Урок математики в 3 классе по теме Окружность. Круг.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лодейнопольская основная общеобразовательная школа №1»
Лодейнопольского района Ленинградской области
Урок математики в 3 классе по теме "Окружность. Круг".
Учитель: Растегаева М. Ю.
Математика 3 класс (1 часть), автор учебника М.И.Моро и др., УМК «Школа России», 2013.
Цель урока: знакомство учащихся с понятиями «круг» , «окружность», «радиус» , «диаметр», «центр» и применение этих знаний в жизни.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи урока.
Предметные:
– получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения пользоваться циркулем и находить радиус и диаметр окружности и круга.
Метапредметные:
-формировать умения применять полученные знания на практике, устойчивый познавательный интерес к предмету;
– развивать математическую речь, навыки табличного умножения и деления, наблюдательность;– воспитывать аккуратность, умение отстаивать собственное мнение и уважать мнение партнёра.
Метод обучения: продуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, ноутбук для учащихся, электронное приложение к учебнику М.М. Моро, карточки №1 с геометрическими фигурами, карточки №2 с геометрическими названиями, циркуль, обруч, мяч, игрушка «паровоз-часы»,части круга, «олимпийские кольца», цветные карандаши,смайлики.
Технологическая карта занятия.
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. (Слайд1) Организационный момент1 мин.
(Презентация. Слайд 2)
Включение детей в деятельность.
Настрой на работу в стихотворной форме.
-Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось. Лучикам пора вставать, И урок нам начинать.
-Улыбнулись друг другу и вперёд –покорять вершины Математики!
Приветствуют учителя и друг друга, записывают дату и классная работа. Личностные:
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
2.Актуализация знаний.10мин.
-С чего мы начинаем день, когда просыпаемся? А сейчас гимнастика для ума.
Выявляет уровень знаний.
1)(слайд3)
Определяет типичные недостатки.
-Проверяем.(зачитывают ответы)
-У кого возникли трудности? Почему?
2)Игра «день-ночь».Ответ –с помощью веера.
-Что можете сказать об этих примерах?
-Какие затруднения возникли?
-Оцениваем себя .Учитель подводит итог.
3)(Слайд4)
-Посмотрите на экран. Какие мысли у вас возникли?
-Что можно с ними делать?
-Найдите площадь прямоугольника. По моему сигналу (хлопку) заканчиваем работу и начинаем проверку.
-У кого возникли затруднения? Почему?
-Какой темой были объединены все задания? Что вызывало затруднение? Как оцените свою работу?
4)геометрический материал
-Теперь поработаем в парах.
-Какое задание можно сделать к этим записям?
-Выполните это задание.
-Проверяем(слайд5)
Итог.
-Я с вами согласна. -С зарядки.
Ребята составляют логическую цепочку чисел, определяют правило, по которому она составлена и дописывают ещё три числа50, 45, 40, 35…
-Я затруднялся, мне надо повторить таблицу умножения.
По команде «ночь» уч-ся кладут голову на парту, закрывают глаза и считают. По команде «день» поднимают голову и показывают ответ.
24:4*3:9*4*3=24
8*5:10*9:6*8:6*1=8
- Они на табличное умножение и деление.Это круговые примеры, потому что ответы идут по кругу, последний ответ является началом первого примера.
-Надо выполнить быстро-это интересно, но надо хорошо знать таблицу умножения.
Оценка с помощью цветных карандашей (показ карандаша: синий-верно,красный-неверно).
16кг, 10см, 11 руб. 2см, 6 мин,
-Это всё величины, но среди них есть одинаковые-2см и 10см. Это меры длины, например, линейки, ленточки.
-Можем начертить прямоугольник, составить геометрическую задачу.
-Можем найти периметр или площадь прямоугольника.
Выполняют задание. Проверка-1чел. у доски.
S=a*b
S=2*10=20(кв.см)
Или 10*2=20(кв.см)
(если вместо площади нашли периметр, то вспоминаем формулу и доказываем)
-Я допустил ошибку при записи ответа, площадь записал в см, а надо в кв. см
-Мы повторяли таблицу умножения.
