И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Открытый урок во 2 классе.


И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
Предварительная беседа: дать задание 3-4 хорошо читающим детям подготовить выразительное чтение рассказа И. Соколова-Микитова « Листопадничек».
Цели: ознакомить учащихся с рассказом И. Соколова-Микитова « Листопадничек»; оживить в памяти детей личные наблюдения за природой; продолжить формирование умений и навыков чтения;
Развивать восприимчивость детей к красоте природы, способность анализировать художественный текст; работать над повышением техники чтения; воспитывать чувство любви и уважения к своим родным, к родной природе; вызвать желание общаться с ней, любоваться ею.
Оборудование: стихотворение Г. Виеру « Мама, почему?»; мяч; плакаты с изображением природы; рассказ И. Соколова-Микитова « Листопадничек».
Ход урока
1.Повторение изученного материала
Внимательно прослушайте стихотворение Григоре Виеру « Мама, почему?»
-Почему на голове твоей
Волосок один других белей?
-От забот, любви и от тревог:
Ты один ведь у меня, сынок.
-Но ведь бабушка белей тебя,
Больше любит бабушка меня?
-Просто больше у нее детей,
Вот и стала бабушка белей…
- Как вы думаете, почему бабушка и мама носят в волосах седину? (Они так сильно переживают за своих близких.)
Правильно, наши родные всегда волнуются за нас, мечтают о том, чтобы у нас все было хорошо и у нас все получилось.
- Ребята, давайте вспомним, о ком вспоминает Пришвин в своем рассказе «Моя Родина». ( О своей матери.)
- Чем угощала мама Пришвина своего сына ? ( Вкусным чаем.)
- С чем ассоциируется мать у Пришвина ? (С молоком, чаем, ранним утром, солнцем, радостью и счастьем, с самой природой.)
Что, по мнению автора так необходимо человеку? (Природа, Родина)
- Какой делает вывод Пришвин в конце рассказа ? ( Охранять природу- значит охранять Родину)
2. Работа над новым материалом
Ребята , посмотрите на доску, что вы видите? ( Осенний лес.)
- Давайте вспомним , что у нас происходит осенью в лесу? ( Холодает, на землю с деревьев опадает листва, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме.)
Сейчас мы поиграем и вспомним, как разные животные переживают зиму. Я буду бросать мячик и называть животное. Ваша задача- быстро сказать, как зимует это животное.
-Белка…(делает запасы на зиму, затем прячется в дупле от холодов).
-Медведь…( всю зиму спит в берлоге)
-Полевая мышь…( делает в норке запасы на всю зиму)
-Ёжик…(находит сухое местечко, заворачивается в листву и спит)
-Бобёр…(строит на плотинах хатки , в которых зимует)
-Волк…( всю зиму бегает по лесу, охотясь на более мелких животных).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Отгадайте загадку.
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шубка серая для лета,
Для зимы – другого цвета. (ЗАЯЦ)
Вот сегодня , ребята, мы узнаем, как провел зиму заяц в сказке И. Соколова-Микитова « Листопадничек». Внимательно слушайте текст, чтобы после вы смогли ответить на мои вопросы. ( Чтение сказки вслух)
-Понравилась вам история о маленьком зайчике?
- Как называют охотники осенних зайчат? (Листопаднички)
-Найдите в тексте описание поздней осени. ( чтение соответствующих абзацев)
-Какое настроение вызвали у вас картины поздней осени? ( Унылое, грустное)
-Чего испугались листопаднички? ( Замерзнуть на болоте зимой)
-Как их успокоила старая зайчиха?
-Кто не поверил старой зайчихе? (Самый маленький листопадничек)
-Как вы думаете, правильно ли поступил маленький зайчонок, убежав в теплые страны за журавлями? Почему?
- Ребята, а вы всегда слушаете своих родителей, которые вас любят и заботятся о вас?
-Зайчику повезло, он не встретился ни с волком, ни с лисой. А с кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? ( С бобрами)
- Прочитайте, что делали бобры на речке.
-Какая идея посетила зайчонка?
-Пустили бобры к себе зайца? ( Да)
-Кто уже спал в хатке на втором этаже?
-Прочитайте, как бобры ставили крышу над хаткой.
-Что не понравилось зайцу в хатке? ( Было темно)
-По кому заскучал зайчонок?
-почему заяц сразу не ушел то бобров? (Был только выход через холодную воду)
-Чем занимался холодной зимой заяц в бобровой хатке?
Давайте прочитаем по ролям отрывок, когда бобры пригласили зайчика к обеду.(Чтение по ролям, в процессе отрабатывается нужная интонация).
-Кого встретил Листопадничек на следующий день, когда пришел в кладовку за едоц для бобрят? (Выдру)
-Найдите в тексте, что слышал зимой Листопадничек за пределами хатки?
- Кого часто вспоминал зайчонок?
Давайте немного отдохнем и проведем физминутку.
Много бед таят леса,
(наклоны головы вправо-влево)
Волк, медведь там и лиса!
(круговые движения плечами)
Наш зверек живет в тревоге,
(приседания)
От беды уносит ноги.
(бег на месте)
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.. (все хором: «ЗАЙКА»!!!)-Сейчас мы можем продолжить работу. Что произошло в бобровой хатке весной? Кто предложил зайцу, который не умел плавать, сесть ему на хвост?( Старый бобер)
-Найдите в тексте, как заяц спасался от воды.
-Почему мать-зайчиха сразу не смогла узнать своего зайчонка?
-Почитайте отрывок из текста о встрече зайчихи с зайчонком.
-Почему заяц крепко-крепко заснул? ( Он был дома с родными)
-Почему заяц прослыл на болоте самым храбрым и отчаянным ?-Ребята, как вы думаете, будет ли еще Листопадничек стремиться попасть в теплые страны? Почему? ( Нет, он понял, что дома лучше)
Правильно, ребята! Только разлука с домом и жизнь в темной норе бобров позволила зайчонку понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады его старая мать-зайчиха и братья с сестрами.
-Подумайте, почему автор именно так закончил свое произведение? Вспомните начало нашего урока. (Он хотел показать, что у каждого есть своя родина, которая ему дорога).
3.Подведение итогов
-Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на уроке?
-О ком рассказывается в этой истории?
-Где довелось провести зиму главному герою?
-Почему зайчику неуютно жилось у гостеприимных хозяев?
-Куда вернулся зайчик при первой возможности?
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение. Ответить на вопросы и придумать свой рассказ о путешествии по осеннему или зимнему лесу.