Урок по литературному чтению на тему О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Тема: О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Класс :3
Учитель: Велигодская Оксана Алексеевна
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать
Планируемые результаты
Предметные:
познакомится с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;
научится выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему
и главную мысль произведения,
пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план Метапредметные:
познавательные: анализирует литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляет основную мысль произведения, формулирует ее на уровне обобщения;
регулятивные: читает в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознает смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: отбирает аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания. Личностные:
называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих
о Родине; предлагать формы
и варианты проявления своих чувств по отношению к своей
Родине
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающейся (осуществляемые действия) Формируемые способы
деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Проверяет готовность учащейся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающуюся.
– Я желаю тебе доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Посмотри на меня – улыбнись.
Сообщает о готовности к уроку. Определяет самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») Умеет слушать в соответствии с целевой установкой, принимает и сохраняет организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
1) Игра «Доскажи словечко».
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
Проводит игру «Доскажи словечко».
– Мать моя вставала… (рано).
– Мать угостила меня… (чаем с молоком).
– Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону.
– Я начал вставать до… (солнца).
– Потом и в городе я вставал… (рано).
– После чаю я… (ходил на охоту).
– Моя охота была в… (находках).
– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни). Отвечает на вопросы учителя. Рассказывает о выполненной дома работе.
Участвует в игре.
Выдвигает гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеет слушать в соответствии
с целевой
установкой. Принимает и сохраняет учебную цель и задачу. Дополняет, уточняет высказанные мне-
2) Беседа. – Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе?
– Подбери однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный, родня, родные, родимый, род.)
– Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).– Прочитай отрывок наизусть .ния по существу полученного задания
2. Речевая разминка Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитай скороговорку с вопросительной интонацией.
– Прочитай с утвердительной интонацией.
– Прочитай с сердитой интонацией.
– Прочитай с веселой интонацией.
– Прочитай с ускорением.
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
– Найди однокоренные слова. Подбери другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.) Выполняет речевую зарядку. Отвечает на вопросы учителя по речевой разминке III. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Отгадай загадки.
Есть на речках лесорубыЧто за зверь лесной
В серебристо-бурых шубах.Встал, как столбик, под сосной
Из деревьев, веток, глиныИ стоит среди травы –
Строят прочные плотины. Уши больше головы.
(Бобры.)Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц.)
– Что ты знаешь о бобрах?
– Что ты знаешь о зайцах?
– Как ты думаешь, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня будем читать о них.)
– Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитай тему
урока.
– Определи цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Как ты думаешь, о чем это произведение? Как ты думаешь, о ком или о чем будет произведение с таким названием? (Предположения учащейся о том, кого могут звать Листопадничком.)
– Как ты думаешь, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?
– Как называют зайцев, родившихся осенью?
У нас в семье большая радость,
Пусть листья падают, летят,
В канавке теплой, под осинкой,
Три листопадничка лежат.
– Как ты думаешь, что могло бы произойти осенью с этим героем?
– Предположи, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
– Ты попыталась предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией И. С. Соколова-Микитова Обсуждает тему урока. Отвечает на вопросы учителя, формулирует цель урока. По названию произведения определяет тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяет задачи чтения
и составляет план чтения Принимает
и сохраняет учебную
цель и задачу. Анализирует, находит общее и различия, делает выводы. Осознанно и произвольно строит
речевое высказывание в устной форме
IV. Подготовка к восприятию произведе-
ния. Знакомство с биографией автора Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал).
– Что ты узнала об авторе?
– Когда и где он родился?
– Где он учился?
– Кем работал?
– Как он жил последние годы? Слушает рассказ учителя, рассматривает фотографии, портрет автора.
Задают вопросы о творчестве автора Осуществляет анализ объектов
с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем.
Проводит словарную работу.
– Объясни значение слов, выражений, записанных у нас на листочке. Проверь свои ответы по толковому словарю.
Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.
Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.
Ходко (разг.) – легко и быстро.
Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.
Мигом – очень быстро.
Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.
Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.
Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).
Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды.
– Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»? Работает с толковым словарем.
Осуществляет анализ произведения. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляет контроль по результату
2. Первичное чтение произведения.
3. Беседа по содержанию прослушанногоОрганизует первичное прослушивание текста .Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли тебе произведение?
– Вырази свое мнение о произведении одним словом.
– Что тебе особенно понравилось в этой истории?
– Как ты думаешь, это рассказ или сказка? Докажи. (Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.).
– Какая эта сказка? (Авторская.)
– Изобрази схему сказки. Ты должна выбрать нужные элементы (см. ресурсный материал).
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– О ком это произведение?
– В какое время года появились зайчата?
– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет?
– Где живут зайцы?
– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
– Как ты думаешь, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?
– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?
– Какие еще птицы улетают на юг? Почему?
– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
– Как животные готовятся к зиме?
– Как бобры строили свою плотину?
– Как бобры спасали Листопадничка?
– Как ты считаешь, «Листопадничек» – это сказка или рассказ?
– Найди животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон, осел, антилопа.) Прослушивает текст. Отвечает на вопрос, определяет жанр произведения. Отвечает на вопросы учителя.
Аргументирует свою точку зрения.
VI. Повторное чтение и анализ произведения.
1. Повторное чтение произведения.
2. Беседа по содержанию прочитанного. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?
– Это рассказ или сказка? Докажи (Это сказка, потому что герои-животные разговаривают, путешествуют.)
– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
– Как улетали журавли?
– Как вели себя другие звери?
– Кого встретил зайчонок во время путешествия?
– Как провел зайчонок зиму?
– Почему зайчонок остался в хатке бобров?
– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?
– Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?
– Каким ты увидела зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?
– Опиши Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:
• мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края);
• непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
• любознательный (задает вопросы бобрам);
• терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
• добрый (помогал нянчить бобрят);
• заботливый (кормит бобрят);
• смелый (научился плавать);
• любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
– Дай характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:
• трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
• запасливые (готовят корм на зиму);
• гостеприимные (приютили зайца);
• заботливые (волнуются за бобрят);
• смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);• чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащейся, подводит итог.
– Выбери самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясни свой выбор.
• Много спать – дела не знать.
• Дома и стены помогают.
• Всякий кулик свое болото хвалит.
• Чужая сторона – дремучий бор.
• В гостях хорошо, а дома лучше!
• Друзья познаются в беде. Читает произведение. Взаимодействует с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном
режиме.
Участвуют в беседе и корректирует, изменяет свою точку зрения.
Делает выводы и свои ответы подтверждает выдержками из текста произведения.
Дает характеристику Листопадничка, сверяя
с образцом.
Дает характеристику
бобров, сверяя с образцом.
Выразительно читает.
Аргументирует свою точку зрения. Осуществляет анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулирует свое мнение и позицию.
Строит монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Делает выводы, извлекает информацию из различных сточников. Аргументирует свою позицию. Планирует свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
3. Выборочное чтение. – Какую истину ты сегодня поняла, открыла для себя? О чем тебя заставила задуматься сказка?
– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?
– Согласна ли ты с автором, что заяц был храбрым и почему? Подбери синонимы к слову «храбрый».
– А как ты понимаешь слово «отчаянный»?
– Найди и зачитай, как Листопадничек ушел из дома.
– Найди и зачитай, как жилось зайчику у бобров.
– Найди и зачитай, как произошла встреча Листопадничка с матерью?
– Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?
– Что вызывало тревогу и слезы зайчат?
– Как их успокаивала мама?
– Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло?
– Какой можно сделать вывод?
– Какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке?
• На чужой стороне и весна не красна.
• На чужой сторонушке рад своей воронушке.
– Какой же вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа? – Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.
– «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде».
– Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный.
