Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию «Голубая планета Земля» 3-4 классы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №60
городского округа Тольятти Самарской области
Конспект внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию
«Голубая планета Земля»
Автор: учитель начальных классов
Логунова Елена Александровна
Тольятти
2014
Конспект внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию
«Голубая планета Земля»
Форма проведения: устный журнал.
Классы: 3-4
Цель мероприятия: расширить знакомство учащихся с обитателями нашей планеты, воспитывать чувство прекрасного и желание бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
- образовательная: формирование знаний о природе и её обитателях; проверить и углубить знания учащихся о живой природе; расширить кругозор;
- воспитательная: воспитание любви и бережного отношения к родной природе, Родине, самому себе;
- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления интереса к окружающему миру, сообразительности, фантазии.
Дидактическое обеспечение.
Презентация к мероприятию “Голубая планета Земля!”.
Выставка книг о природе: энциклопедии “Мир животных”, “Мир моря”, “Я познаю мир” (растения, животные).
Эпиграф к мероприятию:
“Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля” и пересесть из него просто некуда”. Антуан де Сент-Экзюпери
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня люди всей Земли говорят о нашей планете, о ее красоте, о ее боли. Так давайте, и мы поговорим о нашей планете и совершим познавательное путешествие по страницам устного журнала “Голубая планета – Земля»
1 ученик:
Вот опять будто бы по заказу
Даль заречная в синем дыму,
Называют апрель синеглазым,
Видно, небо причиной тому.
Но глядите, глядите – откуда
Горки нежного изумруда
Возникают то там, то здесь?
Это ожил, проснулся лес,
Это почки лопнули разом,
Возвещая о царстве весны.
Кто сказал – апрель синеглазый?
У апреля глаза зелены.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Учитель: Ребята, задумывались ли вы, почему так часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются к природе?
Ученики: В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.
Учитель: Почему же мы зачастую равнодушно смотрим на работы художников, стараемся не читая, перелистывать описания природы, обходим своим вниманием стихи о природе? Часто мы и не замечаем, какую радость может принести общение с природой.
Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек тогда чётко понимал, что природа, Земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от природы, от того, что нас окружает.
Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные «удобрениями» овощи и фрукты.
Звучит ритмическая музыка. На сцену выходят несколько ребят.
Ведущий: Эй, вы, там, как живёте?
Ребята: Хорошо живём!
Ведущий: Школьные проблемы решаете?
Ребята: Решаем.
Ведущий: А что много проблем?
Ребята: Хватает!
Ведущий: Как вам дышится?
Ребята: Отлично!
Ведущий: Как вам плавается?
Ребята: Прекрасно!
Ведущий: А как гуляется на природе? (музыка обрывается)
Ребята: А где природа?
Ведущий: Вот с такого вопроса мы и решим начать наш разговор о защите окружающей среды.
Звучит вальс. Выходит Фея.
Учитель: Вот она, Флора – богиня древних греков, покровительница распускающихся цветов, весны, юности.
Флора: На траве перед звёздной бездной
Убери каблук, отодвинь –
Уступи незабудке место,
Самой юной из всех богинь.
Как тебе уступали прежде
Люди, травы, огни в воде.
Уступи эту жизнь надежде,
Что не зря ты жил на земле (уходит).
Учитель: Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире «Там-там новости».
(Выходят мальчик и девочка. Это - ведущие передачи)Мальчик: Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь лесов на 15млн.гектаров. 60% болезней людей – это производные от состояния экологического напряжения.
Девочка: «Покорять природу», «Не ждать милости от неё» - эти лозунги сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается, как некое чудо. Ах, какой красивый цветок!
Ландыш: Красота нас и губит. Кто ни увидит - всяк сорвёт. Пришли сегодня воспитанники детского сада в лес, нарвали цветов для своих мам. Воспитательница стала их ругать, но было поздно. И я, ландыш, и мой брат колокольчик, и сестра фиалка – все мы страдаем. Нас стало так мало, что хорошим людям пришлось нас взять под защиту. Иначе вовсе переведёмся.
Мальчик: Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать ароматы цветов?
Девочка: Реки загрязнены. При анализе воды из Катуни и Чуи обнаружено наличие ртути. Озеро Яровое погублено. У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в одном экземпляре. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.
Звучит песня «Беловежская пуща».
