Тезисы к выступлению на республиканской НПК Деятельность социального педагога по экологическому воспитанию и образованию школьников
Деятельность социального педагога по экологическому воспитанию и образованию школьников
Тлиш Щ.З.
Социальный педагог МБОУ «СОШ № 10» Тахтамукайского района
Экологическое направление воспитания является одним из ключевых в профессиональной деятельности социального педагога, отвечающего за социальное развитие человека, что, безусловно, требует учета условий социокультурного и природного окружения личности, формирования индивидуальной экологической культуры.
Экологическая культура - это высокий уровень ответственности личности по отношению к природе, наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовность к практической деятельности, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе в основных сферах проявления личности: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - социальная культура. Экологическая культура является результатом социального воспитания и самовоспитания, образования и самообразования личности, средством успешной социализации человека в микросреде.
Роль социального педагога в экологическом воспитании и образовании школьников состоит, прежде всего, в координации деятельности школы, семьи и общественности в развитии социально активной личности, обладающей высокой экологической культурой. Оздоровление природы и оздоровление общества - взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, что ввиду особого рода близости человека и природы особо важно учитывать социальному педагогу в условиях сельского микросоциума. Социальный педагог -представитель образовательной службы, призванный педагогически обеспечить результативность деятельности юных защитников природы, эффективность формирования их экологической культуры.
Учебное время формирует экологическую культуру школьников, обогащая содержание их свободного времени за счет последовательного и системного развития всеми учителями-предметниками познавательного интереса к природе, включения активных способов разновозрастного взаимодействия школьников с природой при освоении учебного материала. Системное побуждение личности к самовоспитанию и стимулирующее участие учителей при самореализации каждого школьника-в природоохранной деятельности реально расширяют экологический кругозор и умения детей и подростков в экологически грамотных действиях как в учебное, так и во внеучебное время. Свободное время ребят, в свою очередь, обогащает содержание учебного времени, внося в него индивидуальные ценности и социальные переживания личности по отношению к Земле и природе.
Способы активной и творческой деятельности сельского и городского школьника в природе, приобретаемые, прежде всего, в свободном партнерском труде вместе с другими людьми (в семье, в школьной бригаде, на занятиях в свободном экологическом классе), создают новый индивидуальный опыт личного бережного обращения с природой. Этот опыт может и должен последовательно использоваться и, в первую очередь, учителями-предметниками естественного цикла, в учебном процессе. Системная интеграция в содержание учебного времени личного опыта личности в природоохранной деятельности происходит при последовательном простраивании учителями межпредметных связей на весь период обучения - от учебной недели до учебного года.
Реальным путем для целостного и интегративного использования социальным педагогом в союзе с педагогами-предметниками учебного и свободного времени учащихся является создание своего рода «школы в школе» - организация разновозрастного свободного класса экологической культуры для всех желающих. Работу такого класса, начатую в рамках факультатива, важно практически перенести в свободное время подростков. Знакомство с базовыми блоками проявления экологической культуры, непосредственное участие в ежемесячных циклах внеучебных творческих дел при участии и поддержке со стороны взрослых обеспечивает в итоге эффективное становление экологической культуры личности по основным содержательным критериям ее проявления: от овладения экологической информацией до практически устойчивых чувств и действий бережного обращения с природой.
Циклограмма занятий подростков в школе экологической культуры
Цикл
Тематика цикла
Содержание деятельности подростков
в учебное время
в свободное время
1-31 октября
Старт
экологической
школы
Вводное занятие. В совместной работе определяются цели, задачи, план работы свободного экологического класса.