– Совершил необдуманный поступок.
Лучше родного дома
и родной мамы нет
никого на свете. 4. Чтение по ролям. – Найди отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитай его. Во время чтения отметь карандашом всех действующих лиц.
Назови действующих лиц этого отрывка. Давай прочитаем его по ролям.
– Разгадай кроссворд (см. ресурсный материал).
Ключевое слово: листопадничек. VII. Самостоятельная работа Проводит тестирование.
– Выбери правильный ответ (см. ресурсный материал) Записывает верные ответы на тестовые задания Владеет навыками самостоятельной работы
VIII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
• Написать свои пожелания зайчику на осенних листочках и положить их в корзину.
• Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумать свой рассказ Внимательно слушает, задают уточняющие вопросы Осознает, принимает, сохраняет учебные задачи
IX. Итог урока. Рефлексия Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающейся. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало тебя во время урока?
– Что нового узнала на уроке?
– С каким произведением ты сегодня познакомилась? Кто его автор?
– Что означает слово «листопадничек»?
– Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе?
– Понравилось ли тебе произведение? Какие чувства оно у тебя вызвало? О чем заставляет задуматься? Продолжите предложения:
Мне понравилось…
Мне показалось интересным…
Я восхищаюсь…
Если бы я был художником, то…
Если бы я был автором, то…
– Понравилась ли тебе работа на уроке?
– А теперь оцени свою работу, настроение. У тебя на столе лежит изображения зайчиков и три полянки, которые могут соответствовать твоему настроению. Выбери нужную и прикрепи туда зайчика.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О И. С. СОКОЛОВЕ-МИКИТОВЕ
И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях – зверях и птицах российских лесов.
Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.
СХЕМА СКАЗКИ
КРОССВОРД
1 1. Перелетные птицы. (Журавли.)
2. Животные, залегающие на зиму в спячку. (Ежи.)
3. Время года, когда рождаются листопаднички. (Осень.)
4. Место, где у Зайчихи в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» родились зайчата. (Болото.)
5. Грызуны с ценным мехом, живущие по лесным рекам. (Бобры.)
6. Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъема уровня воды. (Плотина.)
7. Жилище бобров. (Хатка.)
8. Враг бобров. (Выдра.)
9. Что было в зубах у врага бобров в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»? (Рыбина.)
10. Растение, веточками которого питаются бобры. (Ива.)
11. Листопадничек – это… (зайчонок).
12. Лакомство зайцев. (Репка.)
13. Произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» – это… (сказка).
4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 ТЕСТ
1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?
а) Мать-зайчиха;
б) седой Бобр;
в) выдра.
2. Как называется в хатке бобров место хранения корма?
а) Кладовая;
б) плотина;
в) нора.
3. У старой зайчихи на болоте родились…
а) Три маленьких зайчонка;
б) два маленьких зайчонка;
в) четыре маленьких зайчонка.
4. Этот незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большая рыбина. Делает много зла, портит и разоряет плотины.
а) Жадная росомаха;
б) разбойница-выдра;
в) злая рысь.
5. Как называют охотники зайчат, родившихся осенью?
а) Беляками;
б) русаками;
в) листопадничками.
6. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?
а) Чтобы поиграть в лесу;
б) искать журавлиные теплые страны;
в) ходить по плотине.
7. Для кого стал нянькой маленький зайчонок?
а) Для долговязых журавлят;
б) маленьких зайчат;
в) пушистых бобряток.
8. Какие звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок?
а) Бобры;
б) лисицы;
в) выдры.
9. А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку…
а) Лапки;
б) хвостик;
в) ушки.
10. Выход из бобровой хатки один – …
а) Под водою;
б) на болоте;
в) в уголке на сене.
11. Бобровое кушанье – это…
а) Репка;
б) рыбина;
в) ивовая и осиновая кора.
12. Сколько в бобровой хатке этажей?
а) Два;
б) три;
в) четыре.