Показ соответствующего карандаша(если допустил неточность, то жёлтый карандаш)
Карточки на партах.
-Можно найти общее у этих фигур, найти отличия.
Закончив работу, ребята поднимают руки, скреплённые в «замочке».
1-й ряд.
10509252419350067945024193500307975241935001270024193500
1574800889000
-Все фигуры, кроме № 4, имеют углы. Это многоугольники. Фигура №4 – не имеет углов. Я думаю,что это круг.
-А я думаю, что это окружность. Круг мы закрашиваем внутри.
1755775214630001174752146300013271502146300086995021463000546100214630002-й ряд.
-Все фигуры, кроме № 5,имеют углы.Фигура №5 не имеет углов-это круг. Мы вырезали круги из бумаги на уроке технологии.
Познавательные: поиск и применение необходимой информации, умение обосновывать свои суждения.
Регулятивные: способность осознавать трудности и стараться их преодолеть
Коммуникативные: умение слушать собеседника и правильно формулировать свою мысль.
Познавательные:анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Самоопределение к деятельности.1мин.
-Что же нового узнаем сегодня на уроке? Какую цель поставим?
(Слайд 6)
4.Активизация знаний учащихся на создание проблемной ситуации.3мин.
-Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом окружностью в повседневной жизни?
- Где мы можем увидеть круг?
(показ тарелки)
-А окружность?
(показ обруча)
Проблемная ситуация.
-У меня игрушка, посмотрите и скажите, сможем ли мы её сейчас изготовить. Какие знания нам необходимы?
Ставят цели, формулируют
тему урока.
-Я думаю мы будем знакомиться с новыми геометрическими фигурами- круг и окружность.
-Я думаю, что мы узнаем, что такое окружность и круг и будем учиться чертить эти геометрические фигуры.
-Нам часто приходится встречаться
с кругом и окружностью в повседневной жизни. -Форму круга имеют барабан, тарелка ,блюдце…
-Я думаю, что это обруч.
-Нам надо знать материал, из которого она сделана, размеры и формы составных частей, а мы этого не знаем. Нам не хватает знаний, мы их и будем добывать. Регулятивные: умение определять тему и цель урока.
Познавательные: /общеучебные/
формулирование познавательной цели.
Регулятивная:
формулирование проблемы.
5.Построение проекта выхода из затруднения. Практическая работа. 8мин.
(У каждого ученика на парте круг из плотной цветной бумаги.)
-Что мы можем сделать с нашим кругом?
-Как вы думаете,что получили?
-А как ещё можно сказать ,что такое окружность?
-Это такая кривая замкнутая, точки которой одинаково удалены от центра. -Я думаю, можно положить на лист и обвести его.
-Мы обвели границу круга-это окружность.
-Это кривая замкнутая линия.
-А ещё можно круг сложить пополам.
Познавательные: моделирование
Регулятивные: способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата.Коммуникативные:способность выражать свои мысли в словесной форме.
–Согласна, только так сложите, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте карандашом точку, в которой пересеклись линии.
– Как вы думаете, как называется эта точка.
Обозначьте его точкой О.
– А теперь проведите линию от центра до точки окружности. Кто знает, как называется этот отрезок?(если не ответят сама называю-радиус)
- Сформулируйте, что такое радиус.
-А любые две точки или нет?
-Так что такое диаметр? Это середина или центр окружности.
-Отрезок, соединяющий центр и любую точку на окружности - это радиус.
- Можно соединить две точки окружности.
-Линия должна проходить через центр окружности или круга.
-Линия, которая соединяет две точки окружности и проходит через центр.
(слайд7)
-Посмотрите на экран и назовите , что общего у круга и окружности.
-Откроем учебник на стр.94 и рассмотрим з.2. Что можно сказать про радиусы?
- Про диаметры? Стр.96
-Помогут ли эти знания нам при изготовлении данной игрушки? Как?
-Оцените свою работу на этом этапе урока. Подписывают радиус и диаметр.