Фея: Сегодня в лес тебя зову
Я музыкой своей,
Там желтоглазую сову
Увидишь средь ветвей,
Ежа у мшистого пенька
И дятла на суку,
Услышишь ты издалека
Весёлое «Ку-ку».
То нежной трелью соловья,
То хрустом на тропе
В лесу дорогу буду я
Указывать тебе.
Звенеть заставлю я ручей
И шелестеть листву.
Иди за музыкой моей
Ау – ау – ау! (Уходит.)
«Вваливаются» туристы.
1. Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2. Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?
Туристы (хором): Ничей!
3. Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
4. Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
5. Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
6. Мы – цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше: лес и воды!
(Один турист включает транзистор, звучит рок, другие рвут цветы, разбрасывают бумагу, бутылки)
Выходит Фея.
Что за шум в лесу моём?
Что случилось, не поймём?
Кто здесь всё переломал?
Разбросал и ободрал?
Всё так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнулкакой-то живоглот.
Мне, кажется, из-под коры
моя слеза течёт.
От этой чёрствости людской
болит душа моя.
Под искалеченным дубком
не ветер стонет – Я.
Вот муравейник подожжён
кощунственной рукой.
Мне, кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах,
Как в дни большой беды
Хмельного ухарства следы,
Беспечности следы…
Уйдут, увидев красоту,
Смутив лесной уют,
И не услышат за спиной,
Что листья слёзы льют.
Фея: За такое поведенье
Вас судить – моё решенье!
4. Что ты, что ты, подожди
Мы не знали… Пощади!
Фея: Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и реку и всё, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения.
А ну-ка, мои помощники, принесите учебник экологической грамотности. Мы научим наших героев-туристов, как нужно вести себя в лесу.
Итак, вот некоторые из них:
а) Правило первое: не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют кислород, задерживают пыль. Неслучайно, там, где много растений, легко дышится.
Цветик – Семицветик:
Какое сложное явленье – дерево
Вглядитесь! В каждом облик утомлённый
Ему на долю пало древнее:
Оно глотает солнце, как лимоны.
Потом зелёной хвоей и листвой
Раздаривает это солнце.
Заснёт, но исполинский подвиг свой
Опять свершает тут же, как проснётся.
В нём жизни вековое волшебство,
В нём бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит и что-то шепчет,
И хочет, чтобы поняли его.
Оно страдает молча. Я прочёл
В его морщинах горести нежданные.
Стул деревянен. Деревянен стол.
Но дерево – оно не деревянное.
б) Правило второе: не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе это пленник, приговорённый к скорой смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придёт следом за нами.
Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите…»
в) правило третье: не разводи костёр в лесу, если в этом нет острой необходимости. Кострище – это раны в покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу.
Туристы душной ночью
Костёр распалили жаркий.
Пламя повыжгло очи
Берёзке в косынке яркой.
Стоит она, чуть живая,
Сжав побелевшие губы.
Мы чаще всего обижаем,
Тех, кого больше любим!
г) правило четвёртое: не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто так поступает, не уважает лес. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам. Ими питаются белки, лоси и сороки. Грибы – санитары леса.
Учитель:
Мы видели глазами удивлёнными,
Как землю, пробуравливая лбом,
Гриб вырастал..коленопреклонённымиСтояли мы над крохотным грибом.
Ни разу не сгибавшие колени
Пред ложью или правдой показной
И, знавшие, одно лишь поколение
Извечной этой щедрости земной.
Так мы стояли…
Мы грибов не рвали –
Белёсых, крепконогих малышей.
Они как будто из травы кивали
В коричневых панамах до ушей.
д) правило пятое: отдыхая в лесу, не забывайте, что вы в гостях у природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет будет лежать веками, так как не на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки бутылок, банок могут сработать как снаряды через тысячу лет. Сколько людей получили травмы, находясь в лесу!
Учитель: Вот мы и познакомили вас с правилами поведения в лесу. А если кто подробнее хочет узнать о них, обратитесь к нашей книжной выставке «Волшебный мир природы».
1 турист: Спасибо вам, лесные жители, что вы научили нас, как вести себя в лесу. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
Учитель: А мне сейчас вспомнились слова лётчика и писателя Антуана де Сент – Экзюпери «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок, и сразу же приведи в порядок свою планету».
Ребята, давайте всё уберём за собой и приведём лесную поляну в порядок.
