Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему Звуки речи нам нужны, звуки речи нам важны


Захарова Галина Вениаминовна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 31»,
г. Краснокамск, Пермский край






Конспект непосредственно
образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»


Тема:
«Звуки речи нам нужны, звуки речи нам важны»
(Подготовительная к школе логопедическая группа, 6-7 лет)


















Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Звуки речи нам нужны, звуки речи нам важны»
(Подготовительная к школе логопедическая группа, 6-7 лет)
Непосредственно образовательная деятельность проводится в форме игры «Что? Где? Когда?».
ЦЕЛЬ: получение специального образования детьми с речевыми нарушениями.
ЗАДАЧИ.
Коррекционные задачи:
Формировать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Продолжить формировать навык фонемного анализа и синтеза, составлять звуко-слоговую схему слова, типа СГСГС.
Образовательные задачи:
Продолжить формировать навык осознанного чтения.
Учить составлять предложение из набора слов, проводить анализ предложения.
Продолжить формировать знания детей о предложении, как синтаксической единице речи.
Учить детей способам словообразования: суффиксальный.
Развивающие задачи:
Развивать неречевые психические функции: слуховое внимание и память.
Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Продолжить формировать сознательное отношение к правильному произношению звуков речи, грамматически правильной речи.
Привить уважение и любовь к родной речи, как удивительном приобретении человечества.

Оборудование: конверты с заданиями, нотный стан, игровое поле с волчком, музыка из передачи «Что? Где? Когда?», картинки сказочных героев: Айболит, Буратино, Красная Шапочка, Мальвина. Музыкальное сопровождение А. Рыбников «Буратино». Звуковички гласные и согласные. Схема П П (предложение, непредложение). Набор слов: Кот Вася, сидит, диваном, под, замок, замок. Картинки: замок и замок, замочек. Цифры 0,1,2,3,4 (баллы).







ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети находятся в группе, играют. Звучит музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»
Педагог: Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной группе детского сада № 31 «Светлячок» начинает работу клуб «Знатоков»!
Против знатоков играют сказочные герои, имена которых мы узнаем в ходе игры.
Перед началом педагог предлагает детям образовать круг.
Проводится пальчиковая игра «Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы сейчас подружимся,
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы готовы задания выполнять!

Дети под музыку рассаживаются на свои места: сначала садятся мальчики, затем – девочки.
Перед каждым заданием крутится волчок, звучит музыка.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Задание.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит -
Это доктор ... (Айболит.)
Загадки.
Звуки эти тянутся
Песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный

Проводится игра «Гласные звуки»
Губы трубочкой тяну – получается звук У!
Рот широко открою я и произнесу звук – А!
·
Губы округли слегка и звук тяни долго – О!
Губы в улыбку растяни – получится звук И!
Какой же звук не назвали мы? – это звук Ы!
Выставляются Звуковички (гласные звуки).

А эти звуки согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь (Согласные звуки)
Выставляются Звуковочки (согласные звуки)
Уточнение. Согласные: твердые-мягкие, звонкие-глухие.

Игра «Найди лишний звук» (а,у,м,и – М; с,п,з,т – З и т.п.). Необходимо обосновать свой выбор.

Задание.
Я дружила с самим Буратино,
Зовут меня просто, ребята, (Мальвина)

Отгадай ребус – зашифровано слово ЗАМОК (поговорим о словах омографах).













Составить схему слова, анализ слова, заменить звуки буквами.
Словообразование: из двух слогов – преобразовать в три слога: замочек.
Ударение.

Игра: «Угадай слово» (по ритмическому рисунку слова, или предложены слова с проставленным ударением). Дети должны угадать задуманное слово (замок или замок).

Задание.
Это что за очень странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный.
А зовется ... (Буратино)

Физкультминутка «Буратино» (выполняется под музыкальное сопровождение)
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик видимо нашёл, Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать и подпрыгнуть!

Задание.
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет,
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный девочке встретится в лесу.
Кто же эта девочка? Отгадай сейчас! (Красная Шапочка)

Набор слов: Кот, сидит, под, Вася, диваном.

Прочитать слова, составить предложение (обратить внимание на заглавные буквы)

Чтение предложения с разной интонацией (повествовательно, вопросительно, восклицательно). Чтение подкрепляется знаками препинания (., !, ?)

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.

Клуб «Знатоков» закрывается. Все здания выполнены, общий счёт 3:0 в пользу знатоков команды подготовительной группы! Молодцы, ребята!
- Как вы считаете, что могло бы произойти, если бы исчезли звуки речи?
- Без звуков речи могли бы быть слова? Могли бы люди общаться?
- Для чего нам нужна речь? (общаться друг с другом, узнавать новое интересное в окружающем мире, можно договориться о совместной работе, игре; речь может утешить, развеселить, обрадовать!)
- Чтобы тебя поняли окружающие люди необходимо (правильно произносить звуки речи, грамотно строить предложения).
- Можем ли мы сказать о звуках речи, словах, предложениях, как об удивительно чудесном, которое нас сопровождает по жизни?
-Чудесное, ребята, всегда рядом с нами: звуки речи, слова, ударение, построение предложений, чтобы тебя поняли окружающие!
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

IV. РЕФЛЕКСИЯ
Все ли у вас получилось сегодня?
Подумайте, как работал каждый из вас, достигли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, громко похлопайте в ладоши!
Педагог награждает детей медалью «Знатоки», благодарит за хорошую и плодотворную работу. Дети идут отдыхать, сначала – девочки, затем – мальчики.

Звучит музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»








Пермский край
Краснокамский муниципальный район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31»