Мониторинг гендерной идентичности педагога при назначении его на должность руководителя группы
Рабенок М. А.,
ГОУ НПО СО ПУ «Юность»
г. Верхняя Пышма.
Мониторинг гендерной идентичности педагога при назначении его на должность руководителя группы
В предшествующем периоде отечественной педагогики был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребенка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представляем о сущности мужского и женского начала.
Одна из основных педагогических проблем - как воспитать мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину. Исходя из этого, логично поставить вопрос - способствует ли современное образование формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью и индивидуально – личностными особенностями, связанными с понятиями: «маскулинность» (нормативные представления о психических, поведенческих деятельностных свойствах и ценностях, характерных, как правило, для мужчин); «фемининность» (нормативные представления о психических, поведенческих деятельностных свойствах и ценностях, характерных, как правило, для женщин); «андрогинность» (представление о двойственной природе человека, как мужской, так и женской, в части психических, поведенческих, деятельностных и ценностных свойств человека).
Фемининность, маскулинность, андрогинность – интегральные личностные характеристики, включающие в себя и ценностные характеристики. Традиционно закрепившиеся женские ценности: ребенок, семья, счастье, любовь, дом, красота; традиционно закрепившиеся мужские ценности: работа, развитие, свобода, успех, творчество, спорт; нейтральные в гендерном отношении ценности, характерные и для мужчин и для женщин: здоровье, жизнь, деньги, дружба, отдых, праздник, вкусный ужин, учёба.
Ценности должны выступать в качестве основных направляющих ориентиров развития личности.
Цель всей воспитательной работы в ОУ - формирование целостной личности мужчины и женщины, реально оценивающих происходящее и способных поступать согласно личным убеждениям, учитывая сложившиеся нормы культуры.
Гендерный кризис отрочества, развивается через принцип подражания. Безусловно, качество воспитания ребенка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому учителю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры.
Как заместителю директора по УВР мне стало интересно выявить степень влияния гендерной индентичности руководителя группы на учащихся и группу в целом. С этой целью я провела исследование в своём коллективе.
Для начала, я протестировала руководителей группы, учащихся (девочек и мальчиков в возрасте от 15 до 18 лет), себя, используя вопросник Сандры Бэм [1;277-280] на определение гендерной идентичности (фемининности – «Ф», маскулинности - «М», анадрогинности – «А»).
№
Ф.И.О. руководителя группы(РГ)
Определение руководителем
Ф./М./А.
Самоопределение
Ф./М./А.
Определение
учащимися
Ф./М./А.
Обощающая гендерная характерис-тика РГ Ф./М./А.
1
Атаева О.К.
2
Лимонова Е.Н.
3
Калинина Л.И.
4
И т.д.
Анализируя полученные данные, я сделала выводы, что обощающая характеристика гендерного типа педагога, определяемого самим педагогом, руководителем, учащимися, - совпала по отношению к 7 педагогов, что составляет около 63 %.Обобщающая характеристика гендерного типа педагога не совпала с мнением учащихся в 37% случаях; совпала с моим мнением, как руководителя, в 100% случаях. 45% педагогов определили себя как фемининный тип, а 55% - как андрогинный тип. Учащиеся определили 9% педагогов (1 человек) как феминный тип, а 91% педагогов - как андрогинный тип. Из сказанного можно сделать вывод, что педагоги, обладающие феминным типом, в работе с учащимися чаще проявляют черты андрогинного типа.
На следующем этапе исследования я провела мониторинг состояния воспитательной практики руководителей группы (с учащимися в возрасте от 15 до 18 лет) с целью получения информации о результативности работы руководителя группы.
ФИО
руководителя группы
Группа
(состав)
Гендерная идентичность руководителя группы
Участие группы в
мероприятиях
Успеваемость
Уровень
воспитанности
Потеря контингента учащихся
за год
Поступило
докладных
на группу
от
Вызывались
к зам. директора
Общий балл
I полугодие
II полугодие
I полугодие
II полугодие
I полугодие
II полугодие
пед.
коллектива
Рук. группы
Есина Т.И.
смешанная
Костарева Н.Н.
девочки
Лубнина Л.И.
мальчики
Также изучила межличностные отношения воспитатель – группа, используя метод педагогического наблюдения. К структурным параметрам, задающим содержание отношений, отнесла следующее:
Дистанция, или степень психологической близости партнеров, - близкая, далекая;
Валентность, или оценка отношений, - позитивная негативная, противоречивая, безразличная;
Позиция партнеров - доминирование, зависимость, равенство;
Степень общения - отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские.
ФИО руководителя
группы
Группа (состав)
ендер-ная идентич-ность руково-дителя группы
степень психологи-ческой близости
оценка отношений
позиция партнеров
степень
общения
Бузмакова С.П.
мальчики
Иванова А.Г.
cмешен-
ная
Марданова О.Г.
cмешен-
ная
Диазетдинова О.П.
cмешен-
ная
И т.д.
Проанализировав полученные результаты, я пришла к выводам:
педагог с андрогинным типом, работая с любым составом группы учащихся (девочки, мальчики, смешанная группа), легко проявляет именно те, черты характера, которые востребованы данной группой;
педагог с фемининным типом, показывает хороший результат в работе с группой девочек;
педагог с фемининным типом, показывает «нулевой» результат в работе с группой мальчиков;
педагог с фемининным типом показывает средний результат при работе со смешанной группой.
В межличностных отношениях педагоги с андрогинным типом и педагоги с феминным типом (работающие с группой девочек или смешанной группой), используют деловое общение или дружеское ориентированное на повышение качества совместной деятельности, на установление педагогически целесообразных отношений. А педагоги с фемининным типом, работающие с группой мальчиков строят отношения с учащимися педагогически нецелесообразно, и их деятельность неконструктивна.
Исходя из полученных данных, следует, что решение педагогических и воспитательных задач может быть гораздо эффективнее, если учитывать гендерные характеристики педагогов при назначении их на должность руководителя группы.
Гендерный подход должен быть одним из важных составляющих личностного (индивидуального) подхода в воспитании, условием создания благоприятной среды для всестороннего развития личности и реализации её природного потенциала.
Результаты моего исследования показали, что наша педагогическая деятельность оказывает огромное влияние на нас, и даже те педагоги, которые определили себя фемининными, в работе проявляют андрогинные качества. И это хорошо, так как стереотипы гендерных характеристик должны добавляться и чертами присущими другому гендерному типу, так как современная экономика всё больше востребует андрогинный тип личности. Люди андрогинного типа наиболее успешны в карьере, деловых отношениях. Таков современный гендерный социальный заказ на работника. И педагоги должны активно способствовать развитию и формированию новой самореализующейся личности, комфортно и адекватно вписывающейся в наше демократическое общество.
Поэтому при назначении педагога на должность руководителя группы необходимо учитывать гендерную характеристику педагога и приближать гендерную характеристику педагога к востребованной в группе.
1. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003.
С.277-280.
Сведения об авторе: Рабенок Мария Александровна, ГОУ НПО СО ПУ «Юность»,
заместитель директора по УВР. Адрес: 624096 Свердловская область, г. Верхняя Пышма, Уральских рабочих, дом 50, кв.8.
Тел. сот.:89222112174, тел. дом.:83436845214.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15