«Совершенствование навыка чтения младших школьников»
Методические рекомендации по теме
«Совершенствование навыка чтения младших школьников» (Из опыта работы)
Разделы: Начальная школа Павлова Тамара Алексеевна
учитель МБОУ «Чуманкасинская СОШ»
Моргаушского района Чувашской Республики
Чтение - вот лучшее учение!
А.С.Пушкин
Проблема приобщения детей к чтению сегодня приобрела глобальный характер. Бурное развитие радио, телевидения, компьютерной технологии и т.д. привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Ситуация усугубляется еще и тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо пополняются. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе осмысление ее может не состояться. Эта тема особенно актуальна в этом году. Она перекликается с проведением в России в 2015 году Года литературы.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Наши обычные и необычные дети вносят сами в жизнь коррективы, «подталкивают”» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых является применение новых технологий. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.
Сегодня, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. В жизни общества есть непреходящие ценности. Главная из таких ценностей - дети. Следовательно, и проблемы чтения детей всегда актуальны.
Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием, пониманием окружающего и отношением к нему – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции - истинная культура чтения.
Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Как же сделать, чтобы дети полюбили чтение, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать?
Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса, развитию творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Понимание и осознанность - ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения. Буквально с первых школьных шагов обучения надо приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучить читать и мыслить, читать и чувствовать. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства. Чем больше человек получает наслаждения художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. Образы оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ, персонаж обрел определенные очертания, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства.
Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения и работы во внеурочное время.
Авторы программы по русскому языку В.И.Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова для 1-4 классов общеобразовательных школ и программы по родному языку и литературному чтению М.К.Волков, Л.П.Сергеев, Т.В.Артемьева ставят цель уроков в том, «чтобы научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, так и приемами понимания прочитанного».
Для достижения этой цели выдвигается ряд задач, решение которых обеспечит не только формирование читательской самостоятельности, но и будет способствовать развитию личности в целом, и, прежде всего, ее нравственных качеств.
Средствами реализации поставленных задач авторы называют определение тематики чтения, отбор и расположение текстов в учебных книгах.
Авторы программы связывали чтение с жизнью, стремились сделать чтение детей с их вкусами, потребностями мотивированными.
Первоклассники на уроках литературного чтения учатся слушать и слышать прочитанное. Ребята познают окружающий мир, учатся рассказывать, общаться, быть вежливыми, тактичными, уважать чужое мнение.
Во втором классе круг чтения расширяется. Дети учатся членить текст на части и составлять план в форме вопросительных и повествовательных предложений. Они дают оценку прочитанному, выражают свое отношение к нему. Воспитываются навыки бережного отношения к книге.
Третьеклассники с помощью учителя определяют главную мысль прочитанного, делят произведение на части и озаглавливают их, умеют составлять план. Дети учатся самостоятельно находить в тексте незнакомые слова и выражения и выяснять их значения, различать по жанрам произведения.
В четвертом классе учащиеся учатся читать тексты с изменением форм местоимений и глаголов с соблюдением словесного и логического ударения, пауз, находить образные слова и выражения. Они пересказывают содержание.
Основные направления работы:
совершенствование техники чтения;
формирование приемов понимания прочитанного;
развитие устной и письменной речи;
практическое знакомство с теоретико-литературными понятиями;
эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста.
Практическая творческая направленность, интересный учебный материал, структура уроков-дискуссий дают возможность учителю привлечь младших школьников к чтению, воспитать внимательных, думающих над книгой юных читателей.
Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной.
Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности».
Таким образом, ФГОС НОО ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. Воспитание творческого, квалифицированного, талантливого, эстетически образованного читателя
· важнейшая задача, которую я ставлю на уроках литературного чтения и в работе кружка «В мире прекрасного». Как известно, сформированный навык чтения включает в себя два компонента:
- технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
- понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).
Для совершенствования процесса обучения чтению я предлагаю индивидуальные задания, которые помогут овладеть навыками грамотного чтения, что в дальнейшем будет способствовать становлению школьника как талантливого читателя.
