Брошюра «Причины нарушений в развитии. Игры и упражнения для развития»


ГБПОУ КК ЕПК
184785304165
228601893570«Причины нарушений в развитии. Диагностика отклонений в развитии. Игры и упражнения для развития»
Ступак Екатерина
Ш – 41 группа
2016
Содержание:
Дети с сенсорной неполноценностью:…...4
-нарушение слуха;…………………………...5
-нарушение зрения;……………………….10
-нарушение речи;…………………………...15
-нарушение опорно-двигательного аппарата;…………………………………….18
-нарушение сенсорики;…………………….21
-методика на выявление близорукости и дальнозоркости;……………………….……23
-методика на выявление нарушения сенсорики………………………………...…24
Дети с задержкой психического развития …………………………………….……….26
Дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями………………………...…28
Дети с психопатодобными (психопатическими) формами поведения………………………………....29
Умственно отсталые дети (олигафренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии)………………………………….31
Дети, с начальным проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия)………………………35
Дети с сенсорной неполноценностью
Нарушение сенсорное у детей - это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.
Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности (краснуха, цитомегаловирус и пр.), венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.
Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).
Нарушение слуха
Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь». Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью.
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).
Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Задачи работы по развитию слухового внимания и восприятия.
Расширить рамки слухового восприятия.
Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.
Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.
Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.
Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.
Приёмы коррекционной работы:
привлечение внимания к звучащему предмету;
различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
знакомство с характером звучащих предметов;
определение местонахождения и направленности звука,
различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;
запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов;
выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;
реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;
совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.
«Найди картинку»
Перед ребенком или перед детьми раскладывается ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Игра может проводиться в двух вариантах:
а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,
б) без опоры на зрительное восприятие
Нарушение зрения
Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.
В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.
Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения?
Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать.
Обязательно следите за осанкой ребенка. Если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер.
Упражнение №1
Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).

Упражнение №2
Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время

«Дорисуй по точкам»
Дорисовать по точкам предложенную фигуру, рисунок.

«Сравни картинки»
Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

Нарушение речи
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. 
Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:
трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;
недостаточная подвижность губ и языка;
задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
неграмотная речь в семье и др.
«Путаница»
Кто на дереве сидит?Кит.В океане кто плывет?Кот.В огороде что растет?Рак.Под водою кто живет?Мак.Перепутались слова!Я командую "раз-два"И приказываю вамВсех расставить по местам".
Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Нарушение опорно-двигательного аппарата
При прохождении медицинских осмотров у многих учащихся выявляются проблемы со здоровьем, одной из наиболее распространенных патологий являются нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. С каждым годом увеличивается число  детей с нарушением осанки, плоскостопием и другими отклонениями от нормы.  Ортопеды утверждают, что у каждого третьего ребенка  к 7 годам уже есть подобные изменения в опорно-двигательном аппарате.
Основные причины заболеваний опорно-двигательного аппарата:
плохая экологическая обстановка;
ранняя либо поздняя беременность;
нехватка витаминов, минералов во время беременности, плохое питание;
родовые травмы;
травмы, ушибы головы ребенка;
осложнение после прививок;
нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.).
«Морская фигура»
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются - раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила:
принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
при повторении игры необходимо найти новую позу;
ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
«Футбол»
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
Нарушение сенсорики
Сенсорное развитие является частью общего развития ребенка, основой формирования его умений и навыков. По сути, это развитие восприятия ребенка и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.
Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным период для которого является дошкольный возраст.
«Укрась бабочку»
Цели: учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,          о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы: бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Показываем детям бабочек  и говорим, что они прилетели к ним в гости. Рассказываем, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Предлагаем помочь бабочкам. Вначале просим каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. После того как все дети выберут, раздаём им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры хвалим всех детей за то, что они украсили бабочек.
Методика на выявление близорукости и дальнозоркости
Для прохождения данного теста сделайте следующее:
1. Если вы носите очки или линзы наденьте их.
2. Закройте один глаз, а другим внимательно посмотрите на буквы на красном и зеленом фоне. 3. Повторите тоже самое и с другим глазом.

