Внеклассное мероприятие по биологии. Викторина Что? Где? Когда?
Внеклассное мероприятие по биологии. Викторина "Что? Где? Когда?"
Цели:
- обобщить, углубить и систематизировать знания полученные при изучении курса ботаники;
- развитие творческих способностей и познавательного интереса, креативного мышления;
- развивитие логического мышления; расширение кругозора учащихся;
- воспитание коллективизма.
Подготовительный этап
Формируются команды по 5-6 человек. Остальные школьники выступают в роли болельщиков. На обдумывание одного вопроса дается 1 минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы, например, болельщикам каждой команды предлагается за 1-2 минуту вспомнить и исполнить по одному куплету песен, в которых упоминаются растения. Приготовить черный ящик.
Вопрос 1
В “черном ящике” находится то, за что мы благодарны Петру I, который привез это растение из Америки. Подземный видоизмененный плод этого растения называют «вторым хлебом».Что за растение в «черном ящике»?
Ответ
Картофель
Вопрос 2
Что общего у таких растений как: вишня, слива, персик, абрикос?
Ответ
У всех этих растений односемянный плод костянка.
Вопрос 3
Манную кашу знают все с детства. Из какого растения получают манную крупу?
Ответ
Пшеница
Вопрос 4
Какое дерево появилось в нашей стране благодаря корзине?
Ответ
Ива
Вопрос 5
В “черном ящике” лежит плод, употребляемый в свежем и моченом виде. Этот плод принадлежит к классу двудольных. Плод – крупная ягода. Плоды полезны, содержат много минеральных веществ.
Ответ
Арбуз
Вопрос 6
На рисунке изображено растение. Какую функцию выполняет корень?
Ответ
Корень удерживает растение в почве, всасывает растворенные минеральные вещества.
Вопрос 7
В “черном ящике” находится растение, которое называют «дикой розой». Его плоды содержат много витамина С, больше, чем лимоны и апельсины. Как называется это растение?
Ответ
Шиповник
Настой шиповника очень полезен для профилактики простудных заболеваний и повышения иммунитета. Если вы будете регулярно принимать чай из шиповника, у вас больше шансов, что вы не заболеете.
Вопрос 8
Перед вами три комнатных растения: узамбарская фиалка, алоэ, бегония. Определите по внешнему виду этих растений, в какой климатической зоне находится их родина. Ответ обоснуйте.
Ответ
Узамбарская фиалка имеет опушенные листья –приспособление к уменьшению испарения. Родина ее места с сухим климатом. Алоэ – листья мясистые и сочные, в них запасается вода, происходит из мест с сухим и жарким климатом. Бегония – крупные листья, испаряют много влаги и защищают растение от перегрева, ее предки жили в местах с жарким и влажным климатом.
Вопрос 9
В одном старинном травнике про настойку из его цветков сказано так: «Дроже есть злата драгого и пристоит ко всем недугам». О каком растении идет речь?
Ответ
О ландыше
В христианском мире эти цветы посвящают Богоматери. Будто бы в лунные ночи ее можно увидеть в венце из этих цветов. А красные плоды – это слезы Богоматери, которые она проливала у креста распятого Иисуса. Ландыш живёт около 20 лет, но за свою жизнь цветёт лишь 2-3 раза. Всё растение ландыша ядовито, поэтому нельзя собирать цветы в букеты. Оно принесёт больше пользы, если его будут собирать для изготовления лекарств.
Вопрос 10
Что изображено на рисунках?
Ответ
На рисунках изображены типы соцветий растений.
Вопрос 11
Рассмотрите растения. Почему данные растения можно объединить в одну группу? Назовите не менее 3-х общих признаков.
Ответ
Яблоня, груша, рябина. Все эти растения деревья, класс двудольные, многолетние, опыляются насекомыми.
Вопрос 12
В “черном ящике” лежит ветка дерева. Это дерево всегда пользовалось большим уважением. Отвар из цветков этого дерева отлично лечит простуду. В голодные военные годы из листьев этого дерева делали муку и добавляли ее в тесто. Какое дерево так уважаемо? Что же лежит в черном ящике?
Ответ
В “черном ящике” лежит ветка липы. Это дерево медонос. Цветет в конце июня. Отвар из липового цвета замечательное лекарство против простуды.
Вопрос 13
Назовите растения, семена которых находятся в трех коробочках. Как называются плоды этих растений? Почему эти растения имеют большую хозяйственную ценность?
Ответ
В коробочках лежат семена гороха, фасоли, бобов.
Плоды этих растений называют бобами, они обогащают почву азотом.
Вопрос 14
Кочан капусты, огурец, томат. Что объединяет их и почему капусту в этой компании можно считать лишней?
Ответ
Это органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Огурец и томат – это плоды, кочан капусты – видоизмененный побег.
Заключительный этап
Подведение итогов, награждение команд.