). Родителям рекомендовано упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше проводить времени на свежем воздухе, уделять внимание занятием спортом.
У детей младшего возраста имеется большое многообразие режимных моментов, прямо и косвенно влияющих на величину двигательной активности. Определяющее значение имеют организованные формы занятий физическими упражнениями: утренняя гимнастика, спортивные часы, дни здоровья, занятия в секциях.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать творческие способности, эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни ,то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито, не только духовно , но и физически.
15