Краткосрочный план урока в 7 Б классе Тема: Синтаксическая роль кратких и полных причастий в предложении


Утверждаю:
Директор КГУ «Свободненская СШ»
Н. А. Меркер _____________
Учитель: Ососкова Анастасия Игоревна учитель IIкатегории III(базового) уровня
Класс: 7 «Б»
Предмет: Русский язык
Дата: 11.11.2016
Ключевые цели урока
Принципы и порядок достижения требования обучения
(тема) Используемые активные способы преподавания
 
Виды  работ
на уроке Результаты урока
 
Что учащиеся
(все или некоторые) будут знать,
понимать и что способны сделать? Оценивание, включающее в себя оценивание для обучения
 
Выяснение эффективности процесса обучения по отношению к каждому учащемуся Учет потребностей каждого ученика при планировании Ресурсы и оборудование
Список технических устройств, который необходимо заранее приготовить Полные и краткие страдательные причастия. Роль в предложении полных и кратких страдательных причастий. Дерево ожиданий
Воздушный шар
Тайны утверждения
Бумажный конвейер Умеют правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены). Употребляют полные и краткие причастия в речи. Формативное
«Круг успеха», устная обратная связь,
Оценочный лист для групп, самооценивание с образцом ответов
Суммативное (критериальное) Умеют работать в группе, парах, совместно решают поставленные учебные задачи. Слушают выступления других групп и оценивают их. Тренинг
«Три притчи»
Презентация к уроку Раздаточный материал:
учебники, интерактивная доска,
слайды, ватман,
маркеры, карточки с заданиями, стикеры, смайлики
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Полные и краткие страдательные причастия. Роль в предложении полных и кратких страдательных причастий.
Общая цель Дать понятие о краткой и полной форме страдательных причастий, их синтаксической роли в предложении; формирование умения различать полные и краткие причастия;
использовать причастия в тексте
Ключевые идеи значимые для урока обеспечить в ходе урока усвоение, повторение и закрепление основных понятий по теме «Полные и краткие страдательные причастия»
Результаты обучения сформируется познавательный интерес ученика к русскому языку как языку межнационального общения
Опорные знания по теме Написание -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных
Краткие прилагательные
Культура речи правильное использование фразеологических оборотов при построении предложений с причастием и причастными оборотами
Развитие речи работа над орфоэпическими нормами.
Синтез русская словесность – история – ИЗО – информатика
Внутрипредметные связи морфология – орфография - орфоэпия
Модули НПО, ВО, ТиО, ОдО, ИКТ, КМ, УиЛ,
Тип урока комбинированный урок
Ресурсы оснащения мультимедийная установка, компьютер, доска, презентация, РДМ, таблица «Причастие как особая форма глагола»; «Правописание полных и кратких страдательных причастий».словарь-справочник
Ученики самостоятельно вносят в него теоретические сведения, таблицы, слова для запоминания, дополнительные сведения по изучаемой теме.
Готовые правила из учебника мы не переписываем!
этап время МОДЕЛЬ УРОКА ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ
По усмотрению учителя
1 По усмотрению учителя Организационный. 2 Закрепление изученного. Подготовка учащихся к активному и осознанному восприятию новой темы 3 Усвоение новых знаний. 4 Проверка усвоения новых знаний. 5 Закрепление новых знаний. 6 Информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Психологический настрой. Деление на группы. ДЕРЕВО ОЖИДАНИЙ.

А. РАЗМИНКА ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
причастия – изменяемая часть речи …
причастия своим внешним видом похожи на прилагательные …
причастия не связаны с глаголом …
у причастия нет будущего времени …
у причастий не может быть краткой формы …
у причастий нет зависимых слов …
правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глаголов …
причастия с НЕ пишутся раздельно …
если вы знаете причастие, сможете его определить в любом тексте …
А. Индивидуальные задания. Работа с карточками.
ЗАДАНИЕ. Переписать, вставляя пропущенные буквы. Объяснить правописание суффиксов. Определить время и вид причастий.
Чита…щий ученик; бег…щий мальчик; подстр…нный заяц, чит…мый документ, вид…мая на небе звезда, накормл…нный ребенок; связ…нная веревка; прочит…нный рассказ; та…вший снег; колебл…щийся камыш.

Б. Синтаксическая пятиминутка.

