Информационная брошюра Игры с песком для развития тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики детей


Развитие мелкой моторикиочень важно для полноценного развития мозга ребенка. Благодаря действиям ииграм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Развитие моторики рук – это одно из важных и эффективных развивающих занятий. Особенно это важно для детей с задержкой речевого развития.
Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития ребенка и его мелкой моторики.

Тактильно-кинетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью ребенок познает окружающий мир. Поэтому именно с развития этого вида чувственности мы и начинаем занятия.
Основные принципы игр на песке:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. – это способствует усилению положительной мотивации к занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем.
Проигрывание различных ситуаций вместе с героями сказочных игр на песке. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает её на песке, тем самым убеждаясь в правильности или ошибочности своего выбора.

Необходимо подобрать задание, соответствующее возможностям ребенка. Инструкция к игре может быть сформулирована в сказочной форме. Необходимо исключить негативную оценку действий ребенка, его идей и результатов, поощряя творческий подход и фантазию.
Во что поиграть с ребенком на песке?
«Отпечатки ладошек» - ребенку предлагается погрузить руки в песок, ощутить какой он мягкий, теплый (прохладный). Оставить свой отпечаток на песке, потом провести дорожку на песке и пройти по ней пальчиками сначала одной, потом второй руки.
«Мина» - рука одного играющего становится миной, другим детям предлагается откопать его руку, не задевая руки.
«Что спрятано в песке?» - педагог или сами дети делают несколько кладов («секретиков»), детям предлагаем с помощью пальчиков или кисточек найти спрятанные в песке предметы.
«Следы на песке» - для этого потребуются фигурки известных детям животных или предметов (змея, кубик, мячик и пр.). Дети закрывают глаза, педагог оставляет «след» дети угадывают, не говорящие выбирают из всех фигурок нужную.
«Игры-загадки» - ребенок отгадывает загадку и в подтверждение верности своего ответа отыскивает в песке соответствующую вещь.
«Нарисуй на песке» - ребенку в зависимости от возраста предлагается нарисовать рельсы, домик, солнышко и др. Детям младшего возраста можно предложить дорисовать предметы: рельсам – шпалы, солнышку – лучики и т.д.
Эти игры и многие другие можно представить в виде каких-либо сказочных событий, правильные ответы на загадки могут служить спасительным средством главного героя, которому дети помогают, а в «секретиках» спрятаны необходимые волшебные атрибуты.
Моделирование игр-сказок на песке
1.Введение в игровую ситуацию – установка на активное участие, обещание необыкновенных приключений и испытаний.
2.Знакомство с игрой и её героями – прослушивание начала истории, строительство в песочнице игрового пространства (страны, замков, морей и пр. по сюжету сказки), заселение его персонажами.
3.Моделирование конфликта, трудностей – детям рассказывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный в песочнице мир.
4.Выбор помощи - обращение к ребенку за помощью, что только он (они) смогут помочь жителям волшебной страны. Педагог и дети ищут выход из ситуации.
5.Борьба и победа – отыгрывается ситуация борьбы со злом. Происходит восстановление или преображение песочной страны. Дети восстанавливают страну и им благодарны все сказочные существа
6.Утверждение победы – продолжение игры, в котором празднуется победа, в процессе происходит рефлексия детей о прошедшем приключении.
7.Перспектива дальнейших приключений – рассказ о последующих приключениях.

Несложные и незатейливые упражнения с песком на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Более того, наряду с развитием тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. В играх с песком ребенок получает первый опыт рефлексии, научается понимать себя и других – так мы формируем в детях навыки позитивной коммуникации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ №264СОВЕТСКОГО РАЙОНА
Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ

ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