Программа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Путь во взрослую жизнь


Паспорт программы.

Наименование программы
Программа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Путь во взрослую жизнь»

Основания для разработки программы
Областной закон Архангельской области от 17.12.2012
№ 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области»;
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации.

Разработчики программы
Зам по ВР Верещагина С.С., социальный педагог Третьякова О.Н.

Цель
организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество в постинтернатный период.

Задачи
-разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения выпускников;
- защита прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание всесторонней поддержки выпускникам и экстренной помощи (в случае возникновения);
-оказание социально-психологической и социально-правовой помощи;

Сроки реализации программы
2016-2019 гг.


Принципы
приоритет интересов ребенка
ориентация на партнерство
непрерывность сопровождения
целостность

Направления реализации комплексной программы
Подготовительная работа.
Индивидуальная работа с выпускниками.
Совместная работа с социальным педагогом СПО.
Защита прав и интересов выпускников.
Контроль.

Формы работы, используемые при реализации программы
кураторство, наставничество,
индивидуальное консультирование,
общение с выпускниками по телефону и сети Интернет,
информационное обеспечение выпускников – оформление памяток, буклетов, рекомендаций.

Обеспечение программы
Методическое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
Материально обеспечение.

Сроки реализации программы, этапы
Август 2016-ноябрь 2016 - подготовительный период (нормативно-правовая база, разработка и описание программы, подбор методов и способов для реализации её целей и задач, отработка механизма её выполнения, работа над содержанием).
Сентябрь 2016 – апрель 20 17 - реализация программы (организация деятельности всех пунктов программы, проведение ежегодного мониторинга)
май- июнь 2017 – итоговый период (анализ работы по программе, выявление результатов и недостатков)


Исполнители
социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели, заместитель по ВР, директор ОУ.

Источники финансирования
Бюджет школы

Механизм реализации
Управление и контроль хода реализации программы осуществляются директором ОУ, заместителем по ВР, социальным педагогом.
Основные направления и положения программы уточняются ежегодно.
Для реализации программы по каждому направлению определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий; по окончанию учебного года составляется мониторинг работы по данной программе.

Предполагаемые результаты
1 направление:
-создание индивидуальных планов сопровождения выпускников;
-разработка комплекса мероприятий по постинтернатному сопровождению.
2 направление:
- реализация комплекса мероприятий по индивидуальному сопровождению выпускников школы-интерната;
3 направление:
- сбор и систематизация информации об успехах и проблемах выпускников;
4 направление:
-контроль и защита жилищных имущественных прав, прав несовершеннолетних на алименты, пенсии;
- представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
- оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
-обеспечение одеждой, обувью, личной гигиеной, канцелярией выпускника.
5 направление.
Результативность программы.


Критерии оценки ожидаемых результатов
-Получение образования и трудовая адаптация выпускников школы-интерната (получение образования, определение с местом работы).
-Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность оперативного решения возникающих проблем у выпускника.
-Реализация прав и законных интересов выпускника.
-Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
-Создание методических рекомендаций для выпускников и специалистов по вопросам постинтернатного сопровождения


Формы предоставления результатов программы
- мониторинг хода реализации программы по окончанию учебного года;
-реализация индивидуальных планов сопровождения выпускников.



АКТУАЛЬНОСТЬ.
В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта проживания в семье, жившие по определенному распорядку, сталкиваются с разного рода трудностями. Выпускаясь из школы-интерната, выпускники 9 классов, оказываются неготовыми к жизни. В основном ребята поступают, но чаще бросают учебные заведения, не трудоустраиваются, не все организации готовы взять выпускников без профессии на работу (играет также возраст выпускников 15-16 лет), очень быстро растрачивают имеющиеся на личном счете сбережения, имеются факты употребления алкогольных или психотропных веществ, совершают правонарушения и оказываются вовлеченными в преступную деятельность.  Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все без особых усилий, поэтому выпускники сиротских учреждений испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались не такими важными. Живя в учреждении трудовые навыки выпускников ограничиваются обычно заправкой кровати, уборкой помещения, в очень редких случаях они имеют опыт обращения с деньгами. Уровень ответственности выпускников необычайно низок. Часто они могут проспать и не пойти на учебу, работу, а затем просто просидеть в общежитии, дома, так как не знают как им дальше быть.
Поэтому, необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из школы-интерната оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.