При нормальном зрении (эмметропии) буквы четко видны и на зеленом и красном фоне. Если буквы Вам кажутся более четкими и ровными на красном фоне – то есть большая вероятность того, что у Вас присутствует наличие близорукости. Если на зеленом – то дальнозоркости.
Методика на выявление нарушения сенсорики
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.
Материал: комплект решеток с вкладышами соответствующей формы (включают следующие сочетания форм: круг — квадрат, круг — треугольник, круг — прямоугольник, квадрат — треугольник, квадрат — овал, треугольник — прямоугольник, треугольник — овал) на каждого ребенка.
Взрослый показывает детям две решетки, соединенные большими сторонами, и обращает их внимание на форму отверстий. Затем демонстрирует разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все «окна». Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, берет один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрывает его. Показывая предметы, использует слова такой, разные. Затем предлагает ребенку заполнить гнезда.
3 балла – выполняет задание правильно
2 балла – выполняет правильно с помощью взрослого
1 балл – выполняет неверно, отказывается
Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.
Основные причины задержки психического развития носят,  прежде всего,  социально-педагогический характер. Это может быть неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни.
«Что исчезло?»
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями
Астенические состояния представляют собой кратковременные расстройства с такими симптомами, как малая активность, бездеятельность, плохое внимание, ослабленность памяти, колебания настроения, тоскливость, повышенная утомляемость, нарушение сна и аппетита, головные боли, раздражительность, сниженная работоспособность.
Конфликтные переживания представляют собой невротические реакции, прямо связанные с психотравмирующем воздействием, без глубокой личностной переработки внутреннего конфликта с симптомами невротического круга (навязчивость, страхи, плаксивость, обидчивость).
«Давайте поздороваемся»
По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Дети с психопатодобными формами поведения
Психопатоподобные состояния — стойкие изменения поведения, возникающие вследствие различных экзогенных и эндогенных заболеваний, проявляющиеся нарушениями эмоционально-волевой сферы и личности, что определяет их сходство с психопатиями.
«Добрые слова»
Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, мяч, и т. п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплементов.
«Лишний стул»
Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все. К кому относится высказанное предложение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: «Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на занятия».Умственно отсталые детиСостояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него. 
Причины возникновения умственной отсталости.
Развитие интеллекта определяют наследственность и окружающая среда. В большинстве случаев причину умственной отсталости установить не удается. Однако известно, что ряд неблагоприятных факторов  может способствовать нарушениям умственного развития ребенка. Самые распространенные из них:
употребление некоторых лекарств, злоупотребление алкоголем матерью,
недостаточное питание матери во время беременности,
эндокринные нарушения,
лучевое облучение,
некоторые вирусные инфекции, которыми мать переболела во время беременности,
генетические дефекты,
наследственные заболевания,
преждевременные роды,
травмы центральной нервной системы ребенка во время родов,
кислородное голодание ребенка во время родов,
тяжелые инфекционные заболевания новорожденных.
«Как это можно использовать?»
Дети делятся на две команды. Задание общее: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумага, ткань, книга, ложка, швабра и т. п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Возьми, положи, брось
Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.Оборудование. Два мяча, корзина.Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку говорит: «Положи мяч» — и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому — вкладывая мяч в руки.
Дети, с начальным проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия)
Данные расстройства отражают нарушения в естественном ходе развития организма, они относительно стойки, значительных колебаний состояния ребенка (ремиссий) обычно не наблюдается, как, впрочем, и резкого нарастания симптоматики. По мере развития часть аномалий может быть компенсирована или исчезает вовсе. 
Шизофрения - тяжелое психическое заболевание, которое приводит к значительным изменениям в психике, а иногда и к слабоумию.
У детей-эпилептиков бывают характерологические изменения в виде вязкости эмоциональных переживаний, тугоподвижиости мышления, а иногда склонности к «взрывчатости» и раздражительности.
Истерия – это аффективное состояние, с выбросом отрицательных эмоций, приводящее к потере самообладания. При истерии нет явных патологических изменений, для нее характерна обратимость психических расстройств. 
“Гусеница”
“Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение “живой гусеницы”.
«Я очень хороший» 
Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Ира! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!» Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».