Классный час по правовому воспитанию
Цель:
Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи:
Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
формировать систему правовых знаний;
способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Ход и содержание воспитательного занятия
Организационный момент.
Основная часть.
Мини-лекция о «Конвенция о твоих правах».
Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ - Конвенция «О правах ребенка». Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие существа до 18 лет (статья 1).
Викторина-разминка
С момента появления на Земле людей возник главный вопрос: что разрешено, а что нет? Потому со временем появились декларации прав человека, конституции и другие законодательные акты. В законах всегда четко прослеживаются права человека. А какие права знаете вы? (при затруднении учащихся можно воспользоваться наводящими вопросами). Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению.
«Права литературных героев»:
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка»).
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде).
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка).
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? (лягушка-путешественница).
В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок»)
Конкурс.
Иногда проявление наших человеческих пороков как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям.
Какие еще, по вашему мнению, качества человека могут привести к правонарушениям?Теперь я вам предлагаю разделить следующие понятия двум колонкам таблицы: Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень.Добро
Конкурс «Права человека».
Командам раздают контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Зло
1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на ____ (личную неприкосновенность).2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется свом правом на ______________(получение бесплатного образования)3.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ____________(пользоваться учреждениями культуры).4.Напавшие на Буратино кот Барзилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино__________(иметь имущество в собственности).5.Полицейские, ворвавшиеся в коморку папы Карло, нарушили его право на ____________(неприкосновенность жилища)6.Когда Буратино, и лиса Алиса и кот Базилио отправлялись в Страну дураков, они воспользовались правом __________________(уехать из страны и вернуться на родину).
2.5. Разбор ситуаций. Кто прав?
Команды получают листы с описанием правовой ситуации и вопросом, на который необходимо ответить письменно.
^ Ситуация первая:Пятнадцатилетний Павел Свободный не верил в Бога. А его родители считали, что каждый должен ходить в церковь, молиться и знать Библию. Родители заставили Павла ходить в воскресную школу при церкви, несмотря на то, что ребенок этого не хотел.Были ли в данном случае нарушены права человека? Свой ответ поясните.Ответ: в данном случае нет ограничения или нарушения прав человека. Правом на свободу выбора религии обладают только взрослые. Государство уважает право родителей на создание условий для религиозного воспитания. Павел должен будет ходить на занятия в воскресную школу до своего 16-летия, т.е. пока он находится под опекой родителей.^ Ситуация вторая: Старший брат Пети в последнее время подружился с группой молодых людей, которая называет себя скиндхедами. Приходя домой, он рассказывал Пете о том, как скинхеды борются со всеми инородцами, защищая честь русских. Однажды он пришел и рассказал, как они вместе с друзьями избили «черного». При этом ни о чем просил не рассказывать родителям и учителям. Как должен поступить Петя? И как поступили бы вы?^ Ситуация третья. Отец мальчика, укравшего у товарища велосипед, долго убеждал сына сознаться, обещая, что не накажет его. А, когда мальчик признался в краже, отец тут же закричал: «Ну и выпорю же я тебя!» Справедливо ли поступил отец мальчика? Можно ли назвать его честным человеком?III. Подведение итогов.
Оформлением и защита проектов о трех планетах: «Планета все можно», «Планета все нельзя», «Планета права и закона».Скажите, ребята, на планете где ничего нельзя можно получать образование? А веселиться, играть? Можно ли жить, дышать и вообще существовать.!?Можно ли жить, веселиться, играть, убивать животных и все живое? Красть, обижать, обзывать?! Как вы думаете хорошо это или плохо, когда все можно!?
Замечательно! А на планете как наша, где есть право и закон можно играть, учиться, гулять!?Хорошо! Давайте посмотрим, что у вас получилось! Скажите, пожалуйста, ребята, на какой из планет вы бы хотели жить и почему??? (на планете, где есть право и закон)
Вы теперь понимаете, что без прав закона нам существовать нельзя!?Ребята, так давайте всегда чтить и соблюдать закон!