Г. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
Все ли прилагательные имеют краткие формы (Нет, только качественные.)
Как изменяются краткие прилагательные? (По родам, числам, падежам.)
Какова синтаксическая роль кратких прилагательных в предложении (Являются сказуемыми.)
Ш. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа по учебнику. Анализ материала учебной статьи стр 56
На основании наблюдений делается ВЫВОД об образовании кратких страдательных причастий.
- Какие причастия могут иметь полную и краткую форму?
- Как изменяются краткие страдательные причастия?
- Какова их синтаксическая роль в предложении?
- Что общего и в чем разница между краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными?
- Что общего между полными и краткими причастиями? Разница?
IY. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Запись на доске и в тетрадях:
отправлЕННое (полн.) письмо – письмо отправлЕНо (крат.)
напечатА +ННая (полн.) книга – книга напечатА+На (крат.)
ВЫВОД: в кратких причастиях пишется одно Н.
Правило-помошник
Чтобы отличить краткие прилагательные от кратких причастий, необходимо поставить их в полную форму, а затем найти глагол или существительное, от которого они образованы. Причастие можно заменить глаголом, прилагательное – другим прилагательным.
Например:
Враги окружены.
Полная форма – окруженные. Заменяем глаголом: враги, которых окружили.
Следовательно, окружены – краткое причастие, в котором пишется одна буква Н.
Речи торжественны и напыщенны. – Речи торжественные и напыщенные.
Это прилагательные. Их можно заменить – речи восторженные.
Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой. – девочка воспитана и образованна. (Девочка воспитанная и образованная.)
266700137795
ВНИМАНИЕ!
Если глагол прошедшего времени оканчивается на –ал-, -ял, то в полном и кратком причастии сохраняется гласная а-я.
Прочитал – прочитанный, прочитан
показал – показанный, показан
посеял – посеянный, посеян
расстрелял – расстрелянный. Расстрелян
Если глагол прошедшего времени оканчивается на –ил, -ел или не имеет суффикса –л, то причастие оканчивается на –енн (ённ) –ен (-ён).
Подстрелил – подстреленный, подстрелен
окружил – окруженный, окружен
обидел – обиженный, обижен
привез – привезённый, привезён
Полное страдательное причастие прошедшего времени КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
мужской род женский род средний род МН.Ч
зáпертый
пóднятый
óтнятый
прóлитый
взятый
сóгнутый зáперт
пóднят
óтнят
прóлит
взят
сóгнут запертá
поднятá
отнятá
пролитá
взятá
сóгнута зáперто
пóднято
óтнято
прóлито
взято
сóгнуто зáперты
пóдняты
óтняты
прóлиты
взяты
сóгнуты
ВЫВОД о месте ударения в кратких страдательных причастиях: большинство кратких страдательных причастий, как и прилагательных, имеют ударение на основе в формах мужского, среднего рода и множественного числа и на окончании -а в форме женского рода.
- Какое причастие, из записанных выше, произносится не по правилу?
ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Затем учитель задает вопросы:
От чего зависит написание кратких причастий?
Как отличить краткие прилагательные от кратких причастий?
От каких прилагательных образуются краткие прилагательные?
(От качественных.)
Почему краткие прилагательные длинна, бесценна пишутся с двумя Н, а прилагательные опасна, искусна пишутся с одним Н?
(Если полное прилагательное пишется с двумя Н, то и краткое прилагательное, образованное от полного, пишется с двумя Н; если полное прилагательное пишется с одним Н, то и краткое, образованное от него пишется с одним Н.)
Что вы знаете о правописании Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях? (Полные пишутся с НН, а краткие с Н.)
Что вы знаете о правописании безударной гласной перед Н в кратких причастиях?
(Краткое причастие оканчивается на -ан, -ян, если прошедшее время глагола оканчивается на –ал, -ял: прочитан – прочитал; посеян – посеял. Краткое причастие оканчивается на ен (ён), если глагол в прошедшем времени оканчивается на -ил, -ел или не имеет на конце л: спрошен – спросил; обижен – обидел; отнесён – отнёс.)
ЗАКРЕПИТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
А. Упражнение стр 56 упр 124
Б. Запись с объяснением.
1. Все мои друзья достаточно образованны, и мне с ними всегда интересно.
2. Все комиссии уже образованы (созданы).
3. История эта очень запутанна.
4. Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля к победе.
В. Употребление причастий в речи.
ЗАДАНИЕ. Записать предложения. Выбрать нужное слово, объяснить знаки препинания.
(Загримировавший, загримировавшийся) актер ждал своего выхода на сцену.
Я никак не мог забыть столь (взволновавшую, взволновавшуюся) меня книгу.
Мальчик долго не мог найти своих (спрятавшихся, спрятавших) товарищей.
Изумительно красив был (искрящий, искрящийся) на солнце снег.
Организация, (строящая, строящаяся) школу, ассигновала на это крупные средства.
Взаимопроверка
МИНИ ТЕСТ проверка по ключу
4. ВЫВОДЫ И ОБОЩЕНИЯ Суммативное оценивание
272137519050РЕФЛЕКСИЯ «Круг успеха»
Заполняют оценочный лист
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§ 16 упр А) упр 134 стр 60
Б) упр 133 стр 60 С) упр 136 стр 62
Подготовить монологический ответоб образовании кратких причастий.
САМОАНАЛИЗ УРОКА