Центр, радиус, диаметр.
Работа по учебнику.
-Радиусы одной окружности(круга) равны.
-Все диаметры одного круга (окружности) равны.
-Да,сможем верно изготовить колёса, оси колёс, установить стрелки на часах- они расположены, как радиусы (показ на игрушке)
Оценивают себя.
Познавательные: умение находить нужную информацию в учебнике.
Личностные:установление связи между учебной деятельностью и её мотивом, значимость и применение материала в жизни,
6.Физминутка. 1мин.
-Ребята, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.
-А мы поиграем в слова. Если предмет имеет форму круга - сжимаетесь в клубочек, окружность – руки соединяете по кругу, если квадрат или прямоугольник- руки вверх.(Бублик, тарелка, колечко, стол, браслет, блин, книга, баранка, шкаф…) -Кислый круг, колечко… 7.Первичное закрепление учебного материала.7мин.-Ребята, выполнили ли мы поставленную цель?
Отгадайте загадку.
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
-Правильно, а сегодня научимся им пользоваться.
Послушайте, что приготовила Полина нам рассказать об этом чертёжном инструменте.
(слайд8)
Комментарий ответа.
- Интересный материал нашла Полина. Сжато и доступно его донесла до нас.
Спасибо.
-На стр.94показано, как чертить с помощью циркуля.
- Объясните. .Ребята, а что надо соблюдать при работе с циркулем?(правила техники безопасности) Прочитайте их(слайд9)
-Откройте учебник на стр.95и прочитайте задание. Выполняем по вариантам. Есть вопросы по заданию?
Если затрудняется ваш сосед, помогите. Даю вам минутку.
-Кому понравилась эта работа? Всё ли получалось? Какие трудности встретились?
-Дайте оценку своей работе.
-Мы познакомились с кругом и окружностью, но не научились их строить.
Это циркуль. Мы знакомились с этим словом на уроке русского языка, учились грамотно его писать.
Ответ Полины.
Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. А в пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили много бронзовых циркулей.
Работа по учебнику. Ученики рассказывают, смотря на рисунок.
-Острый конец в центре, держим за верхушку циркуль.
Читают правила.
Самостоятельная работа по учебнику.с.95,
З.3 по вариантам:1в.-первая фигура, 2в.-вторая фигура
-Трудно держать циркуль, но понравилось чертить,
-Хотелось постоянно помогать рукой двигать ножку циркуля.
Показ соответствующего карандаша. Познавательные:
самостоятельное выполнение чертежа окружности с заданным радиусом.
Регулятивные:соотнесение результата своей деятельности с целью, способность к самоконтролю и коррекции.
8.Закрепление материала. 6мин.
-Окружность- волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершать чудесные превращения. Вы сейчас поработаете волшебниками.. Дорисуйте к вашей окружности линии, чтобы получилась фигура-детская игрушка. Каждый из вас нарисует эскиз своей игрушки. По сигналу нашего паровозика работу закончить.
--У кого есть вопросы к отвечающим?
-Прокомментируйте работы своих товарищей.
-У кого возникли трудности , вы поработаете дома, а завтра сможете рассказать нам о вашей игрушке.
Физминутка для глаз(0,5мин.)
-Сядьте удобно. Глазками возьмите свою игрушку (опускают глаза вниз) и перенесите на полочку, находящуюся в правом верхнем углу(глаза вправо). Теперьоткройтефорточку(глаза влево), вдохните свежего воздуха, поделитесь друг с другом радостью от выполненной работы (широко открывают глаза и моргают )
Рассказывают о своих работах.
У ребят получились игрушки: гусеница, часы, цирковой велосипед, бубен .Ребята по ходу ответов дают устную оценку отвечающим.
Выполняют движения глазами по команде учителя. Познавательные:
самостоятельное создание и использование вспомогательных моделей для создания игрушки.
Коммуникативные:умение выражать свои мысли, слушать собеседника.
Регулятивные:соотносить результат деятельности с целью.
