Конспект урока повторения Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.


ТЕМА УРОКА Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. ЦЕЛЬ : познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, совершенствовать умения переносить общие признаки, свойственные самостоятельным частям речи , на частные явления, отграничивать имена числительные от слов с количественным значением, являющимися другими частями речи, пользоваться именами числительными в деловой речи.
ПОВТОРЕНИЕ: стили речи, официально-деловой стиль, его признаки.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛОВАРНО- СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ : РАСПИСКА, ДОВЕРЕННОСТЬ, ПРОТОКОЛ.
Ход урока.
Оргмомент.
Индивидуальная работа по карточкам у доски. (№ 1Исправить ошибки, объяснить написание. Свестит косая миттель, белая метла дороги метет. Дымятся сугробы и крыша. Рушиться с сосен белые вадапады. Скользит па застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Какому стилю речи принадлежит этот текст?
№2 Расставить знаки препинания, раскрыть скобки и объяснить. Дул крепкий ветер и над ( темно ) синим (не)спокойным небом гасли теплые, розовые облака.)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Дети по группам по толковому словарю знакомятся с лексическим значением слов протокол, расписка, доверенность, записывают их, разбирают по составу, составляют с ними словосочетания и разбирают их.
ПРОВЕРКА выполненных заданий.
ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ.
Разгадывание ребусов.
7я 40а 100л 05 с3ж
Как это можно записать ? Это слова какой части речи?
Запишите тему урока. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
Это самостоятельная или служебная часть речи?Вам предстоит самостоятельно пользуясь учебником и опорными конспектами, познакомиться с морфологическими признаками и синтаксической ролью имен числительных. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Фронтальный опрос.
№1. Какое лексическое значение имеют имена числительные?
№2. На какие вопросы отвечают? № 3 .На какие разряды делятся? Тренировочные упражнения №1На экране монитора ЗАМЕНИ количественные имена числительные порядковыми:
ДЕВЯТНАДЦАТЬ-
ПЯТЬДЕСЯТ-
СЕМЬДЕСЯТ-
ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ-
ВОСЕМЬДЕСЯТ-
СТО-
ТРИСТА-
ЧЕТЫРЕСТА ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ-
№4.Как изменяются имена числительные? .
№2 Составьте словосочетания с именами числительными и докажите, что эта часть речи изменячется по падежам.
Увеличилось на 4 килограмма
Достигло
Равнялось
Прибавить к
№3. Определите разряд имен числительных
Помню двадцатые годы.
Я сделал шаг. Второй. Потом шестой.
Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера.
№4. ИГРА «ТРЕТЬЕ – ЛИШНЕЕ»
1 .Один, одиночка, одиночество.
2. Пять, пятерка, Пятерня.
3. Четырехугольник, четыре, четверка.
4. Троеборье, три, тройка.
№5 .Определите, какой частью речи являются следующие слова:
ДВА –
ДВОЙКА-
ДВОЙНОЙ-
УДВОИТЬ-
ВДВОЕМ-
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ упражнение №
ЗАДАНИЕ НА ДОМ : упр. №
СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
Имена числительные широко употребляются во всех стилях речи. Где вам приходилось встречаться с именами числительными? Конечно же, в загадках.
ЗАГАДКИ.
У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. /Руки, пальцы./
Четыре брата бегут, друг друга не догонят. /Колеса./
Сто одежек и все без застежек. /Капуста./
Четыре братца под одной крышей стоят. /Стол./
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. /Месяцы, недели, дни./
АУКЦИОН пословиц и поговорок.
Кто вспомнит больше пословиц и поговорок с числительным 7?
/Семь раз отмерь, один отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Семи пядей во лбу.
Семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семеро одного не ждут.
За семь верст киселя хлебать.
Семь бед – один ответ.
За семью печатями.
Один с плошкой, семеро с ложкой. Определите СТИЛИ РЕЧИ. У хищной рыбы-флейты тело вытянуто в виде трубки. Обычный размер от 50 до 80 сантиметров, отдельные экземпляры достигают двухметровой длины.

…И по трубе водосточной полез.
Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
/С. Я. Маршак/
Но чаще всего имена числительные используются в научном, официально-деловом стилях. Познакомьтесь с оформлением РАСПИСКИ /в учебнике, на стенде,/ РЕФЛЕКСИЯ.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, вы хорошо поработали.
С какой частью речи познакомились?
Что общего у имени числительного с другими самостоятельными частями речи?
На какие разряды делится?
В каких стилях речи используется?
Выставление оценок.
Урок окончен.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Просмотр публицистических телепередач, новостей, чтобы записать 5 предложений с именами числительными.