План-конспект урока литературы «Н. В. Гоголь. Реальное и выдуманное в повести «Заколдованное место».
План-конспект урока литературы «Н. В. Гоголь. Реальное и выдуманное в повести «Заколдованное место».
Учитель: Ризаева Альбина ТакидиновнаЦель урока: Познакомить учащихся 5 класса с творчеством Гоголя, научить анализировать и синтезировать информацию текста.
Формирование УУД
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки . Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Задачи урока:
Образовательная. Познакомить учащихся с личностью писателя и его творчеством, со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Научить делать характеристику героя (по повести «Заколдованное место»).
Развивающая. Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.
Воспитывающая. Привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам писателя.
Средства обучения: учебник, презентация, проектор, иллюстрации к произведению, словарь литературоведческих терминов.
Подготовительная часть. 1.Приветствие. Объявление темы.
Сегодня мы познакомимся с одним из величайших русских писателей Н.В. Гоголем. Это, пожалуй, самая загадочная личность в русской литературе. Основная часть. Устная работа. Обсуждение.
Учитель: Ребята, посмотрите на страничку 9 в учебнике. Там дается краткая биография писателя. Давайте обсудим основные этапы жизненного и творческого пути.
Аналитическая беседа по содержанию.
Ну а теперь перейдем непосредственно к повести «Заколдованное место». побеседуем.
Смысл названия «Вечеров…»
Основные мотивы повести:
поиски заговоренного клада;
заколдованное место.
Работа со словаремСоедините слово с его значением.
222504099695 арбуз
малороссияне, едущие за солью
и рыбою, обыкновенно в Крым
место, засеянное арбузами и
дынями
башмаки
лук
в Древней Руси: местность,
область, подчиненная одной
власти
глиняный кувшин
береговые лиственные леса,
заливаемые в половодье
трубка
амбар
украинский народный
музыкальный инструмент00 арбуз
малороссияне, едущие за солью
и рыбою, обыкновенно в Крым
место, засеянное арбузами и
дынями
башмаки
лук
в Древней Руси: местность,
область, подчиненная одной
власти
глиняный кувшин
береговые лиственные леса,
заливаемые в половодье
трубка
амбар
украинский народный
музыкальный инструмент-80010184785Баштан
Волость
Кавун
Комора
КухольЛевада
Люлька
Сопилка
Цибуля
Черевики
Чумаки
00Баштан
Волость
Кавун
Комора
КухольЛевада
Люлька
Сопилка
Цибуля
Черевики
Чумаки
Особенности заколдованного места
Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.
Существа заколдованного места.
Медведь — родной брат
лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом.
Некоторые лесные духи имеют
облик медведя. В христианской
символике олицетворяет зло,
дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Символика птицы
многообразна, некоторые были
посредниками между миром
мертвых и живых.
Баранья голова –
в фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет также
отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из
которых была бараньей.
Харя –
дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
ФизминуткаХудожественные средства, создающие образ заколдованного места
Как еще в повести называется заколдованное место?
Как закончилось приключение деда?
III. Заключительная часть. Подведение итогов урока. Обобщающая беседа:
- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?
- Почему в котле, выкопанном дедом, оказался только мусор? Какое отношение к Богу и нечистой силе выражает этот факт?
О чем мы должны помнить?
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах. .
IV Объяснение домашнего задания.
Работа с текстом по вопросам
1.По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?
2.Чем запомнился рассказчику дед?
3.Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там происходит?
4.Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
V Запись учениками д/з в дневники. Литература:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.