9.Обобщение и систематизация знаний. 6мин.
-Ребята ,а кто помнит, чем был знаменателен 2014год?
-А что является символом олимпиады?
-А что они обозначают?
-Многие страны участвуют в олимпийских играх, а олимпийские кольца-
это 5 частей света: синий- Европа, чёрный- Африка, красный- Америка, жёлтый- Азия, зелёный- Австралия.
-Другая версия. Психолог Карл Юнг, который был сторонником китайской философии, считал, что5 колец на олимпийском флаге –это 5видов спорта, которыми должен владеть каждый олимпиец: синий- плавание, чёрный- стрельба, красный- фехтование, жёлтый- бег, зелёный- прыжки .
Работа в группах с разноуровневым заданием.
-У каждой группы задание, внимательно прочитайте. Есть ли вопросы? Работа должна быть закончена по нашему сигналу.
Вспомнили правило работы в группах.
Приступаем к работе.
-Оцените свою работу в группе.
Эти знания вам пригодятся сегодня на спортивном празднике- «Малые олимпийские игры.»
-Что же узнали на уроке?
Наш маленький тест. Возьмите конверт №2 и покажите карточку с ответом.
Называю:
Граница круга-
Радиусы одной окружности…
Диаметр окружности проходит через…
Оценка учителем.
-Вы хорошо усвоили материал. Я, думаю, эти знания вам пригодятся в жизни. -Олимпийские игры проходили в России, в городе Сочи.
-Олимпийские кольца
-Я думаю, что это страны, которые участвуют в олимпиаде.
- А я думаю это города, где раньше проходили олимпийские игры.
1гр.-собрать символ олимпиады из разных окружностей.
2гр.-собрать композицию из долей круга.
3 гр.-Работа по компьютеру- задание по электронному приложению-найди лишнюю фигуру и докажи.
-Работаем в группе по правилу: один за всех и все за одного- сообща принимаем решение, озвучивает решение один из команды.
(группы отвечают, демонстрируя свою работу).1-ая гр.-2чел.держат скреплённые кольца, называя части света; 2-ая.-1чел. на доске показывает круг из частей, называя виды спорта; 3-я-1чел. отвечает, демонстрируя на экране выполненное задание. (Я считаю, что в двух фигурах проведён диаметр,а третья фигура лишняя, т. к.линии соединяют точки окружности, но не проходят через центр, значит это не диаметр.)
Показ цвета.
Показывают карточку с ответом.
Окружность
равны
центр
Личностные: значимость и применение материала урока в жизни.Коммуникативные:
уважительно относиться к позиции другого в группе,
развивать умение слушать собеседника;
умение использовать невербальные средства общения(мимика, жесты)
10.Домашнее задание.0,5мин.
-А что вам захотелось выполнить дома по изученной теме?
-Откройте дневник и запишите задание. -Придумать и начертить фигуру, состоящую только из окружностей и кругов. Познавательные: развивать интерес к моделированию с помощью кругов и окружностей.
11.Рефлексия и оценка достижений.1мин.
-Посмотрите на экран и скажите свои впечатления об уроке.(слайд11)
-А своё эмоциональное состояние передайте с помощью смайлика.
-Вот и кончился урок. Он пошёл, надеюсь, впрок.
Всем спасибо!(слайд12) -Всё удалось, доволен своей работой- улыбка.
Не всегда всё получалось, требовалась помощь- серьёзность.
Не доволен, не понял материал урока- грусть
Коммуникативные:умение достаточно полно и точно выражать свою мысль.
Развивать способность осмысления своего эмоционального состояния.
Регулятивные:соотносить результат деятельности с целью.
Контроль, оценка
Презентация к уроку математики
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд12
Самоанализ урока математики в 3 классе
Учитель: Растегаева М. Ю.
Тема урока: Окружность. Круг.
Цель урока: знакомство с понятиями «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «центр» и применение этих знаний в жизни.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок математики по теме « Окружность. Круг» был проведён согласно календарно- тематическому планированию. Данный урок является двадцатым в разделе «Табличное умножение и деление».
