Программа начального обучения плаванию Возраст обучающихся: 7 – 10 лет Срок реализации: 4 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СШ № 22
_____________Л.М. Петрова
«___»___________ 2017 года
Программа начального обучения плаванию
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Бурков А.С.,
тренер – преподаватель по плаванию
г. Нижневартовск
2017 год
Пояснительная записка.
Программа «Начальное обучение плаванию » составлена на основе нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 237-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России 13 LINK 14от 6 октября 2009 г. № 37315 (с изменениями);
Письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. № 03-296;
Авторской программы Захарова А.С. «36 учебных занятий по плаванию». Программа начального обучения /Спорт в школе №9-10, март 1999
Программа разработана с учетом:
СанПиН 2,4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г, № 189, зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011 г. № 199993), с изменениями;
учебного плана по внеурочной деятельности для 1-4 (7-10 лет) классов;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
Цель:
Обучить воспитанников основным видам плавания (кроль: на груди, на спине)
Формирование у воспитанников навыков поведения на воде, преодоление страха погружения в воду.
Улучшение уровня их физического развития и состояния здоровья (закаливание).
Задачи:
В процессе обучения плаванием решаются следующие задачи:
всесторонние физическое развитие и укрепление здоровья,
закаливание организма и улучшение деятельности иммунной системы.
воспитание высоких нравственных качеств, трудолюбия, дисциплинированности.
обучение плаванию простейшими спортивными способами ”кроль на груди и кроль на спине”.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по плаванию являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий плаванием;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых стилей плавания, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по плаванию являются следующие умения:
планировать занятия плаванием в режиме дня, организовывать отдых и досуг.
излагать факты истории развития плавания, характеризовать роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой деятельностью;
представлять плавание как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправляя
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Теоретическая подготовка
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний необходимых для понимания сущностей спорта и его социальной роли. В соответствующей возрасту форме занимающиеся должны ознакомиться основными закономерностями занятий, влияние физических упражнений на организм. Одним из важнейших направлений теоретических занятий являются воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни. Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах проводятся в виде коротких сообщений, объяснений рассказов и "бесед в начале учебно-тренировочного занятия или в форме объяснения во время короткого отдыха.
Практическая подготовка.
Практические занятия включают в себя упражнения для изучения спортивных способов плавания, стартов и поворотов, прыжки, соскоки, спады.
Кроль на груди. Плавание с полной координацией движений. Плавание с помощью движений одними руками. Плавание кролем с задержкой дыхания. Плавание с двусторонним дыханием. Плавание кролем на груди с помощью движений одними ногами и различным исходным положением рук (руки вытянуты вперед; одна вперед, другая -вдоль туловища; обе - вдоль туловища). Плавание с помощью движений ног и одной руки кролем, другая рука у бедра; вдох в сторону прижатой руки. Плавание кролем на груди с подменой.
Плавание кролем на сцепление; в исходном положении одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют непрерывные движения кролем; затем руки одновременно выполняют: одна - захват воды и гребок до бедра, другая - выполняет выход из воды и движение по воздуху (под эту руку выполняется и вдох), после чего следует пауза в движениях рук, ноги работают кролем и т.д. Плавание с помощью движений ногами дельфином.
Кроль на спине. Плавание на спине с помощью одними ногами, руки вытянуты вперед, голова между рук. То же, но одна рука вытянута вперед, другая у бедра. Плавание с помощью движений одними руками. Плавание на спине с подменой. Плавание на спине с помощью одновременных гребков обеими руками и движений ногами кролем или дельфином. Плавание на спине на сцепление.
Старты и повороты. Осваиваются рациональные варианты старта с тумбочки, бортика и из воды. Старт со скольжением на дальность. Обычный открытый поворот и поворот «маятником». Закрытые повороты на спине с проносом ног по воздуху или через сторону. Повороты, применяемые в комплексном плавании при переходе с одного способа на другой.
Учебный план
№ темы
Тема
1 год обучения
2 год обучения
3,4 год обучения
Количество часов
Количество часов
Количество часов
теория
практика
теория
практика
теория
практика
1
Правила поведения в бассейне.
1
1
1
2
Меры безопасности в бассейне
1
1
3
Общеразвивающие физические упражнения
1
1
2
1
4
Специальные имитационные упражнения
1
2
3
1
5
Подготовительные упражнения для освоения в воде
1
2
6
Техника плавания кролем на груди
1
8
10
12
7
Техника плавания кролем на спине
1
8
10
12
8
Прыжки, соскоки, спады
2
3
2
9
Эстафеты, игровые упражнения и соревнования
2
3
2
10
Контрольные зачеты
2
1
2
Всего за год:
6
27
2
32
2
32
33часов
34 часов
34 часов
13PAGE 15
13PAGE 14515
15