Деловая игра в обучении иностранному языку на старшем этапе.
ТЕМА
Деловая игра в обучении иностранному языку
на старшем этапе.
ВЫПОЛНИЛА: Тишина Т.В.
Москва
2015
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть
Отличительные черты деловой игры……………………….........................4
II. Практическая часть…………………………………………………..……...10
Заключение………………………………………………………………..…13
Список литературы………………………………………………………..…15
Приложение……………………………………………………………….…16
Введение
Стремительное вхождение нашей страны в мировое экономическое и политическое сообщество, налаживание общественных, трудовых и личных связей с другими народами вызвало к настоящему моменту повышенный интерес и потребность в новых формах обучения иностранным языкам, обеспечивающих эффективное и быстрое овладение коммуникативными навыками и умениями в различных сферах. Обучение с использованием игровых форм, моделирующих иноязычную среду, оказалось одним из наиболее соответствующих данной социальной потребности.В педагогической практике в последнее время игровые формы используются очень активно. Они в наибольшей степени позволяют осуществить идеи современной гуманистической педагогики, в которой важнейшими приоритетами является целостный подход к развитию личности и обучению, а также акцент на обучение через опыт. Именно это и определило выбор игры в качестве активного обучающего инструмента наряду с другими учебными приемами и средствами при обучении иностранным языкам.
Игра рассматривается в качестве одного из важнейших факторов раскрытия резервных возможностей обучаемого. Включение игры в обучение, при котором она служит не вспомогательным приемом, а основным обучающим и развивающим инструментом, обусловили необходимость рассмотрения данной проблемы.
Целью данной работы является исследование роли деловой игры в обучении иностранному языку на старшем этапе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
обобщить имеющиеся данные о деловой игре;
рассмотреть особенности технологии деловой игры.
Реферат состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложения.
Теоретическая часть.
Отличительные черты деловой игры.
На современном этапе развития системы народного образования принципиально меняются взгляды на содержание и структуру подготовки будущего специалиста. Проблема повышения профессионализма в условиях школы становится особенно актуальной. Этим объясняется повышенный интерес к новым формам присвоения образованности.
Существуют различные формы активизации учебной деятельности, эффективно влияющие на результат процесса образования. Среди них, в последнее время, особое внимание уделяется игровым методам.
Необходимо отметить, что игровой метод в образовании как и вся подготовка будущего специалиста должен подчиняться потребностям и мотивам их профессиональной деятельности.
Понятие игра согласно П.К Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров раскрывается как «активная учебная деятельность над имитационным моделирование будущей профессиональной деятельности учащегося».
Классификация игр осуществляется по разным основаниям: согласно природе искусственных и естественных игр; по характеру игровой методики; по виду игровой среды; по уровню применения; по философской основе; по концепции усвоения опыта.
Согласно классификации Г.В. Абросимовой все множество игр можно представить состоящим из трех подмножеств:
• исследовательские;
• аттестационные;
• дидактические.
Главный признак, по которому определяется место в том или ином подмножестве - это основная цель игры. Дидактические игры в свою очередь делятся на деловые и управленческие.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.В настоящее время особое внимание уделяется деловым технологиям при обучении иностранным языкам и иноязычному общению.
Педагогическая технология, как и технология любой игры, есть сложнейший процесс одновременного применения педагогических, психологических, социологических, эргономических и др. знаний. Специфической и непосредственной целью педагогической технологии является спонтанно-направленное развитие личности играющего студента.
Таковыми являются ценности свободного общения в процессе обучения, взаимного доверия в развитии личности, ценности актуальной полезности знаний, ценностей интеллектуального содержания и процесса игры, ценности увлекательного и захватывающего игрового процесса игры и многие другие.
Необходимо отметить, что игровые языковые технологии предназначаются для формирования у студентов произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на этапе овладения иностранным языком.
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.В основе учебной деловой игры лежат общеигровые элементы: наличие ролей; ситуаций, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Однако в отличие от других игр, деловая игра обладает, наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами: моделированием в игре приближенных к реальным условий профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитированием их); поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего; наличием конфликтных ситуаций; обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли; описанием объекта игрового имитационного моделирования; контролем игрового времени; системой оценки хода и результатов игры, заранее разработанной и используемой в данной игре; правилами, регулирующими ход игры; элементом соревнования. Действие в деловой игре проходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых. В связи с этим моделирование в деловой игре условий профессиональной деятельности обучаемых является обязательным. Оно предполагает определение прежде всего основных сфер профессиональной деятельности будущего (или проходящего курс повышения квалификации) специалиста.
Среди различных типов игр, мы выделяем, в частности, деловую игру, которая на наш взгляд является наиболее эффективной формой при обучении иностранному языку. Деловая игра имеет концептуальные отличия от других игр:
• моделирование в игре приближенное к реальным условиям профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитирование); поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего;
• наличие конфликтных ситуаций;
• обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли;
• описание объекта игрового имитационного моделирования;
• контроль игрового времени;
• заранее разработанная система оценки хода и результатов игры, используемая в данной игре;
• правила, регулирующие ход игры;
• элемент соревнования.