В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:
1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения;
2) упражнения, развивающие скорость чтения;
3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.
Упражнения включают в себя задания, которые ученик должен выполнить, опираясь на предложенный текст, а также методические рекомендации по их проведению. Упражнения предлагаются учащимся индивидуально.
Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.
1. Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее
· вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.
Л.Н. Толстой
2. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТависарк - отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
3. «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое)
· справа налево. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Ворон и лисица
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.
Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и
говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по
твоему утсор да красоте только бы
тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац,
если бы у тебя солог был.
Л.Н. Толстой
Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения.
1) Чтение с подсчётом слов (строчек). Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.
2) Поиск в тексте заданных слов.
Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.
3) Чтение с полосками.
Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.
4) Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.
Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.
5) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.
При проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать внимание не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых текстов. Большое значение имеет стимуляция к быстрому чтению, а также показ образца чтения.
Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.
1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.
2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На рек__, в завод_, раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.
И. Соколов-Микитов
3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
Л. Каминский
4) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.
Задание: Найди отрывки из разных текстов:
Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала пара-пам!
Таким образом, предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся - это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей-школьников. Подобные индивидуальные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.
Развитие внимания.
Для развития избирательного внимания используется знание. Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
к н о с л и к п р с л о н т д в о л к м и т п р щ у к а т ь к а р а с ь т п о в с о м т д и я ю
Упражнения на развитие памяти.
Игра в «слова».
Записать как можно больше слов, относящихся к темам:
а) «школа, книга, город, осень» - на уроке русского языка
б) «лес, животные, насекомые» - на уроке окружающий мир
2. Игра «Запоминаем слова».
Игра проводиться в парах. Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листке 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через 1 минуту участники обмениваются листочками и проверяют, на сколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.
Например: медведь, волк, мама, лук, морковь, огурец, састра, нога, платок, дверь, парта.
В понятие навык чтения входят 5 характеристик, определяющих качество чтения: способ чтения, темп чтения, сознательность чтения, правильность чтения, выразительность чтения.
Все эти характеристики тесно взаимосвязаны. Уровень сформированности каждой зависит от уровня развития всех других.
Темп чтения - эти количество слов или знаков, прочитанное за определенное время.
Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо прежде всего научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. В этом я глубоко убеждена.
На своих уроках я учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения: пауза, логическое ударение, темп, ритм. На каждом уроке детям дается 5-7 минут для тихого чтения своих любимых книг; в эти минуты они готовятся выразительному чтению понравившихся отрывков, т.е. на практике каждый используют средства выразительного чтения, совершенствуя навык чтения.
Многократное чтение одного и того же текста.
По команде учителя ученики начинают читать (вполголоса) текст. Текст дети выбирают сами. Прошла минута - другой хлопок. Дети останавливаются и ставят (карандашом) отметку на последнем прочитанном слове. Один и тот же текст (начиная сначала) читают 5 раз и каждый раз отмечают последнее прочитанное слово. Это упражнение я провожу в начале каждого урока. Потом сами ученики проводят замер прочитанного. Удостоверяются в том, что многократное повторение увеличивает темп чтения.
На сегодняшний день мною достигнуты некоторые положительные результаты: дети класса показывают улучшения техники чтения; все являются постоянными читателями сельской и школьной библиотек; уроки литературного чтения для них самые любимые, все с удовольствием посещают литературный кружок «В мире прекрасного».
Участвуем в различных конкурсах в номинации «Литературная работа», пишем сказки, стихи, рассказы, сочиняем чистоговорки.
Мы выпускаем классную газету «Подснежник». Классная газета - дело интересное. С чего все началось?
В 1 класс поступило учиться всего 10 учеников. Все они разные: одни любят петь, другие танцевать, а третьи хотят рисовать. Очень часто родители не имеют никакого представления о том, чем занимаются их дети в школе. Одной из целей создания газеты было рассказать именно родителям о нашей школьной жизни.
Как сплотить ребят? И поэтому другой целью было желание в совместной работе сплотить классный коллектив.
Вот так и возникла идея создать газету класса. Этой идеей заинтересовались и родители.
