Классный час с элементами тренинговых упражнений Сделай счастье своими руками
Классный час с элементами тренинговых упражнений
"Сделай счастье своими руками"
Цели:
показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, развитие внимания, памяти, творческого мышления;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
Формы работы: работа в малых группах, психологические упражнения.
Оборудование: мультимедийная техника, клубок, грецкие орехи по количеству участников занятия, цветные ладошки из бумаги зеленого, оранжевых цветов (для быстрого деления класса на несколько групп), ручка, магнитная доска, лист ватмана с нарисованным на нем солнцем, скотч, клей ПВА.
Участники: ученики 3 класса, классный руководитель, жюри.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Слайд № 1 – тема классного часа "Сделай счастье своими руками"
Эпиграф: «Единственная возможность обрести друга – это быть им.» - (Р. В. Эмерсон)
“Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ и Я!”
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Всем разным, но равным!
Всем, желающим, жить рядом с непохожими людьми!
Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот день!
Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш сибирский поселок. Наша школа. Мир – это я, ты, он, она – вместе целая страна. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками. И все мы должны жить и понимать друг друга.
– Вместе мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить. Можем ли мы сделать счастье своими руками?
- Поднятием сомкнутых рук покажите вашу готовность.
2. Введение в тему. Слайд 2. Игра «Будь счастлив»
– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом?
– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)
– Но если хорошо подумать, можно ответить по-разному:
С одной стороны «да», потому что мы друзья, вместе учимся, мы – свои, с другой стороны мы чужие, потому что у каждого из нас свои интересы, есть свои тайны, разные любимые дела. Мы все разные, но мы вместе живём на планете Земля.
(На магнитной доске появляется человек.)
– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами.
Посмотрите на него какой он грустный. Наверное, ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.
– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?
(Появляется дом, солнце, воздух, вода, деревья, цветы, люди.)
– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать: рядом есть близкие люди.
А он всё равно грустит.
- Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)
– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными.
Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом, поддержать человека.
Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
3. Основная часть.
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у него появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово – комплимент.)
1) Слайд 3. Упражнение “Комплимент”.
Цель: – создание доброжелательной атмосферы;
– повышение внутригруппового доверия.
– А этот волшебный клубок поможет нам взглянуть на себя глазами другого человека. Вам необходимо, глядя в глаза любому из вас, называя его по имени и передавая клубок, сделать комплимент, сказать, что нравится в его характере, поведении, внешности. Затем клубок передать другому.
Андрей, у тебя очаровательна улыбка…и т. д.
– Посмотрите на нити, которые нас только связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть же и в жизни нас всегда связывают нити тепла, добрые слова и дружеские отношения.
– Скажите, приятнее делать комплименты или плохие поступки?
(Ученица рассказывает стихотворение.)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то внизу и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.
2). Упражнение “Грецкий орех”
Цель: осознание каждым обучающимся своей индивидуальности.
-Посмотрите на эти орехи, я разрешаю взять - один. Внимательно рассмотрите свой орешек, изучите его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные черточки.
- А теперь орехи складываем обратно в мешок, перемешиваем и снова высыпаем в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
- Как правило, свой узнается с первого взгляда.
- Как вы узнали свой орех? Расскажите.
- На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
- Орешки я подарю вам после занятия на память.
3) -Нужно относиться друг к другу дружелюбно, терпеливо, уважительно.
- Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать человека таким, какой он есть, т.е. нужно быть толерантными.
Слайд №4 (слово появляется на доске).
- Как вы его понимаете?
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это дружба.
Термин “толерантность” объясняется, как «терпимость».
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
4) Физминутка. Упражнение “Бутон”. (Звучит “Волшебная музыка.”) Дети сидят.
– А теперь закройте глаза, представьте себе весенний день, светит солнышко, дует тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем, рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох, откройте глаза, возьмитесь за руки, вместе поднимите руки вверх. Вот какой получился у нас сад имён! Вместе мы целая поляна на нашей планете!
