Урок литературного чтения по теме И. Соколов-Микитов Узоры на снегу
Урок литературного чтения во 2 классе
по УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Цели урока: -прививать любовь к природе, учить понимать природу;
-работать над развитием выразительной речи, мышления,
-расширить кругозор детей.
Образовательные: способствовать формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, нести пропедевтические (подготовительные) основы для изучения литературного произведения, обеспечить межпредметные связи с уроками окружающего мира.Развивающие: развивать наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.Воспитательные: способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- определять правила работы в паре;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;Оборудование: учебник Л.А. Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», запись на доске, цветные карандаши, карточка с кроссвордом, фильм «Следы на снегу».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1. Орг. момент
- Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка домашнего задания.
-Произведение какого автора читали дома?
- Прочитаем и узнаем, как вы назвали каждую часть этого произведения.
3. Мотивация и актуализация знаний.
На доске: Лес
зима
сугроб
узоры
Прочитайте слова.
Используя эти слова, скажите, какую картину можно нарисовать?
Какие узоры можно увидеть на снегу?
Просмотр учебного фильма «Следы на снегу»
- А сейчас мы совершим прогулку по лесу и посмотрим, какие узоры можно увидеть на снегу.
- Понравился фильм?
- Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?
- Как шла лиса? (ровной цепочкой)
- На что похожи следы мышки? (углубление, ямка и след от хвостика)
- Как определить в лесу, где гнездо белки? (Вокруг дерева разбросаны остатки шишек)
- Чем питается лось зимой? (веточками кустарников и деревьев)
Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх)
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой. (шаги на месте)
5. Первичное восприятие художественного произведения.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И. Соколова – Микитова " Узоры на снегу".
- Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос: Какие узоры на снегу увидел автор? (Читает Варя)
- Понравилось ли вам произведение?
- Что вас удивило?
- К какому жанру относится данное произведение?
6. Включение нового знания в систему повторения.
(Повторное чтение по обзацам и ответы на вопросы)
1) - Что такое скатерть? (Скатерть- это изделие их плотной ткани, которым накрывают стол.) В каком значении это слово употребил автор?
-Есть ли в этой части текста сравнение? (Снег- белая скатерть, белые шапки)
-Можете ли вы предположить, для чего автор использует это сравнение, повторяет его? (Белый цвет чистый, свежий, поэтому на нем хорошо заметны красивые узоры - следы.)
- Какие сугробы в лесу? (глубокие)
- Когда они могут быть глубокими?
2) - Что видят на снежной скатерти охотники?
- Как эти узоры можно назвать по-другому? Прочитайте.
- Кто может объяснить, что значит «читать узоры»? (Читать узоры – распознавать следы).
3)- Какое животное вам мало знакомо? (горностай)
-Кто о нём может рассказать? (Это небольшой хищный зверёк с белым в зимнее время мехом и чёрным кончиком хвоста)
- Докажите словами из текста, что он хищник?
(Он охотится за птичками и мышами)
4) - Кто из вас зоркий наблюдатель и сможет найти сравнения в этом отрывке? С чем сравниваются следы лисы (С красивой цепочкой)
- Как шли волки? (след в след)
- Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете какого? (собаки)
5) -А на что похожи следы лося? Почему они поднимали снег копытами?
(Это очень сильные звери с мощными копытами. Они оставляли глубокий след на снегу.)
- Почему же рассказ озаглавлен «Узоры на снегу»?
(Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в тихом зимнем лесу, об этом можно узнать по следам на снегу.)
7. Игра «ОХОТНИКИ»
- Охотники очень внимательны и наблюдательны. Разложите картины с животными в таком же порядке, как в тексте. (Заяц, горностай, лиса, волк, лоси)
- К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.
- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
- Почему?
-Следы каких животных похожи? (лисы и горностая) Чем? (Форма цепочки)
-Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете, какого? (Собаки)
Рассказ об авторе.
- Познакомившись с рассказом И. Соколова – Микитова, что вы можете сказать о нем, как о человеке? ( И.Соколов-Микитов в своих произведениях в самом обычном увидел много интересного, неожиданного. Есть над чем поразмышлять.)
- Мог ли написать такой интересный рассказ человек, который редко бывает в лесу?
Учитель показывает портрет автора
Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».
В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.
Выставка книг автора.
Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр — «На камушке», «Заря - зареница» — с народными традициями и фольклором.
9. Работа в парах «Разгадай кроссворд»
- Вернемся к его произведению «Узоры на снегу». Вам предстоит разгадать кроссворд. Впишите названия животных, которые оставили на снегу следы и раскрасьте их.
10. Итог урока.
- Какова тема этого рассказа?
- Какой характер у зимы?
- Что может заставить человека часто бывать в лесу?
- Как мы можем помочь животным зимой?11. Д/з. стр.160 ответить на вопрос № 3