Наша газета - важнейшее средство самовыражения детей. Именно она позволяет ребятам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя и окружающий мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между одноклассниками устанавливаются отношения взаимопонимания. Издание газеты - дело общее, а не частное.
Хочу познакомить с программой литературного кружка.
Программа литературного кружка
«В мире прекрасного»
В рамках внеурочной деятельности по ФГОС
Срок реализации – 2 года
Возраст обучающихся – 9-11 лет
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Общая характеристика кружка
Кружок «В мире прекрасного» способствует расширению читательского пространства, развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Цель программы:
Развитие у школьников интереса к литературному чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Задачи:
1. Образовательные
Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.
2. Воспитательные
Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
3. Развивающие
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.
Место кружка в учебном плане
Кружковое занятие проводятся два раза в неделю и рассчитана на 52 часа в год.
Формы организации кружка
· Литературные игры
· Конкурсы-кроссворды
· Библиотечные уроки
· Путешествия по страницам книг
· Проекты
· Встречи с библиотекарем
· Уроки-спектакли.
Ценностные ориентиры содержания кружка
Содержание программы кружка «В мире прекрасного» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка
В результате освоении программы кружка формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
· Осознавать значимость чтения для личного развития;
· Формировать потребность в систематическом чтении;
· Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
· Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
· Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
· Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
· Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
· Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
· Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
· Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
· Ориентироваться в мире книг
· Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
· Пользоваться словарями, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
· Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
· Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
· Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
· Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
· Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Методические рекомендации
Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.
Речевые разминки
Речевые разминки могут решать следующие задачи:
развитие артикуляционного аппарата;
формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;
формирование умений участия в диалоге;
развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
Организация восприятия художественных произведений
Формы деятельности:
совместное «чтение» - слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
«чтение» - игра;
«чтение» - рассматривание;
индивидуальное чтение;
чтение наизусть.
Решение учебно-художественных задач
Формы деятельности:
учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, этюды мимические и др.);
задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).
Организация работы с книгой
Формы деятельности:
Рассматривание книги.
Чтение книг.
Работа с выставкой книг.
Тематическое планирование занятий кружка для 3 класса
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1
Вводное занятие.
1
2
Скороговорки, чистоговорки.
1
3-4
Русские поэты об осени.
2
5-6
Пришла сказка в гости.
2
7-8
Упражнение на развитие речи.
2
9
Детские журналы – детям. («Непоседа»).
1
10
Кроссворды помогают развитию интереса к чтению.
1
11-12
Мини – сказка.
2
13
Весёлое словечко (Составь из букв слова другие слова).
1
14-15
Сказка, сказка, открой свою тайну.
2
16
Стихи о маме. «Мама – главное слово».
1
17-18
Стихотворения о зиме.
2
19
Дидактическая игра «Литературное домино».
1
20
Детские журналы – детям. («Непоседа»).
1
21-22
Лепка сказочных героев.
2
23
Устойчивые выражения.
1
24-25
Читаем рассказы о животных.
2
26
Басни И. Крылова.
1
27
Загадки.
1
28
Детские журналы – детям. («Непоседа»).
1
29-30
Литературная олимпиада.
2
31-32
Придумай окончание рассказа.
2
33
Сказки про птиц.
1
34
Стихи запоминалки.
1
35
Детские журналы – детям. («Тетте»).
1
36-37
Книги о Родине и родной природе.
2
38
Стихи русских поэтов о весне.
1
39-40
По страницам книг В.Сутеева.
2
41
Детские журналы – детям. («Непоседа»).
1
42-43
«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.
2
44
Литературная игра- викторина.
1
45-47
День книги-именинницы.
3
48
Устный журнал. Рассказ о творчестве писателя.
1
49
Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.
1
50-51
Валеологические сценки.
2
52
Итоговое занятие. Беседа «Как выбрать книгу для чтения.
1
Тематическое планирование занятий кружка для 4 класса
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1
Вводное занятие.
1
2
Интеллектуальные игры.
1
3
И. Крылов « Квартет».
1
4
Работа в «Творческой тетради». Что значит слово «согласие».