Деловые игры удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к средствам обучения, а также выполняют специфические функции в самом процессе обучения:
способствуют интенсивному развитию иноязычных умений, прежде всего в аудировании, диалогической и монологической речи. В деловой игре достигается более высокий уровень общения через реализацию конкретной деятельности.
способствуют рациональному усвоению иноязычных знаний, особенно путем концентрации внимания обучаемых на особо важных аспектах этих знаний, и достижению высокого эффекта запоминания. Создают предпосылки для особо благоприятного усвоения языкового и предметного материала. В деловой игре преобладает момент самообучения над обучением, активизируется мыслительная деятельность обучаемых, повышается активность.
интенсифицируют учебный процесс. Деловая игра носит ролевой характер, а ролевое поведение участников является фактором интенсификации учебного процесса.
способствуют повышению учебных мотивов и активности обучаемых. Выполнение разнообразных заданий приводит к конкретному результату, благодаря чему у обучаемых возникает чувство удовлетворения от совместных действий, желание ставить и решать задачи. Активно поддерживают ведение обучения на иностранном языке. В деловой игре не только формируются, вырабатываются и типизируются навыки установления контакта, восприятия и оценки партнера как личности, навыки выработки стратегии и тактики общения, а также выбора подходящих форм и средств.
стимулируют контекстуальные и ситуативные аспекты обучения.
Цели деловой игры - наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.
Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.
Дидактические цели:
закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
обмен опытом создания деловой игры;
совершенствование навыков принятия коллективных решений;
развитие коммуникативных умений разного рода. Воспитательные цели:
порождение творческого мышления
выработка установки на практическое использование
воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.
Игровые цели:
разработка вариантов проекта деловой игры;
демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.
Практическая часть.
Сценарий деловой игры «Заключение контракта».
Тема «Заключение контракта» содержит разделы «Деловая переписка», «Реклама», «Предварительное обсуждение», «Исполнение контракта». В процессе работы над темой школьники изучили как тексты, характеризующие данные этапы, так и образцы контракта (предмет контракта, сроки и условия поставки, доставки и платежи), писем-запросов, предложений, претензий; познакомились с образцами диалогов «Предварительное обсуждение контракта», «Исполнение контракта». Такой большой и сложный материал требовал обобщения, моделирования реальной действительности при заключении контракта: от первого знакомства с предлагаемым продуктом из каких-либо рекламных материалов до подписания контракта и его исполнения.
Цели:
систематизация знаний учащихся;
анализ умений учащихся задавать вопросы, давать ответы, выражать свою реакцию;
развитие языковых, интеллектуальных, познавательных способностей.
Задачи:
активизация речемыслительной деятельности учащихся;
умение письменно оформлять деловую документацию;
воспитание потребности в практическом использовании языка;
формирование умений понимать и порождать иноязычные высказывания в данной ситуации.
Оборудование: экземпляры рекламного письма, две таблицы, красочные плакаты, в качестве рекламных объявлений в газету.
Прочитав письмо учащиеся отвечают на вопросы, самостоятельно или под руководством учителя заполняя второй и третий столбик таблицы 1(см.приложение).
Используя второй и третий столбики таблицы составляется план предстоящей игры:
1. Представление компаний.
2. Рекламная служба.
3. Предложение и условия купли-продажи.
4. Предварительное обсуждение.
5. Подписание контракта.
После этого определяем сотрудников каждой компании таблица 2(см.приложение). Кроме ролей, обозначенных в таблице 2, имеются роли редактора газеты и президента телевизионной компании. Эти персонажи должны определить условия и цены на размещение рекламы в газете и на телевидение соответственно.
После того как составлен план деловой игры, определены главные действующие лица и дано описание ролей, создаются рабочие группы, включающие учащихся разного уровня обученности. Исполнить роли президента компании и директора магазина следует предложить более сильным ученикам, хорошо владеющим как приемами подготовки высказываний, так и технологией группового взаимодействия. Они могут осуществлять организаторские и консультативные функции. Начинается работа по реализации плана игры.
Учащиеся коллективно или индивидуально на основе изученных образцов писем, диалогов, текстов отбирают речевой материал для своей роли, консультационную помощь оказывают лидеры каждой группы и преподаватель.
Представление компаний.
Президент компании The Joy проводит совещание.
Реклама.
Учащиеся должны придумать рекламный видеоролик.
Телефонные разговоры менеджера по рекламе с редактором газеты, президентом телекомпании.
Рекламные письма.
Запрос. Секретарь зачитывает заранее подготовленное письмо и передает его в компанию Monoprice.
Предложение. Секретарь зачитывает подготовленное письмо и предает его в компанию The Joy.
Телефонный разговор о назначении встречи.
Обсуждение контракта.
Исполнение контракта. Товар поступает в магазин.