Ёжик: Спасите меня, спасите! SOS – Спасите от смерти! Пожар в лесу! Пожар! Для этого отгадайте загадки:
а) У кого уши на ногах? (кузнечик)
б) Глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)
в) Кто ещё не рождён, а уже отдан на воспитание? (кукушонок)
-Молодцы, ребята!
Фея: О, человек! Природа мать
Ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни синевы небес,
Цени его, доверие природы!
Не подведи её. И в тёмный лес
Входи, как в храм под каменные своды!
Звучит песня Чичкова «Это называется природа».
7. Природа – это дом, в котором мы живём.
И в нём шумят леса, и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в доме том жить во веки.
Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты, знаешь ли, ответь, такому дому цену?
Что будет, если в нём крыша под огнём,
Что будет, если в нём сломаем стены?
Природа – это дом, в котором день за днём
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.
Сценка. ( Голоса птиц. На сцене играют мальчик и девочка).Мальчик достаёт коробочку:
- Хочешь, я тебе что-то покажу?
- Покажи!
- Смотри, какой красивый жук!
-Это не жук. Это божья коровка. Она и вправду такая красивая. Только зачем ты её мучаешь? Она может умереть. Выпусти, пусть летит.
-Вместе: Лети, лети!
-Прости нас, маленький жучок
И муравей, и пчёлка.
Прости нас, сорванный листок
И срубленная ёлка.
- Прости нас, стройный тополёк
За сломанные ветки.
Прости нас, пойманный зверёк,
Тебе так тесно в клетке.
Звучит песня «А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины..»Учитель: Ребята, в мире есть много организаций, которые занимаются охраной природы. Одна из наиболее известных – Гринпис. Это самое крупное экологическое объединение. Оно создано в 1971 году и имеет своих представителей в 30 странах мира. Активисты Гринпис устраивают пикеты у химических заводов, препятствуют продаже ядовитых отходов; мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны, собирают информацию о предприятиях, приносящих вред. А в 1990 году при Гринпис возникла детская экологическая организация Гринтим. Она состоит из детей10-14 лет, которые не только помогают взрослым, но и сами проводят исследования, собирают информацию, выпускают газеты. Для тех, кто любит природу, Российское экологическое издательство предлагает детский экологический журнал «Свирель».
8. Давайте, люди,
Дружить друг с другом.
Как птицы снебом.
Как ветер с лугом.
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету.
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна,
Что будет делать
Без нас она?
9. Ты, дружок, смотри, не подкачай
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей.
10. Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Звучит музыка группы «Спейс» - «Синева».
Учитель: Ребята, здесь наверняка собрались те, кто внимательно изучает мир растений и животных, кто много читает об этом. Для кого - то природа уже раскрыла свои тайны. Сегодня мы постараемся это узнать.
Разминка.
1. Кто на себе свой домик носит? (улитка, черепаха)
2. Кто из птиц вместо гнёзд роет норы? (зимородок, ласточка-береговушка, сизоворонка)
3. Кто слышит ногами? (кузнечик)
4. Кто без крыльев летает? (белка-летяга)
5. У кого оба глаза на одном боку? (камбала)
6. Какие птицы сами говорят, как их зовут? (кукушка, галка)
I тур
1. У меня есть яркая наружность. Кто я ? И почему меня так назвали? (снегирь)
2. Кого называют «лесной флейтой?» (иволга)
3. Меня называют святой птичкой, а ещё северным попугаем. Почему? (клёст)
II тур
1. Кто в хлебе родится, а есть не годится? (василёк)
2. Какую кашу не варят? (кашка – название цветка)
3. Какой цветок избавит туристов от комаров? (ромашку бросить в костёр)
III тур
1. Правда ли что цапля пудриться? (да02. Правда ли, что ворон может досчитывать до 5? (да)
3. Правда ли, что гнездо у колибри с половину грецкого ореха? (да)
IV тур
1. Следует ли оберегать стрекоз? (да, они уничтожают комаров и мошек)
2. Какой цветок лечит сердце? (ландыш)
3. Какая ягода заменит лимон? (клюква, в ней столько же лимонной кислоты)
Используемая литература:
Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22
Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6. С. 92-94.
Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.
Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.
Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.
Ишутинова Л. М. Грибы – это грибы. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.
Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.
Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. ,, НШ. – 1998. №5.