1
5-6
Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.
2
7
Детские журналы – детям. («Непоседа»).
1
8
Конкурс кроссвордистов. Отгадывание кроссвордов.
1
9-10
Наш театр. С. Маршак « Вот какой рассеянный». Разучивание ролей.
2
11
Весёлое словечко (Составь из букв слова другие слова).
1
12-13
Сочиняем сказку.
2
14
Талант поэтов. Волшебство эпитета, метафоры, сравнения.
1
15-16
Игры в рифму. Мои фантазии.
2
17
Праздник «Веер устного народного творчества».
1
18
Детские журналы – детям. («Непоседа»).
1
19-20
В стране сказочных героев. Исследовательская работа.
2
21
Нахождение выразительных средств языка, рифмы. Игра «Доскажи словечко», «По строчке».
1
22
Экскурсия – способ получения красочных образов.
1
23-24
Учимся писать отзыв о прочитанной книге.
2
25
Знакомство с различными типами речи.
1
26
Детские журналы – детям. («Непоседа»).
1
27-28
Повествование. Рассказ о том «Что, где, когда» произошло.
2
29-30
Описание. Учись рисовать словами.
2
32-33
Рассуждение. Рассказ о том «Почему?».
2
34
Заставляй работать своё воображение: фантазийные рассказы.
1
35
Детские журналы – детям. («Тетте»).
1
36-37
Смысл пословиц. Разные виды пословиц и поговорок: о Родине, о семье, о дружбе, о хлебе насущном.
2
38
Рисование сюжета пословицы. Создание своих пословиц.
1
39
Посещение библиотеки. «День новой книги».
1
40
Детские журналы – детям. («Непоседа»).
1
41-42
Выбор темы, выразительных средств. Написание
стихотворений по выбранной теме.
2
43-44
Поэтический вечер «Мой любимый поэт».
2
45
Фотоконкурс «Я читаю!»
1
46
«В мире красок, звуков и запахов родной природы» (экскурсия).
1
47
Творческая деятельность. Подготовить рекламу
журнала по мини-группам.
1
48-50
Защита проектов «Моя сказка», «Моя колыбельная песня», «Моя пословица», «Моя загадка»,
3
51
Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»
1
52
Итоговое занятие. Праздник «Творческий марафон».
1
Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».
Умение читать не зависит от интеллекта ребёнка. Все дети могут научиться быстрому чтению. Со временем, если читать вслух немного, но часто, приходят необходимые навыки. При условии умелой и целенаправленной помощи ребёнку в дальнейшем чтение не составит особого труда. При чтении включаются другие функции мозга. И должно пройти время, чтобы появились и автоматизировались навыки чтения, чтобы ребенок, читая, узнавал слова, не произнося их про себя. Поэтому необходимо постепенно развивать навыки чтения, радуясь каждой, пусть даже небольшой, победе маленького ученика.
Школьный труд, в частности труд обучения чтению, в идеале должен стать для ребёнка таким же добровольным и привлекательным, как игра. Обучение чтению не должно сводиться к упражнению слабой ещё воли ребёнка и почти неразвитого ученического чувства долга. Сам труд чтения должен доставлять маленькому читателю непосредственное удовольствие. Игра гарантирует это удовольствие. В игровой ситуации ребёнку приходится без принуждения прочитать сотни слов, что положительно сказывается на его успехах в совершенствовании навыков чтения, а главное – на его отношении к чтению книг и к урокам чтения.
Каждый, пусть даже маленький, успех ученика, должен быть отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела, дети работают увлечённо, заинтересованно.
Повышению скорости чтения способствует домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям. Родители должны знать, как помочь детям, как проконтролировать их работу.
Стимулирование учеников при обучении чтению, совместная работа в этом направлении семьи и школы позволят младшему школьнику добиться оптимального чтения для успешного продолжения обучения в среднем звене школы.
Список использованной литературы
1. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников. – М., 2007
2. Калинина И.Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы. – Начальная школа. – 2009 (№ 2)
3. Омарокова М.И. Работа над совершением техники чтения младших школьников: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2004
15