Педагогический проект по экологическому воспитанию младших школьников
Педагогический проект
по экологическому воспитанию младших школьников
Автор проекта
Ирина Борисовна Понамарева
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №29»
г. Калтан, Кемеровской области
Паспорт проекта
Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.
Продолжительность: длительный.
Участники: учащиеся, родители, учитель.
Образовательные области: коммуникация, познание, исследование, труд.
Содержание
1.Введение
2. Цель проекта
3. Актуальность проекта
4. Основные направления реализации проекта
5. Фоторепортаж
6. Заключение
Введение.
Начальная школа является одним из первых звеньев системы непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у младших школьников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание осуществляется в начальных классах через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на уроках. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет деятельностный подход. Это организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду, наблюдение за объектами природы, выявление неблагополучных природных объектов, нахождение путей и способов спасения таких природных объектов.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Цель проекта
Формирование начал экологической культуры.
Становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.
Формирование отношения к себе как части природы.
Формирование жизненных ценностей и их зависимости от окружающей среды.
Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей младшего школьного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании младших школьников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе. Словом развивать познавательные способности. Поэтому участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о родниках нашей местности, их очистке, условиях содержания; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Основные направления реализации проекта
Предварительная работа.
А) Наш родной край богат природными ресурсами. И чтобы сохранить его необходимо заботиться о нем, соблюдать законы природы: «Не навреди природе, а значит себе». Изучив карты местности и, опираясь на собственные знания и наблюдения, мы решили, что в проекте должны быть реальные действия.
На территории Калтанского городского округа находится множество родников, которыми пользуются горожане и жители пригородных поселков. Учащиеся 4 класса решили проявить заботу об одном из них и собственным примером показать взрослым, что очень важно содержать родники в порядке. Источник родниковой воды, который находится вблизи с. Рябиновка, по сути, выходит из земных водных накоплений чистый по составу и может быть использован человеком. Этот родник имеет серьезное значение для водителей и пассажиров, так как находится вблизи оживленной автомагистрали (Приложение 1).
Б) Мы побывали на этом месте и изучили состояние родника. Грунтовая площадка находится перед источником. Она наклонена в сторону от автомобильной трассы Новокузнецк - Таштагол, значит, снеговые торосы при таянии почти не попадают в район источника. Эту проблему мы не рассматриваем. От внешних загрязнений родник защищен деревянным коробом. Вокруг родника очень много мусора. Мусорных контейнеров рядом нет.
Практическая работа.
А) Учащиеся 4 класса под руководством учителя решили очистить родник и прилегающую территорию от мусора. В дальнейшем решено в мае и сентябре каждого года выезжать к роднику и убирать мусор.
Б) После уборки территории обследовали и сам источник. Он находится ниже автомобильной трассы и заболачивает местность, поэтому выглядит не очень эстетично. Русло, по которому течет вода, углубили и выложили крупной галькой. Прибили оторванную доску к деревянному коробу, который охраняет родник от внешних загрязнений.
В) После уборки учащиеся под руководством учителя дали название роднику «Капитошка» и провели минимальное исследование родниковой воды. Это позволило создать паспорт источника (Приложение 2). Наша работа состояла в определении температуры воды, степени загрязнения источника, характера вытекания воды и физических особенностей источника.
При разработке проекта была выбрана инициативная группа из числа учащихся и их родителей, которая определила проблему загрязнения родника и возрождение его как символа жизни и символа связи между прошлым и будущим. Родник имеет эстетическое и воспитательное значение для людей, поэтому он нуждается в обновлении и сохранении.
Инициативная группа обратила внимание и на тот факт, что родниковый источник – это часть малой Родины, с которой и надо начинать преобразования, т.е. учиться реализовывать свои возможности и активизировать свою деятельность. Участок будет являться прекрасным местом экологического и эстетического воспитания школьников. На эту территорию будут приезжать жители района, города и гости.
Приложение 1.
Приложение 2.
Номер источника: № 2
Название источника: родник «Капитошка»
Место нахождения: Новокузнецкий район, Кемеровской области
Ближайший населенный пункт: пос. Рябиновка
Характер вытекания воды: вытекает спокойно
Растительность вблизи родника: травянистая и кустарниковая
Физические особенности воды источника: прозрачная, без запаха, без вкуса
Температура воды: +6
Температура воздуха во время исследования: +11
Влияние родника на окружающую среду: образуются заболачивания
Хозяйственное использование источника: используется для питья и на хозяйственные нужды
Участие источника в питании реки: питает реку Тайлеп
Охрана родника от загрязнения: установлен защитный деревянный короб
Дата взятия пробы воды: 14 октября 2015г.
Рис.1 Экологический отряд «Капитошка» 4 класса МБОУ «ООШ №29»
Рис. 2 На месте экологического десанта
Рис. 3 Территория родника «Капитошка» перед уборкой
Рис.4 Работа закипела
Рис. 5 Нужно убрать весь мусор вокруг родника
Рис. 6 Дружно работаем!
Рис. 7 Изумительная вода!
Рис.8 Мы не боимся никакой работы!
Рис.9 Чистый родник!
Рис.10 Из такого родника хочется напиться!
Рис.11 Последний мусор
Рис.12 К роднику подъехала машина. Люди набирают воду и хвалят нас. А мы гордимся тем, что сделали!
Рис.13 Огромные мешки с мусором вывозим с территории родника
Рис.14 Погрузка мусора
Рис.15 Вот он, наш отряд!
Рис.16 Вокруг родника чистота и порядок!
Заключение
На совместном собрании учащихся 4 класса и их родителей было предложено провести экологический мониторинг. Экологический мониторинг - многоцелевая информационная система долгосрочных наблюдений, а также оценки и прогноза состояния природной среды. Основная цель экологического мониторинга - предупреждения критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов. Основные процедуры системы мониторинга:
выделение (определение) и обследование объекта наблюдения;
оценка состояния объекта наблюдений;
прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;
представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, а является источником информации необходимой для принятия экологически значимых решений.
Поэтому было принято решение считать проект «Найди свой родник» долговременным с уборкой территории родника два раза в год. Родители активно включились в проект, по возможности посещая родник и наблюдая за порядком и чистотой у родника.