Методическая разработка Поэзия без границ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СЛАВЯНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ
Славянск-на-Кубани
2016 год
Разработана преподавателем: Мелтонян А.Ю.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии классных руководителей
Протокол №____от«___» ___2016г.
Председатель ЦК:
___________________ Г.В.ЗанинаСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Поэзия есть высший род искусства
В. Белинский
Поэзия – одно из самых древних искусств в истории человечества. Когда родилась поэзия, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так рождаются первые стихи.
Поэтов называли пророками. В древние времена были поэты, которые пробуждали дивными звуками слова тайную жизнь лесов; оживляли семена растений и создавали цветущие сады; укрощали свирепых зверей и смягчали души диких народов. Волшебством слова поэты низводили на землю высшие существа, которые открывали им тайну будущего. Поэты пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов…. Мы вспоминаем золотой век русской поэзии, серебряный век , поэтов-шестидесятников.
Бесконечно долго можно говорить о мастерах изящного слова вне зависимости от их принадлежности к странам, нациям и эпохам. Проходит время и мы снова, и снова вспоминаем их имена и поэтические произведения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Дата проведения: 26.04.2016 г.
Время проведения: 14.30
Место проведения: ГБПОУ КК ССХТ
Аудитория: № 1-40
Цель: вызвать эмоциональный интерес к поэзии, увлечь поэтическим творчеством разных поэтов, в котором и верность Родине, и страстная любовь, и поиски смысла жизни.
Задачи:
Задуматься о роли поэзии и поэта в жизни человека и общества;
Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека — в постоянном самосовершенствовании своего внутреннего мира;
Побудить их к самовоспитанию
Развивать навыки критического мышления на примере анализа чужих текстов, высказываний, аргументировать собственную точку зрения.
Оборудование:
мультимедийная система: ноутбук, проектор, экран;
звуковое оборудование (микрофон, колонки);
Оформление:
– портреты поэтов разных народов;
выставка-бенефис «Поэзия без границ»;
стенд высказываний известных деятелей литературы и искусства разных национальностей.
Печатная продукция:
афиша;
сборник стихотворений на разных языках мира
пригласительные билеты на мероприятие.
Реквизит:
шары воздушные гелевые;
цветы сирени в вазачках;
книги на столах.
Ход мероприятия (Сценарий)
Ход мероприятия
Перед началом встречи звучит спокойная (лирическая) музыка разных народов. Перед входом всем гостям вручается программа мероприятия (или сборник со стихами)
Участники рассаживаются по обозначенным местам. Зрители так же занимают свои места в зале.
Звучат фанфары, оповещающие о начале мероприятия. Выходят ведущие со словами приветствия на разных языках.
Вед №1. Добрый день уважаемые студенты, преподаватели и гости
Вед №2. Мы рады приветствовать вас на нашем сегодняшнем необычном мероприятии под названием «Поэзия без границ»
Вед №1. В чём волшебство поэзии?Возможно, в обнаженье чувств?В способности затронуть сердца струны?Ведь могут же слова, слетающие с уст,Счастливым сделать день угрюмый.Вед №2. А может, это просто наважденье?И всё ж, покуда существует свет,За строчкой строчку, словно ожерелье,Нанизывает медленно слова… поэт.
Вед №1. У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой, неспокойный и волнующий мир – мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем чувствовать и мыслить по – иному.
Вед №2. Первая половина XIX была Золотым Веком русской поэзии. Пушкин, Державин, и Лермонтов это лишь малые доли расцвета поэтической культуры
Вед №1. Первая половина XX века стала Серебряным Веком русской поэзии. Новые жанры, новые стили и слова- Цветаева, Ахматова, Гумилёв, Брюсов Маяковский и другие. Вторая половина XX века – Бродский, Ахмадулина, Евтушенко, Рождественский.
Вед №2. Новым поворотом в русской поэзии стало творчество известных поэтов Вознесенского, Рубцова, Асадова и многих других. Русская поэзия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.
Вед №1. В исполнении студентки 2 курса Черкасской Ольги, прозвучит одно из стихотворений Эдуарда Асадова «Мама»
№1. (русский) Э. А. Асадов «Мама» исполняет Черкасская Ольга
Студентка Черкасская Ольга: (Не большое вступление перед началом стиха) «Один из моих самых любимых поэтов – Эдуард Аркадьевич Асадов. В завораживающих строках о любви, войне, дружбе, природе, чувствах каждый может найти что – нибудь свое. Читая стихи Асадова, посвящённые матери, невольно задумываешься о своей маме и хочется преклонить колени пред самым родным человеком».
Музыкальный номер (Магда Иван)
Вед №2. В сегодняшних условиях напряженной обстановки в мире нужно помнить о поэзии, которая сближает народы и не признает государственных границ. Ее язык служит благородному делу сближения наций, независимо от языковых и культурных различий.
