Синтаксическая роль гагола в предложении (5 класс)
Краснодарский край, муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- средняя общеобразовательная школа № 12
План-конспект открытого урока,
проводимого в рамках недели
русского языка и литературы,
на тему:
«Синтаксическая роль глагола в предложении»
Разработал учитель русского
языка и литературы
Рябова А.А.
2014
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме:
«Синтаксическая роль глагола»
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Вид урока: традиционный, с использованием элементов педстудии.
Цель урока: выяснить синтаксическую роль инфинитива.
Задачи:
-образовательные: 1) углубить знания учащихся о синтаксической роли глагола в простом предложении; 2) повторить правописание безударных гласных в корне слова; 3) научить подбирать синонимы к слову «сказал»
-развивающие: 1) развивать наблюдательность и мышление учеников;2)развивать богатство речи;
-воспитательные: 1) воспитывать у учеников интерес к предмету, стремление совершенствовать знания; 2)способствовать формированию чувства справедливости.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Основные термины и понятия для изучения: синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Ход урока.
Оргмомент «Глаголом жги сердца людей»
А.С.Пушкин.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф урока. Наверное, вы догадались, что тема нашего урока - глагол, его синтаксическая роль в предложении. Скажите, ребята, что мы называем глаголом?
Ученик: Глагол-часть речи, отвечающая на вопрос что делать?что сделать и обозначающая процесс или действие.
Учитель: Во времена А.С.Пушкина слово «глагол» означало не только часть речи, но и саму речь. Как можно интерпретировать эти слова Пушкина?
Ученик: Красивой речью человек должен пробуждать в сердцах людей что-то доброе.
Учитель: Скажите, ребята, когда мы слушаем, например, наш Гимн, пробуждаются у вас какое-то чувство гордости? Интересен тот факт, что когда в 2000 году разгорелся спор о словах Гимна РФ, с таким, казалось бы, простым заданием справился только детский поэт и писатель Сергей Владимирович Михалков.
2.Мотивация учебной деятельности. У вас было Д/з -работа с текстом сказки С.Михалкова «Как стрик корову продавал». Чтобы она «ожила», посмотрите сюда.
(Инсценировка сказки.)
Учитель: Почему сказка названа народной? Какие слова подчёркивают народный характер сказки?
Ученик: (СТАРИК,НАЖИВАТЬСЯ,БОЛЬНО(ОЧЕНЬ),ПРОКЛЯТАЯ,ПАПАША,АВОСЬ, СКОТИНА,КОЛЬ, ГЛЯДИ)
3.Проверка Д/з
Учитель: Какие глаголы вы выделили в тексте сказки?
Незнайка: нужна, худа, нелегка, богат, жирна
Учитель: Правильно ли выделил Незнайка глаголы?
Ученик:
Продавал - продажа
не давал - дача
не нравилась
продашь
просишь
наживаться - жизнь
вернуть бы - вера
болеет - боль
не видали - вид
пожалел -жалость
постою,
продадим
идет
торгуется-торг
выглядит - взгляд
не выдоишь -удой
устанет
посмотрел - просмотр
-Давайте подберём однокоренные слова-существительные к глаголам с безударными гласными из сказки (см. выше)
-Какие слова подчёркивают народный характер сказки? (СТАРИК,НАЖИВАТЬСЯ,БОЛЬНО(ОЧЕНЬ),ПРОКЛЯТАЯ,ПАПАША,АВОСЬ, СКОТИНА,КОЛЬ, ГЛЯДИ)
4.Актуализация опорных знаний
Учитель: Каких частей речи больше в этой сказке? В одном Незнайка прав: краткие прилагательные выполняют зачастую роль сказуемого в предложении, поэтому его можно перепутать с глаголом:
Коровёнка худа
5.Знакомство с новым материалом.
Учитель: Вам даны несколько предложений. Посмотрите внимательно: везде ли глаголы являются сказуемыми? Самостоятельно задайте вопрос и подчеркните их карандашом на листочках.
Я (что делаю?) иду в школу
Мы смотрим телевизор
(Что?) Жить – Родине служить.
(Что?)Любить – значит прощать
Прошу вас (о чём?) не шуметь.
Командир приказал (что?) наступать
Желание (какое?) учиться было у него постоянным.
Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться.
Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?) отдохнуть
Проверка у доски (коллективная работа)
Упр. 674.
Найдите глаголы в форе 2 лица ед.ч. будущего времени. Подчеркните их. Чем они являются в предложении?
Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы… Когда пойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
(Л.Н.Толстой)\
6. Обобщение и систематизация знаний.
Работа с текстом притчи.
Когда-то юноша всё время жаловался на свою бедность.
- Эх, как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Жил бы я тогда припеваючи, - вечно говорил он.
Один старый каменотёс, проходя мимо его жилища, услышал слова юноши и сказал:
-Чего ты жалуешься, юноша? Ведь ты владеешь большим богатством!
-Я владею богатством! - сказал юноша. – Где же оно?
-Твои глаза и руки. Отдай свой глаз или позволь отрубить тебе руку. За них ты получишь много золота, - сказал старик.
-Что ты? – в испуге сказал юноша. Глаза и руки я не отдам ни за какие сокровища.
-Теперь ты видишь, что ты богат - сказал каменотёс.
Учитель: -Что означает слово богатый? (исторически-с Богом в душе). Какую функцию в предложении выполняют глаголы в этом тексте?
Ученик: здесь все глаголы-сказуемые.
Учитель: Что в этом тексте не совсем так? Много раз повторяется слово «сказал». Замените его синонимами (самостоятельная работа учеников с последующей коллективной проверкой).
Ученик: спросил, возмутился, подтвердил, воскликнул, заметил.
7. Контроль знаний учеников
Тест «Глагол»
1.В каком предложении глагол употреблён в форме будущего времени?
А) Сквозь молодую зелень берёз солнце пробилось к воде.
Б) Снова в лесу свистит иволга.
В) Осенью перелётные птицы улетят на юг.
Г) В воде сверкнул широкий бок леща.
2. Слово стали в предложении Мы стали налаживать производство стали является во 2 случае
а) глаголом;б) прилагательным;в) существительным.
3. Какой частью речи является слово знать в предложениях?
а) Знать, забило сердечко тревогу – все лицо твое вспыхнуло вдруг.б) На балу присутствовала вся знать Петербурга.в) Знать все просто нельзя.
4.Укажите ряд глаголов, употребленных в переносном значении:
а) заострить (внимание), порвать (отношения), сломить (упорство), злится (вьюга), вспыхнула (ссора);б) заострить (карандаш), порвать (платье), сломать (дерево), злится (человек), вспыхнуло (пламя).
5. В неопределенной форме глагол имеет окончание:
1. нулевое;2. -ть6. Каким членом предложения являются выделенные глаголы в следующих примерах?:
1) В январе горы оделись запоздалым снегом.
2) Мечта (какая?) поехать на море с каждым днём становилась всё сильнее.
3) Пригрело солнце, и небо разъяснилось.
8. Итог урока.
Оценка знаний учащихся, выставление отметок.
Д/з – упражнение 672, читать текст «Глаголы женского рода». Определить синтаксическую роль глаголов в этом тексте.