Разработка раздела программы по литературному чтению «Виды речевой деятельности» Совершенствование навыка чтения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 28 имени академика Б.А. Королева
Разработка раздела программы по литературному чтению «Виды речевой деятельности»
Совершенствование
техники чтения
младших школьников
Работу выполнила
учитель начальных классов
МБОУ лицея № 28
Булдина
Нина Викторовна
г.Нижний Новгород – 2013 г.
Цель: определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
Задачи:
1. Подбор и проведение специальных упражнений для развития и совершенствования техники чтения.
2.Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.
· 3. Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).
Актуальность данной темы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Чтение - это не только то, чему учат ребенка, но и то, посредством чего он обучается по каждому из учебных предметов. Не секрет, что 90% информации усваивается, если её добываешь сам (в процессе чтения). Значит, чтение дает человеку знание, является источником его дальнейшего развития.
Задачи начальной школы – сформировать у младших школьников навык чтения. Ее реализации предшествует целенаправленная систематическая работа учителя на протяжении четырех лет обучения в начальных классах.
Как сформировать навык чтения, обеспечить в дальнейшем успешное обучение? В чем же основные причины отставания техники чтения и можно ли их устранить?
Эти и другие вопросы, связанные с проблемой чтения, актуальны и на сегодняшний день.
Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам.
В.А.Сухомлинский считал, что чтение создаёт прочную основу для выполнения различных творческих работ, развивающих мышление ребёнка, воображение, речь, нравственные качества. И это действительно так, потому что именно чтение связанно с развитием интеллектуального потенциала, воспитанием культуры, социальной личности.
Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у младших школьников читательские умения: навык правильного чтения, интерес к чтению, самостоятельное продуктивное чтение.
В. И. Зайцев считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Речь идет об оптимальном чтение, т.е. о чтение в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость будет повышена до 180 и более слов понимание текста при этом ухудшается. При скорочтении до 120 слов в минуту, понимание текста тоже ухудшается (для понимания надо прочитать 2, а то и 3 раза).
Поэтому перед учителем начальной школы стоит задача развивать и совершенствовать технику до уровня оптимального чтения для дальнейшего успешного обучения .
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все компоненты процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на аналитическом этапе формирования навыка
Синтетический этап предполагает, что все компоненты чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации - этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;
Характеристики навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту
Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.
Работу по совершенствованию чтения необходимо вести с учетом всех этих качеств.
При организации данной работы необходимо учитывать следующие условия:
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными и систематическими;
2) отбор текстов для чтения не должен производиться с учетом психологических особенностей и интересов детей, и литературных особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
5)при упражнении в чтении у ребенка должна быть ситуация успеха;
6)задания должны строиться от простого к сложному;
7) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.
Работа над правильностью чтения
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:
1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава: пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими
2. Наличие повторов.
3. Нарушение норм литературного произношения (ошибки собственно орфоэпические, ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением, интонационные ошибки.)
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:
1) несовершенство зрительного восприятия;
2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
З) нехватка дыхания;
4) незнание орфоэпических норм;
5) незнание лексического значения слова;
6) “догадка", вызванная субъективным типом чтения.
Упражнения для формирования правильности чтения
П е р в а я г р у п п а – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).
4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
8. Выбери из всех слогов – слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.
9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.
11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).
12. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т.д.
13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.
14. «Фотоглаз».
15. Повтори скороговорку, предложение, текст.
16. Заучивание четверостиший.
В т о р а я г р у п п а – упражнения со словами.
1.Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;
мышка – мошка – мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
4. Чтение «перевёртышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. «Сквозная буква», «Лесенка».
--- -з-
--- -з-
ч__
ч____
6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав
Работа над беглостью чтения
Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения.
Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.
Упражнения для развития беглости чтения
П е р в а я г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
8 4 7
2 1 5
6 3 9
22 9 14 18 7
3 12 6 23 20
21 4 1 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16
Развитие поля зрения по вертикали:
Комплект № 1
13
3
28
7
35
23
15
33
22
31
10
18
5
34
9
19
12
21
1
29
17
4
2
24
27
16
32
25
26
30
6
14
8
11
20
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
сок
носки
сам
Света
место
каток
кукла
магазин
ива
кресло
клетка
кукла
рак
(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).
4. Чтение столбиков с трафаретами.
(Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса – 3-5 слов, II класса – 10-12 слов, III класса – 15-18 слов, IV кл. – 20-25 слов.)
чек
зуб
дом
красный
бегать
игра
защелка
лаборант
молоко
универмаг
продовольствие
учебники
5. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.
6. Назови по порядку.
беда
несчастье
горе
печаль
буря
вьюга
позёмка
метель
ветер
вихрь
ураган
шторм
плач
рёв
слёзы
рыдания
7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.
Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
8. Наборы Т.Н.Федоренко.
Тексты зрительных диктантов.
9. «Фотоглаз».
10. «Угадай-ка»
Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
11. «Кто быстрее?»
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.
12. «Бегущая строка».
13. Работа по таблице.
Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря).
Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; круг, желтая, точка, пятое, сверху и т.д.).
агроном
железо
медведь
осина
календарь
металл
билет
пенал
растение
комната
инженер
деревня
дорога
ребята
лисица
заяц
капуста
одежда
месяц
самолет
орех
дежурный
аллея
Москва
огурец
язык
метро
топор
ветер
сирень
интересный
морковь
желтый
праздник
овощи
русский
молоко
север
пальто
посуда
сапог
комбайн
осина
телефон
мороз
коньки
путешествие
сверкать
магазин
ужин
трактор
лагерь
корабль
шоссе
сеялка
солома
шофёр
завод
сорока
погода
октябрята
хлебороб
директор
аккуратно
командир
трамвай
космонавт
черный
желать
квартира
горизонт
пассажир
председатель
лестница
земляника
картофель
столица
солдат
Россия
костёр
ворона
город
тетрадь
хорошо
корова
народ
билет
берег
улица
ягода
правительство
воробей
свобода
библиотека
революция
коллектив
ракета
девочка
фамилия
вагон
медленно
богатство
спасибо
песок
учитель
карандаш
Родина
пшеница
урожай
ученик
товарищ
малина
субботник
газета
класс
герой
портрет
машина
вокзал
платок
В т о р а я г р у п п а – упражнения для активации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б) слова, трудные для произношения.
2. Скороговорки.
3. «Бегущая лента».
Через отверстия в кортоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.
4. Чистоговорки.
5. Различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе скороговорки;
з) чтение – «спринт»;
к) скачкообразное6 чтение «Кенгуру» и т.д.
Работа над осознанностью чтения
Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.
По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.
По мнению Светловской сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.
Мы считаем, что показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:
1. Что я чувствую, когда читаю?
2. Почему именно так я чувствую, переживаю?
3. Что дает мне возможность именно так оценить произведение?
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтениюНеобходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
П е р в а я г р у п п а – логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
шарф, варежки, пальто, кофта;
зеленый, синий, красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый;
минута, время, час, секунда;
дорога, шоссе, тропинка, путь;
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;
они одного рода;
они состоят из двух слогов.
5. Путем перестановки букв составь слово.
у к л б о; с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
кора, лото, боксер;
молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Зима, рама;
пуговица, молоток, лава;
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружье;
соломка, пора, мель;
смола, слеза берет.
9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
а) Песня – композитор; самолет - ?
- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;
б) школа – обучение; больница - ?
- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;
в) нож – сталь, стул - ?
- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;
10. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
корова, шкаф, стул, диван, овца, коза, стол;
11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12. Какие буква, слог, слово лишние.
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
река, речка, ручей, ручка, ручеёк
В т о р а я г р у п п а – игры по составлению слов со словами
1. Найди слово в слове.
Гроза
шутка
часовщик
газета
поднос
щепка
кустарник
шоколадка
ярмарка
2. Подбери пару
а) песня
площадь
подруга
почтальон
подарок
полотенце
портфель
парикмахер
практичный
примерный
прилежный
праздничный
полосатый
полотняный
прекрасный
приятный
3. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
з б р е ы, у ы з б р, и т г и р, в д р ы ы, о ы б б р.
4. Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда.
(Картина)
С буквой к живу в лесу.
С буквой ч овёс пасу
(кабан – чабан)
5. Ребусы.
6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока)
7. Найди животное среди строк.
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.
ма ти ма си ра му ло ка до
Т р е т ь я г р у п п а – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
На реке.
Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу
Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне
Ч е т в е р т а я г р у п п а – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске).
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
Работа над выразительными средствами речи.