Вед №1. Наша встреча проходит под девизом «Культура сближает народы». Интернациональность творчества, умение говорить о самом главном в человеке, о добром и сокровенном, говорить возвышенно и в то же время покоряюще просто – все это присуще только самым большим, самым талантливым, всенародно признанным поэтам. И таким поэтом является Расул Гамзатов- Дагестан
Вед №2. В исполнении студента группы 1 Мех1 Нурмагомедова Раджаба прозвучит стихотворение на аварском языке «Родной язык»
№2. (дагестанский – аварский)
Вед №1. Пусть говорят, что беден мой язык,
Пусть не звучит с трибуны ассамблеи,
Но, мне родной, он для меня велик
Чтоб у плиты могильной близ аула
Аварцы вспоминали иногда
Аварским словом земляка Расула –
Преемника Гамзата из Цада.
№.3. (армянский)
Вед №1. Понять армянскую поэзию — значит ближе узнать армянский народ. Поэзия — это не просто изреченная мысль. Это песнь кровоточащей раны. А армянская поэзия — это отражение многострадальческой армянской души. Характер армянского народа вытачивался в процессе нелегкой истории, которая полна горя, испытаний и скорбей. И, безусловно, это нашло свое отражение в литературе.
Вед №2. Величайшие армянские поэты 19-20 вв.: Ованес Туманян, Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Паруйр Севак. Это поэты, которых можно и необходимо оценивать критериями не только национальной, но и мировой литературы, которые поистине являются непревзойденными вершинами в истории отечественной словесности.
Вед №1. На армянском языке прозвучит стихотворение Егише Чаренца «Люблю тебя родной язык» в исполнении студента Петренко Владислава и преподавателя Мелтонян Анаит Юрьевны
Вед №1. Я солнцем налитой язык моей Армении люблю,Струн скорбных плачущий напев я саза древнего люблю,Цветов горящих, алых роз благоухающий нарядИ пляски гибкий хоровод Наирских девушек люблю.
Вед №2. Где б ни был – не забуду я скорбь песен горестных твоих,Я не забуду никогда молитвой ставших книг твоих,И как бы сердце не язвил мне стон кровавых ран твоихЯ, обездоленный мой край, Армения, тебя люблю.
Стих на армянском (Влад)
Стих на армянском (А.Ю.)
№4. Украина – АнгелинаВед №1. Здравствуй, краса Украина!
Салом и хлебом богата!
От чудо Двины до устья Дуная
В подсолнухах гордо шагая.
Вед №2. Украинская поэзия вобрала в себя жемчужины украинского юмора, отразила яркий народный быт. Вместе с тем украинская поэзия сохранила еще в себе живой дух истории.
Вед №1. В авторском исполнении прозвучит стихотворение студентки 1 курса Калайда Ангелины «Люблю весну»
Вед №1. Люблю весну, а кто её не любит!
Когда и жизнь цветёт, как яркий сад,
И как во сне шепчет листья губы,
Цветы посылают сладкий аромат.
(под лирическую украинскую музыку студентка 1 курса Калайда Ангелина читает стих).
№5. Немецкий
Вед №1. По поистине удивительным кажется то, что наряду с нашими русскими поэтами в русской литературе живут как свои среди своих гениальные немецкие поэты. Германия - страна богатой культуры, которая обогатила мировую культуру. Сегодня мы вспоминаем имена, составляющие гордость Германии. Это: Гёте, Шиллер и Гейне. Их поэзия живет в России больше 200 лет.
Вед №2. Да, она живет в переводах! Но в каких! Лучшие поэты России сделали все возможное, чтобы их стихи звучали для русских читателей как что-то свое, родное. Без имен Гете, Шиллера и Гейне русскую литературу ни представить, ни понять невозможно – в любое историческое время, кроме безвременья.
(под музыку немец.композит. Елена Сергеевна прочитает стихотворение Генриха Гейне «Лорелей»)Вед №1. Прозвучит стихотворение Генриха Гейне «Лорелей» в исполнении преподавателя Елены Сергеевны Горбач
№.6. Дагестан ( кумыкский) – АлияВед №2. Наша родина - Россия. Она огромна, прекрасна, богата, многонациональна. Принадлежность к разным нациям нам не мешает дружить, уважать друг друга, уважать обычаи, традиции, культуру.
Вед №1. Изучая национальную литературу, мы соприкасаемся с миропониманием людей, разных народов и их ценностным отношением.
Вед №2. В доме, где есть мама, всегда царит добро
Дороже матери на свете, поверьте, нет никого
Цените свою маму, уважайте её, ведь Аллах всё видит и накажет за всё.
Вед №2. В исполнении студентки 3 курса Джамалутдиновой Алины прозвучит стихотворение на кумыкском языке «Что значит слово мама»
(Под лирическую дагестанскую музыку звучит четверостишье в и исполнении ведущего, продолжает на кумыкском студентка 3 курса Джамалутдинова Алина)
№.7. Молдова – Маршалкина Л.В.
Вед №2. В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка одно поколение за другим складывает весь след своей духовной жизни.
Вед №1. На молдавском языке прозвучит стихотворение Григория Виеру «Молдова-моя прекрасная страна!». Читает преподаватель Лилия Васильевна Маршалкина!