Цель программы.
организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество в постинтернатный период.


Задачи программы.
-разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения выпускников;
- защита прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание всесторонней поддержки выпускникам и экстренной помощи (в случае возникновения);
-оказание социально-психологической и социально-правовой помощи.
Концепция программы базируется на принципах:
Принципы приоритета интересов ребенка и ориентация на партнерство способствуют глубокой доверительности и уважению к личности ребенка. Гуманистический подход к ребенку-сироте выражается в том, чтобы принять его таким, каким он стал под влиянием условий жизни и воспитания. Важно получить согласие на помощь и придерживаться индивидуального темпа оказания помощи ребенку. Необходимо учитывать интересы и цели ребенка.
Принцип непрерывности сопровождения гарантирует ребенку непрерывное сопровождение на всех этапах деятельности. Этот принцип означает, что дети будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периодапостинтернатного сопровождения.
Принцип целостности ориентирует на взаимодействие и сотрудничество всех специалистов школы-интерната, а также связь со специалистами учреждения среднего профессионального образования, осуществляющих работу постинтернатного сопровождения с выпускником.
Ресурсное обеспечение.
1.Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
- социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели, заместитель по ВР, директор ОУ
-социальный педагог СПО
2.Финансовое обеспечение.
Программа реализуется за счёт средств школы-интерната.

3. Механизмы реализации программы:
-управление и контроль хода реализации программы осуществляется администрацией и специалистами школы.
-основные направления и положения программы уточняются ежегодно.
-для реализации программы по каждому направлению определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий;
- по окончанию учебного года составляется мониторинг работы по данной программе.

Разделы программы.
Подготовительная работа.
Индивидуальная работа с выпускниками.
Совместная работа с социальным педагогом учреждения среднего профессионального образования (далее – СПО).
Защита прав и интересов выпускников.
Контроль.


Направления реализации комплексной программы:

Подготовительная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по постинтернатному сопровождению выпускников.


Мероприятие
Сроки
Ответственный


Ознакомление с нормативно-правовой базой по организации постинтернатного сопровождения выпускников
В т. уч. года
Зам дир по ВР, соц.педагог


Профориентационная работа с 9 классом: выбор профессии, выбор учебного заведения.
В течение учебного года
Воспитатели, кл. руководители, педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР


Подготовка личного дела выпускника
Июнь-август
Соц. педагог


Направление выпускника для продолжения обучения
август
Соц. педагог


Сбор информации о выпускнике: учеба, работа, место жительства (фактическое и закрепленное) и т.д.

В т. уч. года
Соц. педагог


Создание индивидуальных планов сопровождения выпускников
Сентябрь-октябрь
Соц. педагог, зам. дир по ВР



Индивидуальная работа с выпускниками направлена на реализацию комплекса мероприятий по индивидуальному сопровождению выпускников школы-интерната.


Мероприятие
Сроки
Ответственный


Общение с выпускниками по телефону и сети Интернет
В течение учебного года
соц. педагог, воспитатели, кл.рук.


Обеспечение выпускников памятками, рекомендациями с целью оказания психолого-педагогического и социально-правовое просвещения
В т. уч. года
Соц. педагог


Индивидуальное консультирование выпускников на темы:
«Мои ценностные ориентации»,
«Моя цель в жизни»,
«Мои переживания»,
«Куда обратиться за помощью» и т.д.

В дни приезда выпускников
Соц. педагог, педагог-психолог, воспитатели


Оказание помощи в налаживании родственных связей
В т. уч. года
Соц. педагог


Обеспечение выпускника одеждой, обувью, предметами личной гигиены, канцелярией.
В т. уч. года
соц.педагог, воспитатели


Обеспечение выпускника денежными средствами на личные нужды
1 раз в месяц
Бухгалтерия ОУ


Совместная работа с социальным педагогом СПО направлена на сбор и систематизацию информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни.