Особую роль в развитии навыка чтения играет выразительность. Недаром дети так любят, когда им выразительно читают вслух. Научиться читать выразительно – достаточно сложная для ребёнка задача. Полноценная выразительность возможна только тогда, когда техника чтения доведена до автоматизма.
Однако и на ранних этапах обучения надо обращать внимание на то, насколько эмоционально читает ребёнок. На начальном этапе формирования навыка чтения надо следить за громким и чётким произношением. Однако постепенно задача усложняется: надо помочь ребёнку выбрать нужную интонацию, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения.
Очень важно научить детей использовать выразительные средства речи: дыхание, дикцию, голос.
1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Упражнения для развития выразительности чтения
Дыхание имеет огромное значение для чтения вслух, устной речи. Надо учить этому искусству на личном примере. Каждый урок начинается с упражнения на дыхание. Дыхание имеет огромное значение для чтения вслух, устной речи. Надо учить этому искусству на личном примере. Каждый урок начинается с упражнения на дыхание.
1. Стоя. Красиво расправив плечи, голову подняв прямо. Вдох (про себя) на счёт 1 –5. Задержка дыхания. Выдох (про себя) на счёт 1 – 3 (1 – 5).
2. Вдох (на счёт 1 – 2). Выдох (на счёт 1 – 10, до 15, 20, 25, 30).
3. Вдох (на счёт 1 – 3). Задержка дыхания на1. Выдох на звук Л, Р, З (сначала отдельно один звук, потом можно вместе). Далее на выдохе пословица или поговорка, скороговорка, чистоговорка).
Дикция – чёткое произношение звуков, слогов, слов, фраз. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.
1. С гласными звуками А, О, У, Ы, И, Э. Произносим сначала беззвучно медленно, затем быстро шёпотом, быстро громче, быстро громко.
2. Произносим гласные с любыми согласными звуками: би – бэ – ба – бо – бу – бы (з, в, к, ц, )
3. Произносим тройное сочетание (согласный + гласный + согласный)
4. Скороговорку прочитай с целью удивить, порадовать, возмутить, передать гордость, печаль, грусть, ненависть. Потом переходим к стихотворениям, рассказам.
5. Чтение слова с разными оттенками интонации.
Скороговорки:
Летели три вороны, черны пестроголовы.
Три вороны на воротах, три сороки на пороге.
Голос. Хорошее красивое чтение зависит от умения владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, звонок, достаточно громок. Голос можно и надо развивать.
1. Вдох, выдох и на выдохе произносим согласные звуки плавно, протяжно. Потом добавляем гласные звуки. Учимся произносить их: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
2. Произнеси тихо, чуть громче, громко. Произнеси повышая и понижая голос, выделяя подчёркнутые слова.
Увидел грача – весну встречай.
Следующим этапом работы над выразительностью чтения является постановка логических ударений.
В каждой строчке стихотворения подчеркни голосом главное по смыслу слово:
Раньше всех на свете солнце встало,А как встало – принялось за дело:Обошло всю землю и усталоОтдыхать за лесом тёмным село.Если вдруг найдёшь его в лесу ты,Там, где на траве туман и сырость,Не буди, у солнца – сон – минуты,Не шуми, весь день оно трудилось. (Ю. Марцинкявичюс)
Читайте первый раз медленным, во второй раз средним и в третий раз быстрым темпом. Какой из них наиболее подходит к содержанию стихотворения. Прочитайте вслух в избранном темпе, соблюдая ритм и паузы.
2. Меняй логическое ударение в предложении: “Ты пойдёшь сегодня в библиотеку?” Спроси о том, когда он пойдёт в библиотеку; о том, пойдёт ли он в библиотеку; куда он пойдёт?
3. Выдели слова героя в тексте. Весь текст читай про себя, а шёпотом – слова героя. С какой интонацией их надо прочитать (ласково, обиженно, с досадой, как приказ)?
Используя данные упражнения, можно добиться от учеников выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.
Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, мышление, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.
Чтение слова с разными оттенками интонации.
Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
Чтение по ролям, в лицах.
Использование «памятки»:
а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай четко слова и окончания;
в) выделяя голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
Работа по формированию интереса к книге и процессу чтения
Совершенствовать навыки чтения нужно на протяжении всего обучения в школе, прививать любовь к книге, готовить учащихся к внеклассному чтению. Для этого надо научить детей не только читать, но и познакомить их с книгой как средством общения между людьми, орудием массовой информации, как продуктом полиграфической промышленности.
