Брошюра Игры и упражнения по развитию детей
ГБОУ КК ЕПК
Игры и упражнения по развитию детей
Подготовила:
Студентка Ш-42 группы
Моргунова Светлана
Ейск 2016
1. Для развития детей с сенсорными нарушениями
«На ощупь»
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.
Количество игроков — 5—10.
Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8—10 небольших предметов разной формы.
Инструкция. В темный мешок из ткани складывается 8—10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20—30 секунд определит больше предметов.
Методические указания
· Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.
· Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещенными в мешок.
«Рука все помнит»
Цель: развитие сенсорной памяти. Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Ведущий раскладывает на столе 8—10 различных предметов, которые детям нужно запомнить за 20—30 секунд. Затем одному из играющих завязывают глаза, ведущий называет два предмета и предлагает игроку поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом игрок должен безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке он выбывает из игры. Если игрок справился с заданием, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто переложит большее количество предметов.
2. Для развития детей с интеллектуальными нарушениями
«Горячий камень»
Цель: развитие у детей внимания, способности ориентироваться в пространстве, дифференциации мышечных усилий, взаимодействия двигательного и зрительного анализаторов, формирование навыков коллективного взаимодействия.
В игре принимают участие не менее трех игроков.
Инвентарь: судейский свисток, мячи разного диаметра.
Инструкция. Все игроки образуют круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя лицом внутрь круга. Каждому игроку выдается мяч. По сигналу ведущего играющие точным пасом двумя руками начинают передавать мячи в руки стоящего справа соседа и ловить мячи, которые им передают игроки, стоящие слева, вплоть до остановки игры ведущим. Игра останавливается, если:
· игрок роняет мяч;
· у кого-то из игроков оказывается в руках более одного мяча;
· игрок неточно передает мяч соседу, и тот не может его поймать.
Участник, допустивший ошибку, забирает с собой один мяч и покидает игровой круг. Из игры выбывает тот, кто допускает ошибку первым. В случае если ошибку одновременно допускают несколько играющих, все они покидают игру. Игра останавливается по свистку ведущего, и он принимает решение о том, кто выбывает из игры. Два последних участника выходят в финал. Они встают лицом друг к другу на расстоянии 3—4 метров. По сигналу ведущего игрок передает мяч партнеру пасом двумя руками от груди по дугообразной траектории, другой — пасом двумя руками снизу. Проигрывает тот, кто первым совершит ошибку. Если игра возобновляется, то победивший в предыдущей игре имеет право один раз ошибиться и остаться в игре.
Варианты
1. Игроки могут находиться в положении сидя.
2. Могут быть использованы набивные мячи.
3. Для развития детей с нарушениями речи
«Кошки-мышки»
Цель: обучение правилам игры с диалогической речью.
Инструкция. Водящий сидит в кругу, остальные дети ходят на носочках вокруг водящего и проговаривают:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит.
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите.
Дети останавливаются, водящий встает со словами:
Надоели, я встаю,
Всех сейчас переловлю.
Дети разбегаются, водящий ловит их.
«Жуки»
Цель: совершенствование выдоха с фонацией на глухих согласных, гласных звуках и слогах.
Инструкция. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Вдохнув носом, произнести протяжно и ровно звук «ф» или «х». Выполнять это же упражнение со звуками «в», «н», «л». Затем то же со звуками «с-з», «ш-ж», «ф-в». Звук не должен «качаться», высота голоса должна быть удобной, выдох плавным, исключить мышечное напряжение.
4. Для развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
«Хвостики моржат»
Цель: ознакомление с сопротивлением воды.
Инвентарь: мелкий бассейн.
Инструкция. Построение в круг, упор сидя сзади. Выполнение движений ногами вверх и вниз с созданием большого количества брызг.
Методические указания. Движения выполнять здоровой и усеченной конечностью.
«Попади в мяч»
Цель: развитие способности к дифференцированию силовых и временных параметров движений, скорости и точности зрительного восприятия, способности к отмериванию расстояния до предметов.
Инвентарь: баскетбольный мяч, футбольные мячи.
Инструкция. Посередине площадки находится баскетбольный мяч. Играющие делятся на две команды и строятся перед чертой в две шеренги на противоположных сторонах площадки на расстоянии 14—16 метров. По сигналу игроки выполняют удары по футбольному мячу, стараясь попасть в баскетбольный мяч. Игроки другой команды собирают мячи и тоже по сигналу выполняют удары. Побеждает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.
Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Удары выполняются только по сигналу. Преждевременные удары не засчитываются. Если баскетбольный мяч отскочит в сторону, его возвращают на прежнее место. При ударе нельзя заступать за черту.
5. Для детей с комплексными дефектами развития
«Шнуровка»
Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.);
г) выполнить обмётку через край;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
«Футбол»
Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Поиграем мы в футбол
И забьем в ворота гол!
Палец большой
За ворота - горой!
Указательный - смельчак,
Забивает гол - вот так!
Средний - точно уж герой,
Забивает головой!
Безымянный вдруг споткнулся
И с досады промахнулся!
Малыш-мизинец - молодец,
6. Для развития детей школьников с искаженным развитием