Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Разделительный твёрдый и мягкий знак
Русский язык 4 класс
Тема: разделительный твердый и мягкий знак.
Цель: повторить правила правописания слов с разделительным мягким и твердым знаками, с мягким знаком – показателям мягкости согласного звука.
1) развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне
2) познакомить с правописанием слов непроверяемыми орфограммами
3) воспитывать у детей внимательность, самостоятельность и активное участие на уроке.
Оборудование: мультипроектор, учебник, компьютер.
Планируемые результаты:
Регулятивные учебные действия: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия: Наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове.
Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.
Развивать умения видеть орфограммы.
Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре.
Личностные учебные действия:
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке
Методы: проблемно – диалогический, исследовательский, наглядный, работа в парах
Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная
Ход урока:Этапы Содержание урока Деятельность ученика УУД
I. Мотивация к учебной деятельности. 1.Проверка готовности к уроку
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
- С каким настроение пришли на урок?
- Что вы ждёте от урока?
- Сегодня на уроке мы повторим правила написания слов с ъ и ь знаками.
Я желаю вам удачи на уроке! Дети проверяют готовность к уроку. Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция, мотивация к учению.
Личностные УУД:
положительное отношение к учению, развитие готовности к сотрудничеству.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
I I. Актуализация опорных знаний Откройте тетрадь, отступите две линии вниз, запишите семнадцатое октября, классная работа.
На следующей строке запишите словарный диктант: записываем слова, первое с красной строки и с большой буквы, остальные через запятую.
Российский корабль, железный человек, привокзальная площадь, пассажирский перрон, билет на экспресс, путешествие во время каникул, багажный вагон.
Записывают у доски, а остальные у себя в тетрадях.
I I I. Формирование новых знаний и умений
Рассмотрим схемы: Я е ё ю
568960374651651037465 Ъ
47371052070Ь я
Е
797560-4445в корне слова0в корне слова Ё
ЮЯ
Какие правила они иллюстрируют?(после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами я, е, ё, ю пишется разделительный твердый знак. Разделительный ь знак пишется после согласных в корне слова и после корня перед буквами её ю я и )Сформулируйте задачи урока(повторить правила правописания слов с разделительным мягким и твердым знаками, с мягким знаком – показателям мягкости согласного звука.)
Работа по учебнику:
Упр.106(с 64).
Рассмотрите таблицу.
Прочитайте название орфограмм в первой строке
Прочитайте правило.
Назовите приставки, в которых написаны разделительный твердый знак.
На какой звук гласный или согласный они заканчиваются?(на согласный)
Назовите буквы , перед которыми написан разделительный твердый знак.
Прочитайте название орфограммы во второй строке.
778510170815Мягкий знак
0Мягкий знак
Устно заполните схему, используя таблицу.
2835910133350032131013335032131013335000160718557150
244538552705011595111003300-692151003300
Когда в словах пишется разделительный ь знак?(в корне и после корня после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. )
Упр. 107(с. 65)
Самостоятельно выполните это задание.
Какие слова с разделительным ъ знаком вы выписали?( объявление, въезд, подъезда, подъем.)
Какие слова вы выписали с разделительным ь знаком?(ночью)
В каком из выделенных слов звуков меньше чем букв?( в слове петь, т. к. ь знак не обозначает звук)
Сколько букв и звуков в слове подъем и ночью (6 зв, 6 бк. 5 зв. И 5 бк.)(работа в парах – составьте тексты объявления )Физкультминутка
Отвечают на вопросы
Бросайте мусор только в урны.
I V. Закрепление знаний и умений. Работа по учебнику:
Упр. 108 (с. 65)
Самостоятельное выполнение. Коллективная поверка, самооценка.
2. устный диктант. Учитель читает вслух слова, а дети на слух ставят ь или ъ и объясняет почему.
Объединились, ружье, подъезд, сучья, вьюга, объявление, шьют, съедобный, копье, отъехать, съежился, льют, разъяренный, съемка, семья. Делают фонетический разбор
V. Итог урока Рефлексия Работа по карточкам:
Спишите вставляя пропущенные буквы и раскройте скобки.
Чтобы ры ….ку с..есть, нужно в воду ле..ть. Тру.. людей об..единит. (Не ) учи безделью, а учи рукоделью. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Встречай не с лестью, а с честью. Свое изделие изъяна не имеет.(коллективная проверка)
Оцените свою работу на уроке.
Какие орфограммы мы повторили на уроке?
Приведите примеры с разделительным Ъ и Ь знаками, объясните его написание.
Какую еще работу может выполнить мягкий знак?
Какое задание на уроке вам показалось сложным?
Д.з. упр.109(с. 66)