Нужно ввести ребенка в мир книг, сформировать у школьников интерес к ним. С этой целью, начиная с первого класса необходимо начать знакомство детей с разнообразием детских книг, выяснить, у кого из них они есть и о чем написаны, порекомендовать приносить свои книги на урок, организовывать их рассмотрение. После выразительного чтения вслух отдельных книжек, пересказа прочитанного можно дать домашнее задание, цель которого – пересказ кому-либо прочитанного. Стараться заинтересовать, организовать самостоятельное чтение, а также выявить, кто из ребят прочел дома что-то интересное. Во втором и третьем классах необходимо продолжить обучение приемам работы с книгой, знакомить детей с работой библиотеки, привлекать к пользованию ее возможностями.
Вызвать интерес к чтению помогают литературные праздники, игры, викторины, инсценировки литературных произведений, иллюстрирование произведений. Можно также использовать возможности современной техники, например, прослушивание образцов чтения рассказов артистами, просмотр мультфильмов, кинофильмов, караоке.
Хорошим стимулом к чтению для многих детей является ситуация соревнования, например, кто больше прочитал страниц в течение недели. Для этого учащиеся ведут дневники чтения, где фиксируют свои результаты
(сначала фиксируется количество прочитанных строчек, а затем страниц, потом книги), рисуют иллюстрации, пишут отзывы, выполняют творческие задания. По результатам дневников чтения заполняются листы личных достижений, а затем имена или фотографии победителей недели могут быть отмечены в уголке чтения, красочно оформленном.
Вызвать интерес у учащихся и родителей к развитию чтения можно и с помощью замеров самозамеров скорости чтения в конце каждого месяца, занося их в таблицу. Полезно привлечь к этой работе и родителей учащихся, давая им рекомендации как следить за чтением дома, как тренировать ребенка. Систематический учет скорости чтения – это не только стимулирующее средство. Результаты замеров особенно важны и для соответствующей корректировки там, где имеет место заметное отставание отдельных учеников от класса в технике чтения.
Тесты тоже способствуют развитию интереса к чтению и дают возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а также способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Ребята тонко чувствуют юмор, заложенный в некоторых высказываниях, охотно реагируют на него. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей. Тесты помогают более эффективно использовать время на уроке при работе с классом-комплектом.
Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению.
1. Чтение по ролям.
2. Придумать своё окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
3. Составить вопросы к тексту.
4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребёнку закончить чтение
5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который надо прочитать текст.
Работа с родителями
Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Вот и чтением книг надо увлечь, чтобы книга стала другом для детей. Это совместная работа учителей и родителей.
Поэтому, на родительских собраниях необходимо постараться убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, родителей в это время быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Но ни во всех семьях уделяется должное внимание чтению, не выписываются детские периодические издания, домашние библиотеки не пополняются детскими книгами.
Одно из первых родительских собраний надо посвятить теме: "Чтение в семье".
Чтобы книга помогла семье дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, который может, но не должен иссякать до конца жизни человека, важно, чтобы родители под влиянием школы приучили себя придерживаться двух правил в отношении ребенка – читателя: во–первых, воспитать маленького читателя личным примером и, во – вторых, ничего не делать за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
Основное условие для успешного формирования ребенка – читателя в семье – это так называемое единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. Практически оно выражается в соблюдении родителями ряда психолого-педагогических требований и норм, а именно:
В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей.
Книг не обязательно должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимыми почти каждый день. На полках всегда под рукой надо разместить: книги – справочники; научно – популярную литературу по специальности взрослых или из области, интересующей и младших, и старших членов семьи; любимую в семье художественную литературу.
К книгам из личной библиотеки надо постоянно обращаться. Их надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. Любимые взрослыми книгами можно и должно детям пересказывать, если читать их вслух целиком пока рано. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и тем более не требовать от него отчета: что прочитал, что понял, что запомнил, не навязывать детям своих взглядов, а вместе с детьми на правах более опытного и потому разумного читателя размышлять над книгой – вот идеал отношений юных и взрослых членов семьи.
Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
Общение детей и родителей в семье должно приучать ребенка не только с удовольствием поглощать духовную пищу, предложенную взрослыми, но и вносить посильный личный вклад в чтение книг, в разговоры о книгах. Родителям систематически нужно интересоваться содержанием уроков внеклассного чтения: просить ребенка рассказать дома, о чем читали на уроке, какую книгу рассматривали в классе, узнавать, какие рекомендации в связи с чтением даны ребенку и как он собирается их выполнять. Родителям надо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к режиму и элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – рассматривать и покупать ему книги. Но даже значительная по объему личная библиотека не умаляет роли в жизни ребенка библиотеки общественной и необходимо бывать с ребенком не только в книжном магазине, но и в читальном зале библиотеки, помочь ребенку приобщиться к посещению библиотеки, к разумному использованию тех возможностей, которые библиотека предоставляет читателю. Формировать такую привычку в средней школе будет поздно.
Как только ребенок научится читать, родителям следует настойчиво обращать его внимание на книги всякий раз, когда у ребенка появляется тот или иной вопрос. Приучать ребенка самостоятельно обращаться к книгам – значит привить ему жизненно необходимый навык умственного труда, помочь ему определить свои склонности, привязанности, способности, ибо "книги знают больше самого образованного отца и матери".
Родители должны не просто понять, но и почувствовать, как важно и полезно в семейном кругу читать и перечитывать детские книги, как много нового открывает такое чтение для каждого ребенка, как влияют книги на переоценку читателям своего опыта, помогают стать требовательнее и справедливее к близким и заботливее, понятливее и понятнее, как сближают они родителей и детей, соединяя их духовными узами, которые порой ценнее уз кровного родства.
Такие рекомендации играют немаловажную роль в совершенствовании техники чтения, привитии любви к книге.
Поэтому родителям можно предложить следующие рекомендации:
1.Занятия чтением ежедневными и вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками .4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.
Заключение.
В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
Необходимо отметить, что скорость и правильность чтения у учащихся имеют ярко выраженную динамику развития. Техника чтения в большей степени поддаётся коррекции, чем осмысление прочитанного. Потому необходимо контролировать процесс формирования навыка чтения.
Положительная динамика развития темпа чтения у школьников проявляется достаточно ярко. С развитием техники чтения меньше проявляются вариативность и индивидуальные особенности в процессе чтения. Скорость чтения от класса к классу увеличивается в связи с формированием у школьников целостного воспитания.
Прослеживается и развитие правильности чтения в зависимости от года обучения. Значительно сокращается количество ошибок каждой категории. Но на всех этапах основными остаются ошибки повторения и замены слов. Причина этого явления заключается в некоторой инертности нервных процессов свойственной этому возрасту.
Характеризуя общие тенденции в развитии понимания читаемого, можно констатировать, что на протяжении обучения чтению у учащихся наблюдаются позитивные сдвиги в понимании логико-информационного изложения .
Опыт работы показал, что обычно учащиеся первого класса к концу учебного года читают не менее 50 слов в минуту (норма чтения на конец 2 класс), а второклассники читают к концу учебного года на уровне техники чтения 3-4 классов. Выпускники начальной школы читают все более 100 слов в минуту, а отдельные учащиеся более 130-140 слов в минуту (при этом чтение про себя на 20-30 слов больше).
Все учащиеся читают осознанно, умеют передавать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, увеличивается объем памяти, любят читать, не потому что задали, а потому что хочется, интересно.
В заключение о читательских умениях подчеркну, что их формирование не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Если же педагог научит ребёнка воспринимать литературное произведение как явление искусства, то тогда и урок литературного чтения превратится в своеобразный трепетный разговор по душам понимающих друг друга людей. Это будет работа прежде всего сердца и души, развивающая духовный мир школьников в общении с произведением искусства.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Причины затруднений при чтении различны.: - недостаточное развитие артикуляции; - малое поле зрения читателя (участок графической информации, воспринимаемой глазами за одну фиксацию); - регрессия (возвратные движения глаз к плохо прочитанному или совсем непонятному); - слаборазвитая оперативная память (ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего, четвёртого слов, забывает первое слово, а следовательно никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память.) - антиципация (недостаточное использование смысловой догадки); - неумение найти главное в тексте.
- низкая устойчивость внимания;
Список литературы
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 2007.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2003.
Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. с.10-16, с.30, с.192.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001. с.4.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. с.99, 215.
Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.
Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – «Педагогика»,1990.
Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5.
Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3 – с. 16 –21.
Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.
Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17
Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415