Мероприятие
Сроки
Ответственный


Получение характеристики выпускника школы-интерната: успеваемость, посещаемость, участие в мероприятиях, отношения со студентами и преподавателями, проживание в общежитии, проблемы и т.д.

В конце уч. года
соц. педагог


Получение информации по изменению места обучения или окончания обучения, изменению места проживания

В т. уч. года
соц. педагог


Организация летнего отдыха
Июнь-август
соц. педагог, директор ОУ


Сопровождение выпускника к месту обучения
В т. уч. года
соц. педагог



Большая часть выпускников не знают, какими правами в государственных гарантиях они обладают. В числе социальных гарантий, которые контролируются школой-интернатом, являются:
Получение жилья выпускниками (контроль за состоянием закрепленного жилого помещения);
Получение пособий, пенсий;
Алиментные обязательства;


Мероприятие
Сроки
Ответственный


Направление запросов в органы государственной и муниципальной власти с целью контроля за закрепленным жильем
2 раза в год
соц. педагог


Контроль за поступлением денежных средств на лицевой счет выпускника (получение пенсий, алиментов и т.д.)
1 раз в 3 месяца
соц. педагог


Взаимодействие с отделом судебных приставов по взысканию алиментов, привлечение неплательщиков по ст. 157 УК РФ, взыскание неустойки и т.д.
В теч уч. года
соц. педагог


Взаимодействие с отделами ГУ-УПФ по вопросам пенсионного обеспечения
В теч уч. года
соц. педагог


Информирование выпускников о правах (памятки, буклеты, брошюры, методические материалы)
В теч уч. года
Соц. педагог



Примерная тематика заочных лекториев, буклетов, методических материалов

Тема
Сроки
Ответственный

1
«Правовой навигатор»
в т.ч. уч.года
Соц. педагог

2
«Куда обратиться за помощью»
в т.ч. уч.года
Соц. педагог

3
«Жилье мое»
в т.ч. уч.года
Соц.педагог

4
«Мои сбережения»
в т.ч. уч.года
Соц.педагог

5
«Как правильно тратить деньги»
в т.ч. уч.года
Соц.педагог

6
«Поиск работы - это тоже работа »
в т.ч. уч.года
Соц.педагог

7
«Законы, которые мне помогут»
в т.ч. уч.года
Соц. педагог

8
«Моя семья»
в т.ч. уч.года
Педагог-психолог

9
«Мои ценности»
в т.ч. уч.года
Педагог-психолог

10
«Стремление к цели»
в т.ч. уч.года
Педагог-психолог


Контроль.
1.
Создание системы мониторинга хода реализации программы
зам дир. по ВР, социальный педагог
По окончании учебного года

2.
Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения школьников.
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители
В т.ч.года


Ожидаемый результат.

Профессиональная самореализация и трудовая адаптация выпускников школы-интерната.
Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность оперативного решения возникающих проблем у выпускника.
Реализация прав и законных интересов выпускника.
Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Создание методических рекомендаций для выпускников и специалистов по вопросам постинтернатного сопровождения.

К критериям успеха реализации программы можно отнести:
Наличие и ступень образования выпускника
Постоянная работа, продолжительность работы на последнем месте
Состояние жилья
Наличие собственной семьи, постоянность отношений
Порядок проведения досуга
Экономическое состояние
Активность в обществе

По данным факторам будет возможно оценить:
саморазвитие личности, самооценку и уверенность в своих силах;
развитие чувства психологической защищенности и комфорта;
осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения;
активность, работоспособность;
самостоятельность принятия решений и степень ответственности за него;
профессиональное самоопределение;
умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;
благоприятный статус в учебном заведении и по месту работы;
психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию ребенка;
позитивные изменения в развитии личности, стремление развивать свои склонности и способности.










15