Приёмы, упражнения, методики по формированию навыка чтения у младших школьников ( статья по теме «Проблемы чтения в начальной школе»)

Приёмы, упражнения, методики по формированию
навыка чтения у младших школьников
( статья по теме «Проблемы чтения в начальной школе»)


Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.
Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:
- осознанное чтение
- правильное ( безошибочное ) чтение
- выразительное чтение
- темп (скорость) чтения.
Задача данной статьи:
Раскрыть пути, методы, приёмы, позволяющие нашим учителям начальных классов формировать эти 4 составляющие и достигать высоких результатов.
Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника.
Используются следующие приёмы:
1)ответы на вопросы;
2)составление вопросов к тексту;
3)различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку, пересказ от лица автора, или от лица главного героя)
4. Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей)
Сначала: пересказ по вопросам ---- по плану---- с опорными словами ---- по самостоятельно составленному плану.
Далее связь с русским языком: - свободные диктанты
- изложения
- сочинения
Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева ,где автор предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)

5.Выразительность чтения.
1) Образец чтения учителя;
2) Работа с партитурой текста: - учить ставить логическое ударение, т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой);
- учить ставить паузы логические, ритмические : малые, / средние, // большие и психологические- перед словами, передающими напряжение.
- интонация голоса: повышение голоса / ,
понижение , монотон ---
- темп отмечать сбоку справа
( 1,2 строка- строго, умеренный темп
3,4 строка- радостно, средний темп)
Сначала расставить партитуру, потом читать.
Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.
6.Темп чтения.
С психологической точки зрения- это стресс. Наиболее спорный вопрос-проверять ли, требовать, а норматив есть в программе начальной школы.
Но это не предмет сегодняшнего разговора. Мы остановимся на методиках и технологиях по выработке темпа чтения.

Наиболее распространённая и широко используемая методика Зайцева
( показ брошюры)
а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)
б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)
в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)
г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )
д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).
Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.
е ) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).
ж ) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система )
з ) домашнее чтение 3 порциями по 10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость ( а таких факторов по оценке психологов более 200).
Оптимальное чтение- это оптимальный темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста ребёнком.
Средняя скорость чтения диктора телевидения-130 слов в минуту.
Если ребёнок читает ниже 120(90) слов, ему необходимо для понимания перечитывать два, а то и три раза.

Методика Эдегей.
В основе методики - АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов,где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные,прилагательные,глаголы. И тексты,начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.

Методика Е.В.Заика.
Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».
Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек.
Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.
Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут.
Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.
В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые.
- чтение строчек наоборот по словам;
- чтение строчек наоборот по буквам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.

Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.
Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка
тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)
самозамеры
колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги)
должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).

Последнее, и главное.
Современные дети не хотят и не любят читать. Поэтому основная задача учителя- заинтересовать ребёнка и научить этому родителей

Интерес к чтению.
литературные праздники, викторины;
инсценирование, драматизация;
просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;
посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;
тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;
создание рукописного журнала «Звонок»;
создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );
работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)
15