А теперь крепче возьмитесь за руки. Постарайтесь вместе одновременно встать, не отпуская рук.
– Вот какой расцветающий бутон получился у нас. Бутон нашей дружбы!
– Молодцы!– Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
5) Игра “Лото толерантности ”.
Ребята! Смотрите, какая необыкновенная полянка!
Давайте, превратим её в полянку красивых и добрых цветов.
Помните, в песне поётся:
“Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг”?
– Посмотрите, наша полянка покрыта белыми и чёрными квадратами. Белые квадраты обведены чёрной канвой, а чёрные – белой. Это означает, что белое в результате каких-либо действий может стать чёрным, а чёрное белым. Это– лото толерантности . Право убрать квадрат имеет тот, кто знает, что нужно для того, чтобы жить дружно.
(Дети, называя законы дружбы, переворачивают квадраты, и полянка превращается в поляну цветов).
– Мне нравится в людях умение сотрудничать.
– На мой взгляд, важное качество-доброта.
– Я предпочитаю общаться с честными людьми.
– В друзьях я люблю открытость.
– Приоритетными качествами для меня являются надёжность и преданность.
– Я думаю, немаловажным будет остроумие.
– Я уверен, что в моём друге должно быть умение договариваться.
– Мне нравится, когда люди доводят начатое дело до конца.
– Я считаю, что умение хранить тайны важное качество друга.
– В друзьях люблю весёлый нрав.
– Я согласна с тем , что друг должен быть чутким и отзывчивым.
– Внимательность – необходимое качество друга.
– Сочувствие друзей помогает в трудных ситуациях.
– Справедливость укрепляет дружбу.
– Без толерантности не обойтись.
– Полагаю, главным качеством будет дружелюбие.
– Какая чудесная полянка получилась у нас!
– Молодцы! Вы отлично потрудились! Полянка получился на славу!
4. Закрепление. 1) Стихотворение
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям.
2) Игра “Основные черты толерантной личности” Работа в группах. С помощью конвертов с таблицами ребята определяют качества, которыми они обладают, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом зачеркивают.
- Я приглашаю вас, принять участие еще в одном конкурсе. Здесь мы будем учиться терпению и уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу.
- Возьмите цветную ладошку и подойдите к конверту с таким же цветом. В нем на листах записаны качества человека с толерантным отношением. Те качества, которыми вы обладаете - оставьте, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом - зачеркните.
Конверт 1:
Умный Глупый Злой Чуткий
Внимательный СмелыйЧестный Врун
Отзывчивый Жадный Грубый Добрый
Ябеда НасмешникСправедливый Терпеливый
Надежный Верный Решительный Вредный
Конверт 2:
Умный Глупый Злой Чуткий
Внимательный СмелыйЧестный Врун
Отзывчивый Жадный Грубый Добрый
Ябеда НасмешникСправедливый Терпеливый
Надежный Верный Решительный Вредный
- Какие качества вы не выбрали?
- На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы отношения в нашем классе стали как можно более толерантными.
(Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги вокруг солнца.)
5. Итог классного часа.
- На прощание мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что сегодняшняя встреча оставила глубокий след в душе каждого из вас, помогла всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе.
“Песня о дружбе”, или "Вместе весело шагать", или "Дружба крепкая не сломается", или "Если с другом вышел в путь".
Список литературы:
Дробинина Н.Н. Классные часы: 3 класс // М.: ВАКО, 2008 г.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и с другими // М.: Генезис, 2000 г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать //М.: Генезис, 2003 г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // М.: Просвещение, 2000 г.
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это дружба.
Умный Глупый Злой Чуткий
Внимательный СмелыйЧестный Врун
Отзывчивый Жадный Грубый Добрый
Ябеда НасмешникСправедливый Терпеливый
Надежный Верный Решительный Вредный
Умный Глупый Злой Чуткий
Внимательный СмелыйЧестный Врун
Отзывчивый Жадный Грубый Добрый
Ябеда НасмешникСправедливый Терпеливый
Надежный Верный Решительный Вредный