Доклад на тему: «Проблемы преподавания ОПК в школе: о культуре православного мышления»
МОУ «Ястребовская средняя общеобразовательная школа им. И. И. Золотухина»
Доклад на тему:
«Проблемы преподавания ОПК в школе: о культуре православного мышления»
Подготовила:
учитель ОПК
Лихачева Т. В.
2015г.
Какие проблемы возникают у учителя, преподающего предмет «Основы православной культуры» (ОПК)?
Во-первых, конечно проблемы, связанные с освоением нового предметного содержания: необходимости знания хотя бы азов православия, чтобы не искажать его сути; определенного понимания культуры; парадоксальностью учебника и т.п.
Во-вторых, проблемы использования основных идей ФГОС на неосвоенном образовательном поле: применение системно — деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий в курсе ОПК, выбор адекватных педагогических технологий, методик и т.д.
В-третьих, методологические проблемы, связанные с ответами на вопросы: Что является содержанием обучения и основным предметом освоения учебной дисциплины? Каковы истинные цели и задачи обучения, как решить эти задачи? Какова роль учителя и ученика на уроке?..
Не решив этих проблем, учитель становится простым транслятором идей, мыслей, высказываний автора учебника, целиком полагаясь на его (автора) компетентность (в том числе и методическую) в изучаемой школьниками области человеческой культуры.
Таким образом, коммуникативная задача учителя сводится к банальному: сообщить ученику информацию. Использование различных форм обучения мало меняет суть вещей. При этом зачастую учитель не достигает цели (по разным причинам), т.е. испытывает коммуникативную неудачу. Практические цели педагога вообще вызывают удивление: успеть «пройти» все темы, сообщить учащимся всю информацию, заложенную в учебнике, программе. Такая цель в области гуманитарного образования, и тем более в области духовно-нравственного воспитания просто опасна.
По мнению ряда исследователей, обучение должно иметь стратегической целью формирование культуры предметного мышления – исторического, математического и т.п. В жизни преимущественно это обеспечивается не передачей и усвоением информации, а восприятием культуры общения. В этом случае передача и получение информации лишь средство, при помощи которого мы совершаем эффективное общение. «Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана».
Реализуя эффективное общение, мы превращаем урок в коммуникативное событие, когда случается что-то непредвиденное, что-то меняется в сфере взаимодействия сознаний при общении: личностная картина мира, жизненная позиция или система ценностей. Причем это изменение должно быть и для учителя, и для ученика.
Следуя излагаемой здесь логике, стратегическая цель учителя ОПК – формирование культуры православного мышления.
Подчеркнем, что это никак не связано с воцерковлением ребенка, ибо воцерковление личности – задача семьи и Церкви.
Реально ли формировать культуру православного мышления на уроках ОПК? Американский психолог и педагог Джозеф Брунер отмечал: «В любой дисциплине нет ничего более существенного, чем присущий ей способ мышления. В ее изложении самое важное — представить ребенку как можно более раннюю возможность усвоить нужный способ мышления: фиксируемый подход к фактам, формы связи между ними…
Одним словом, лучшим введением в предмет является сам предмет. Я думаю, что юному ученику следует сразу дать возможность решать задачи, строить догадки, спорить об их правильности, — словом, ввести его в самую гущу проблем данной дисциплины. Возникает вопрос: как это осуществить?».
Способ мышления, который присущ предмету ОПК – это способ мышления, присущий идеальному православному христианину. Под православным мышлением следует понимать определенный набор поведенческих и мыслительных стратегий, которые характерны для православного христианина.
Предоставляя ребенку «возможность усвоить нужный способ мышления», мы не навязываем ему религиозные воззрения, ибо в целом те, или иные стратегии реализуются самим школьником, благодаря возможности реального выбора из нескольких вариантов объяснения и понимания событий реальной жизни, обусловленные воспитанием в семье, особенностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Курс «Основы православной культуры», стратегической целью которого является формирование культуры православного мышления, позволяет ребенку расширить спектр (набор) его собственных поведенческих стратегий. А далее выбор стратегии в конкретных жизненных ситуациях остается за ним.
Вопрос Дж. Брунера: «как это осуществить?», как формировать эти поведенческие и мыслительные стратегии православного человека у современного школьника является самым трудным. Методически вопрос может звучать так: «как превратить урок в коммуникативное событие?».
Начало православной культуры – это Божественное откровение, выраженное в Священном Писании человеческим языком, т.е. иными словами – человеческими средствами выражено Божественное. Следовательно, «православная культура – это тот духовный опыт внутреннего богообщения, который мы можем выразить человеческими средствами: в виде музыки, живописи, в слове».
Иначе, православие как мировоззрение (с присущими ему способами мышления и деятельности) полностью эксплицировано в текстах, в произведениях православной культуры.
Известный философ, один из создателей технологии «Школа диалога культур» В.С. Библер, определявший «культуру как сферу произведений», в которой человек воплощает свою деятельность и свое мышление, писал: «Каждое произведение — искусства, теории, философии, нравственности, религии — не поучают, не учат, не наставляют, но включают нас в особый, неповторимый, ранее и нигде не бывший мир, в котором мы начинаем жить, который начинаем открывать для себя, присваивать, и с которым мы начинаем общаться. (Впрочем, будем ли мы в этом общении чему-то “обучаться” и чему-то “следовать” — это дело нашего выбора и решения)».
Идея взаимопонимания и общения, предметом которого является произведение – в настоящее время одна из наиболее плодотворных социокультурных идей в сфере гуманитарного мышления. В контексте этой идеи можно предположить, что коммуникативное событие на уроке ОПК возникает тогда, когда предметом общения учителя и учащихся становится произведение православной культуры.
В этом случае учитель становится не только автором урока, но и героем (одним из героев) в том бахтинском смысле, который выражен в книге «Автор и герой в эстетической действительности». Происходит раздвоение — у меня есть авторское понимание происходящего на уроке, но внутри него мне, как участнику коммуникативного события, отведено сейчас место как одному из равноправных действующих лиц. На таком уроке учитель реализует совершенно иные коммуникативные цели: не «сообщить информацию о…», а «поделиться мыслями и чувствами». Тогда в сознании учеников возникает позитивный образ учителя, у них возникает желание работать в предмете: «я хочу с этим учителем делить свое знание».
Переживая вместе с героями произведений происходящие события, размышляя вместе с ними о смерти и воскресении Христа (в романе Ивана Шмелева «Лето Господне»), о совершенных грехах (в рассказе Василия Никифорова – Волгина «Великий Пост»), учащийся и приобретает те поведенческие и мыслительные стратегии, которые характерны для православного человека.
Отметим, что во всех произведениях: литературных и евангельских текстах, иконах, молитвах зримо или не незримо присутствует Христос, все сводится к Нему. В этом смысле реализуется принцип христоцентричности, который был всегда присущ отечественной педагогике.