Стартовое дело, общий праздник аула
1-30 ноября
"Человек-человек"
Целостная система уроков "Человек-часть природы". Человеческие взаимоотношения рассматриваются как начальное и основное звено экокультуры личности. Устанавливается связь межличностно-бытовых, деловых и профессиональных отношений человека и его отношений с природой. Коллективное планирование практического дела
Праздник "Дарим радость людям"
1-31 декабря
"Человек-природа"
Часы развития "Виды экологической деятельности". Подробно рассматривается значение природы в жизни человека, решается практический вопрос о путях гармонизации взаимоотношений человека и природы
Школьный маскарад "Новогодняя сказка"
1-31 января
"Человек-техника"
Урок "Техника как важнейший посредник во взаимоотношениях между людьми и природой". Основной вопрос цикла - культура обращения с техникой. Проводится аукцион идей по подготовке и проведению деловой экологической игры
Общешкольная деловая игра "Экологический бумеранг"
1-29 февраля
"Человек-знаковая система"
Часы развития "Знаковые способы взаимодействия человека с окружающим миром (язык природы, язык людей, язык машин) "
"Музыкальная гостиная звуков природы"
1-31 марта
"Человек-культура"
Урок "Ценности природы и культуры". Ведущая идея-построение взаимоотношений между людьми, природой и техникой на основе общекультурных ценностей
Праздник "Прекрасные традиции нашего края"
1-30 апреля
Цикл занятий практической направленности
Составление алгоритма практических дел
"Весна идет - весне дорогу (наша жизнь и дела весенние)"
1-31 мая
Цикл занятий практической направленности
Подведение итогов работы свободного класса ШЭК
Общее дело детей и взрослых "Праздники и будни нашего аула
Условия успешности развития индивидуальной экологической культуры (ЭК) в школьные годы:
Закономерный постепенный переход процесса воспитания индивидуальной ЭК в самовоспитание личности посредством установления взаимосвязи и взаимопроникновения учебного и свободного времени.
Осознание каждым учителем социальной значимости становления экологической культуры школьников, владение на практике способами и умениями интегративного использования учебного и свободного времени учащихся в целях их развития.
Синхронная забота учителей различных предметов на основе межпредметных связей о развитии интереса школьников к экологическим знаниям в учебное время, а также системная организация их экологической деятельности во внеучебное время.
Постоянный учет состояния природно-культурной микросреды жизнедеятельности как со стороны педагогов, так и самой личностью.
Последовательное сотрудничество всего коллектива школы с жителями данного села или города и, в первую очередь, с родителями учеников в бережном отношении к природе и целесообразном поведении в ней.
Мастерская по изготовлению поделок из природного материала «Народные традиции», в работе которой ребята и взрослые руководствуются принципом «не навреди»;
«Школа экоогородника», в которой каждый желающий получает советы по выращиванию экологически чистых продуктов;
консультативный пункт «Знахарская копилка» по экологически правильному сбору, заготовке и использованию целебных растений, организуемый при школьном медпункте - это лишь некоторые формы работы, инициатором и координатором систематического проведения которых на селе и в условиях городского микросоциума может и должен стать социальный педагог. Опираясь на ценностное значение природы в жизни человека (природа - партнер по общению, посредник в укреплении внутрисемейных связей, источник поддержания экономического благополучия семьи, социально-реабилитационная функция природы и т.д.), задача социального педагога состоит в ознакомлении населения с приемами природопользования на основе природоохранных принципов.
Особое внимание социального педагога должно быть обращено вопросам снятия социально-психологического напряжения среди населения и оказанию информационно-образовательных услуг. Источником получения социальным педагогом экологически полезной информации является специальная литература, консультации специалистов и предоставленные ими информационно-методические материалы.
Литература
Дерябо, СД. Экологическая педагогика и психология / СД. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480с.
Куликова, СВ. Место курса «Социально-педагогическая экология» в подготовке социальных педагогов с высшим образованием / СВ. Куликова // Материалы конф., посвященной 5-летию создания факультета социальной педагогики / Под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Союз, 2000. - С. 108-110.
Куликова, СВ. Технология развития экологической культуры личности в городском и сельском микросоциуме/ СВ. Куликова //Рабочая книга социального педагога. Часть II: Социальная педагогика и социальная работа / Под ред. Н.Ф. Масловой. - Орел, 1995. - Гл. 11.- С133-143.
15