Вед №1. Молдова-моя прекрасная страна!И нет,пожалуй,стран её милее!Мне не мила чужая сторона,в моей родной стране всегда теплее!
(под молдавскую лирическую музыку Маршалкина Л.В. читает стих на молдавском)
№.8. (курдский) – Али Учкач (народный)
Вед №1. Сегодня живя вдали от родины, мы пытаемся сохранить свою культуру, потому что это источник жизни. Мы все должны ясно осознавать, что будущее нашей культуры зависит от нас.
Вед №2. Из глубины веков дошло до наших дней богатейшее наследие курдского устного народного творчества. В курдской поэзии отражена история этого древнего народа, его многовековая борьба за свободу, за национальное самоопределение.
Вед №1. В исполнении студента 2 курса Учкач Али прозвучит стихотворение народного автора: «Курдистан»
Вед №1. Среди угрюмых курдских скал Я с трепетом листки с земли поднял. Присев к костру, устроив здесь привал, Прильнув к теплу, я с горечью читал:
№.9. (казахский) – Кошелева Т.И. «Моя страна»
Вед №1. История Великой Степи доказывает, что поэзия была одним из определяющих факторов духовного становления казахского народа.
«Духовный мир казахов во многом складывался под воздействием устной поэтической традиции.
Вед №1. На казахском языке прозвучит стихотворение «Моя страна» в исполнении преподавателя Кошелевой Татьяны Ивановны
Вед №1 В небе золотое солнце,
В степи золотое зерно.
Сказание о мужестве – моя страна.
В седой древности
Родилась наша слава,
Горд и силён мой казахский народ.
№.10. Узбекистан (Рахимов)
Вед №2. Поэзия Востока пережила века, победила время. Она побеждает и пространство, приходя к новым народам. Она стала живым достоянием и нас с вами, для кого русская речь – родная стихия.
В исполнении студента 1 курса Рахимова Тимура прозвучит стихотворения известного узбекского поэта Алишера Навои «Отец моя жизнь»
№.11. Узбекистан (Попова И.И.)
Вед №1. Литературу и искусство центральноазиатского региона, и прежде всего, её сердцевины – Узбекистана - называют одной из ярких и замечательных страниц истории мировой художественной культуры. В одном ряду с Египтом и Месопотамией, Грецией и Римом, Индией и Китаем Центральная Азия заложила основы человеческой цивилизации.
Вед №1. Стихи великих Алишера Навои, Захириддина Мухаммада Бабура, Уткура Хашимова, и многих многих других являются жемчужинами узбекской поэзии
Еще одно стихотворение из коллекции великих узбекских поэтов прозвучит сегодня в исполнении преподавателя Ирины Ивановны Поповой «Здравствуйте» (А Салом-Алейкум!»)
№ 12. Беларусь (Самосенко А.)
Вед №1.Белорусская литература и белорусская поэзия связана с народностью в самом широком смысле этого слова. Те русские писатели, которым довелось прикоснуться к этому источнику, чувствовали его высокую поэтичность и сами попадали под его обаяние.
Вед №2. Сегодня белорусская поэзия зрима и слышима повсюду. Она жизнеутверждающе, песенна.
Вед №1. Самосенко Алексей студент 2 курса прочитает стихотворение известного белорусского поэта Владимира Дубовка «О, Беларусь, лесная роза»
(под народную белорусскую музыку Самосенко А. читает стих на белорусском языкеВед №1. О, Беларусь, лесная роза,
Зелёный лист, багряный цвет!
Не умертвят тебя морозы,
Не одолеет пустоцвет.
Твоими лепестками стану,
Шипами сердце исколю.
В твоих глазах, с отливом стали,
Лучи рассветные люблю.
Вед.2. Каждый из нас знает героев английских баллад Робина Гуда, Короля Джона, которые известны нам по прекрасным переводам А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой.
Вед.1. Невозможно представить себе классику мирового театра без спектаклей по комедиям и трагедиям всемирно известного драматурга и поэта Уильяма Шекспира. Многими любимы весёлые и трагические стихотворные произведения шотландского поэта Роберта Бёрнса.
В исполнении Елены Сергеевны прозвучит стихотворения Роберт Бёрнса « В горах моё сердце»
Заключение
Вед №1. Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Вед.2. Есть пословица такая «Богатство – не богатство, единство богатство».
Нам все дано, чтоб вырастать,
Чтобы дружить ребятам,
Тем и сильна Отчизна – мать,
Что в ней народы - братья
Вед №1. Дорогие друзья наша встреча подходит к концу. Слово предоставляется преподавателю русского языка и литературы Горбач Е.С. и руководителю КИД «Меридиан» Мелтонян А.Ю.
(После слов преподавателей на сцену выходят все участники. В проигрыши музыкального номера, каждый на своём языке говорит пожелания. После чего все хором желают всем Мира и добра)Завершается встреча песней «Белая Русь»
Доброго всем здоровья, успехов на нашей земле. Дружбы, единства и согласия во всём! До новых встреч!
ФОТО-ОТЧЁТ