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, дифференцируя задания ( при работе в группах).
Я взяла урок- презентацию, чтобы заинтересовать и включить в работу всех учащихся. В классе 9 человек из 20 слабо усваивают материал, 3- с нарушением психики. Остальные ребята средних способностей.
Чтобы решить цель урока я подобрала задания, где учащиеся сами проводили классификацию геометрических фигур и из общего количества выделяли те, которые по признакам не похожи, так они вышли на тему урока и самостоятельно определили цель.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность: сравнивали фигуры, величины, анализировали, чертили, из частей составляли целое (круг), достраивали до предмета ( рис. игрушки), из кругов составляли символ олимпиады, из долей круга – круг. Ребята опирались на имеющиеся знания и добывали новые.
Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности, я поставила перед ребятами посильную проблему: почему мы не сможем изготовить данную игрушку? Какие знания нам для этого необходимы ?
Отобранный материал урока, оборудование, организация активной мыслительной и практической деятельности, индивидуальные, парные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности, работа с учебником способствовали достижению поставленной цели и решению задач, стимулировали познавательные интересы.
Задания были ориентированы на развитие у учащихся УУД:
Личностных:
-положительное отношение к познавательной деятельности (орг . момент, рефлексия);
-установление связи между учебной деятельностью и её мотивом (проблема и выход из неё);
-значимость и применение материала урока в жизни (составление эскиза игрушки, символа олимпиады).
Познавательных:
-анализ объектов с целью выделения признаков (среди геометрических фигур находили круг, окружность);
-умение обосновывать свои суждения, применяя необходимую информацию (составляли математическую цепочку чисел, решали круговые примеров, классифицировали геометрические фигуры);
-формулирование познавательной цели (самостоятельно вышли на цель урока и сформулировали её);
-моделирование (выполняли чертёж окружности, выполняли эскиз своей игрушки, составляли символ олимпиады, круг из долей);
-умение находить нужную информацию в учебнике ( узнали , что радиусы и диаметры одной окружности( круга) равны);
-самостоятельно выполнять чертёж окружности с заданным радиусом (сам. раб. по вариантам).
Регулятивных:
-способность осознавать трудности и стараться их преодолеть (при решении примеров, при выполнении чертежа, эскиза игрушки);
-умение определять тему и цель урока;
-самостоятельно формулировать проблему (не можем изготовить игрушку, т. к. не знаем материал, из которого она сделана, формы деталей, из которых состоит);
-способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата (чертёж окружности, эскиз игрушки, работа в группах);
-соотнесение своей деятельности с целью (для чего надо знать и уметь чертить окружность и круг, где используем эти знания в жизни).
Коммуникативных:
-умение выражать свои мысли, слушать собеседника (на протяжении всего урока, где ребята доказывали , объясняли, делали выводы, работа в парах, в группах, во время рефлексии );
-уважительно относиться к позиции другого в группе, умение использовать невербальные средства общения (мимика, жесты).
Для активизации мышления и эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детскую игрушку «паровозик-часы», карточки №1- с геометрическими фигурами, №2- с геометрическими названиями ,демонстрационный материал(обруч, тарелка),разноцветные кольца, доли круга, электронное приложение к учебнику, смайлики.
Особое место на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый успешен в своём мнении, не боится высказываться. На уроке применена физминутка, гимнастика для глаз.
Этапы урока взаимосвязаны. Использовала межпредметные связи: связь с уроками технологии (вырезали геометрические фигуры), русского языка (работа над словом «циркуль»),внеурочной деятельностью(после уроков спортивный праздник «Малые олимпийские игры»). После каждого этапа подводились итоги ,самооценка детьми своей работы, оценка работы товарищей во время выполнения эскизов, обратная связь. Учебное время использовано эффективно, запланированный объём материала выполнен.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная мною форма учебной деятельности была достаточно эффективной. Были соблюдены, с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель- ученик», и рефлексия урока показала хорошее эмоциональное восприятие нового материала.
Цель урока достигнута.