Для того чтобы деловая игра имела элемент неожиданности, можно ввести роль Mme L., которую исполнит преподаватель или специально подготовленный учащийся. Она приходит в магазин и подает жалобу.
В заключении две компании должны разыграть диалог «Обсуждение проблемы». После завершения игры дается оценка результатов совместной деятельности, рассматривается вклад в подготовку и презентацию каждого учащегося.
Заключение
Деловую игру можно считать не только средством обучения, но и средством формирования профессиональных умений, с помощью которого коммуникативные умения могут преобразовываться в профессионально-коммуникативные. Это средство, способствующее повышению результативности профессионального образования методом имитации принятия решений в различных ситуациях, являющееся промежуточным звеном между теорией и практикой обучения.
В ходе обучения иностранным языкам открываются возможности разнообразного и многогранного проведения обучения. Отличительной чертой педагогически направленных деловых игр является то, что наряду с участием в межличностном общении в социально-бытовой сфере реализуются и функции профессиональной деятельности учителя иностранного языка.
Исходя из более частного принципа коммуникативного моделирования педагогической ситуации, деловая игра, являясь имитационным методом, характеризуется приближением к реальной деятельности. Обучаемым предоставляется возможность получить общее представление об особенностях того или иного процесса, чего нельзя сделать в обычном режиме работы на занятиях.
Отсюда растет и познавательность в процессе обучения, характеризующаяся тем, что учащиеся получают и усваивают большее количество информации, основанной на примерах из реальной жизни, конкретной действительности, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия решений в профессиональных ситуациях.
Создаваемая при этом мотивация обеспечивает определенный эмоциональный настрой игроков в группе. Существенно изменяется отношение обучаемых к тем ситуациям, которые были предметом деловой игры, да и к игрокам, служившим персонажами в деловой игре. Благоприятная морально-психологическая атмосфера предрасполагает обучаемых к межличностному взаимодействию, проявлению взаимной заинтересованности и творческой инициативы в течение всего периода протекания деловой игры.
Деловая игра является также и коллективным методом обучения, где присутствует элемент дискуссии и принимаются коллективные решения. Результат коллективной деятельности зависит от исполнения участниками игры конкретных ролей в условных ситуациях общения.
Активность студентов в процессе деловой игры проявляется так ярко, что носит не эпизодический, а продолжительный характер. Сама обстановка деловой игры заставляет участников быть активными. Изменяются самооценки обучаемых, они становятся более объективными, а, кроме того, в ряде случаев, зависящих от содержания и характера игры, меняются оценки собственных возможностей, так как в игре возможно перенесение школьника в мир «виртуальной реальности», в котором есть возможность свободно творчески экспериментировать, не боясь ошибок.
Список литературы:
Васильева Ю.А.Деловая игра как средство формирования профессиональных умений у студентов старших курсов педагогических вузов.- Псков, 2000.
Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам.- М., 2000.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И.Теория обучения иностранным языкам.- М.:Академия, 2004.
КочегароваВ.Д., Сельвинская Л.И. Использование активных методов обучения иностранному языку. В сб.: Деловые игры и методы активного обучения. - Челябинск, 1993.
Матвеева Н.В. Коллективная учебная деятельность при подготовке и проведении деловой игры.- Иностранные языки в школе.- 2004.- №7
Печерский И.М. Деловая игра как средство экономического образования старшеклассников.: Автореф. дис.- Брянск, 1998.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996,
Комарова Э.П.Подготовка и проведение деловых игр.- Тамбов, 2001.
Скалкин В. Л., Котлярова Л.Б. Имитационно-деловые игры как одно из средств профессиональной подготовки учителей иностранного языка. - Иностранные языки в школе.- 1990. - №1.
Тилене Л.П. О некоторых путях совершенствования профессионально-методических умений учителя-стажера в ИУУ. - Иностранные языки в школе. - 1990. - №3.
Ханжина О.А. Технология проведения деловой игры для студентов при изучении иностранного языка.- Челябинск, 2002.
www.festival.1september.ruПриложение
Company, Inc.
123 Alphabet Drive
Los Angeles, California 90002
15 October 2012
Dear Sir,
This is to inform you Monoprice is now open and is located at 4500 4th Avenue North, Florida.Our store offers a complete and diverse line of computer software packages for both personal and business application. Since we do not represent any individual computer hardware manufacturer, the products that we carry are compatible with many systems. We are therefore able to offer to our customers a wide range of excellent software packages. Enclosed, for your review, is a partial list of the items we currently have available.We hope that you will come and visit us soon.
Sincerely,
Sam Brown
Vice President of Company, Inc.555-555-5555
s.brown@companyinc.com
Таблица 1.
Say:
if you can give a name to your company.
if you prefer to be a sole owner or you'll try to find partners.
if it is a family business, say what functions can be given to your relatives;
what makes you think your business is a success;
how large your company's staff is
what troubles you are going to meet;
if your business is a profitable one; etc.
create visit cards, trade mark.
Таблица 2.
Вице-президент компании
Финансовый директор
Секретарь
Менеджеры по продажам
Менеджер по рекламе