Урок-викторина по русскому языку Как будто целый мир тебе знаком, когда владеешь русским языком! в 6 классе
Викторина для учащихся 6 классов.
Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Гетманская Анна Александровна.
«Как будто целый мир тебе знаком, когда владеешь русским языком!»
На доске – эпиграфы:
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Лев Николаевич Толстой.
«Русский язык - это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». П. Мериме
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И. С. Тургенев
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» И. Тургенев
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Н. Гоголь
Цели:
1. Способствовать привитию любви к родному языку.
2. Закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках по различным разделам русского языка.
3. Продолжить воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову.
4. Способствовать активизации интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время.
5. Развивать творческое мышление учащихся, артистические способности.
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- плакат с ребусами и загадками;
- карточки с заданиями;
- раздаточный материал;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор.
Ход викторины.
Учитель: Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем празднике русского языка! Мы собрались сегодня на этот необычный урок-соревнование, чтобы проверить свои силы в знании русского языка. Вы заранее получили задание придумать название вашей команды. Приветствуем команду 6 «А» под названием____________, и 6 «Б» под названием __________. Также я рада представить вам наше уважаемое жюри в составе _______________.
Наша викторина будет состоять из нескольких этапов. Их вы видите на электронной доске. 1. Разминка. 2.Морфология. 3. Словообразование. 4.Лексика и фразеология. 5.Фонетика. 6. Орфография. 7.Подведение итогов.
ИТАК,
1 ЭТАП - РАЗМИНКА.
Знаете ли вы, что такое «хитрые вопросы»? Это старинные русские загадки, ответы на которые найти не так-то просто…Давайте посоревнуемся – какая из наших команд лучше справится с этим заданием. Первый вопрос – команде 6А, второй – команде 6Б.
В каком слове 100 Л?
Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу?
Из какой посуды нельзя есть?
Каких камней нет в море?
Где край света?
Сколько личных местоимений в слове «семья»?
От чего утка плавает?
Перечислите пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели
В каком слове 5 о?
Чем оканчиваются день и ночь?
Что находится между горой и долиной?
О ком идет речь – сын моего отца, а мне не брат?
За каждый верный ответ команда получает один жетон «Один Ум».
ВТОРОЙ ЭТАП – МОРФОЛОГИЯ.
На карточках у учащихся написаны слова. Задание - определить часть речи.
1 карточка:
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневка, тридцать третий, десятка, трехчасовой, пятерочка.
2 карточка:
Односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать четвертый, четверочка, пятерня, четверг, столовая.
Пока команды готовятся – а оценивается и правильность, и скорость, вопросы зрителям:
Подберите синонимы к словам: молодость, говорить, нестись, вымысел, вежливый, работать.
3 ЭТАП – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Задание: я загадываю вам загадку, ваша задача отгадать ее и УКАЗАТЬ, каким способом образовано это слово.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всем поклон отдает.
Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине – огонь да вода.
Зубов много, а ничего не ест.
Белая звездочка с неба упала мне на ладошку легла – и пропала.
Это что за огород?
Огород с секретом…
Во дворе у нас мороз,
А в огороде лето.
В маленьком окошке
Голубое солнце.
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.
(Все загадки дублируются на электронной доске).
За каждый правильный ответ команда получает жетон.4 ЭТАП – ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Задание: для каждой команды подготовлены карточки, на которых написаны фразеологизмы. Задача команды – сделать пантомиму по фразеологизму, задача соперника – угадать фразеологизм и объяснить его значение.
______________________________________________________________
ВОДИТЬ ЗА НОС
ПОПАСТЬ ПАЛЬЦЕМ В НЕБО
ЗНАТЬ, КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬСЧИТАТЬ ВОРОН
СХВАТЫВАТЬ НА ЛЕТУ
__________________________________________________________________
Каждой команде по жетону за правильный ответ, а также команде, показавшей лучшие артистические способности, – дополнительный жетон.
5 ЭТАП – ФОНЕТИКА.
Задание: замените в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
ГАЛКА
БЛИН
ДУБ
ВЕРА
КОЛЕНОЦВЕТИГРАГОЛОС
6 ЭТАП – ОРФОГРАФИЯ.
На электронной доске текст. Задание: исправить ошибку.
Мальчик полоскал собачку.
Мама отварила дверь
Бежит лиса через луга, долы и лиса.
Все уже спустились с горы, а Коля всё слизал.
Живу я хорошо; вначале скучал, а потом обижал всех и стало веселее.
Петр Иванович посидел быстро.
За каждую найденную ошибку – один жетон.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ УЧАЩИХСЯ- ПОНРАВИЛОСЬ ЛИ ИМ НА УРОКЕ, УЗНАЛИ ЛИ ОНИ ЧТО-ТО НОВОЕ ДЛЯ СЕБЯ, СМОГЛИ ЛИ ПОКАЗАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ?
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.