План-конспект урока по русскому языку Образ Маши Миронововй в повести А.С.Пушкина Капитанская дочка
План-конспект урока русской лит-ры в 8 «Д» классе
Тема. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Образ Маши Мироновой.
Цель:
1) вспомнить, что такое реализм и когда он появился; совершенствовать умения учащихся выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям; научиться выразительно читать и комментировать прочитанное; отвечать самостоятельно на вопросы, высказывать свою точку зрения; дать характеристику Пугачеву, Гриневу, Маше; научиться ориентироваться в тексте;
2) развитие навыков чтения и работы с текстом, умений анализировать прочитанное и делать выводы; мотивировать школьников на самостоятельное чтение литературы; развивать грамотную речь; развивать образное мышление; развивать навыки анализа драматургического текста, развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, актёрские способности;
3)воспитать эмоциональную отзывчивость подростков; воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать; воспитывать читательскую культуру учащихся, внимательного и вдумчивого читателя.
Отрывки из фильма.
Ход и содержание урока
1.Орг. момент.
2.Вопрос к классу: Что есть исторического и вымышленного в повести «Капитанская дочка»?
Историческая правда Художественный вымысел
1. Исторические герои. 1. Вымышленные лица.
2. Крестьянское восстание: взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга. 2. Встречи с Гриневым. Взаимоотношения с Гриневым.
3. Казнь Пугачева и его сподвижников. 3. Присутствие Гринева на казни, встреча Маши с Екатериной II.
3.Проверка д/зКто такой Петр Гринев?
Петр Гринев — главный герой произведения. Это честный, благородный и добрый человек, которого воспитывал отец. Андрей Петрович Гринев — бывший военный с открытым сердцем и искренней душой. Он не желает быть зависимым от других и «выпрашивать» чины. Именно поэтому служба его закончилась быстро. Он полностью посвятил себя воспитанию сына и вырастил благородного человека
Взрослый Петя грезил о яркой и интересной службе в Петербурге, но строгий отец выбрал ему достойное место и отправил служить под Оренбург. На прощанье Андрей Петрович сказал: «Береги платье снову, а честь смолоду». Эти заветные слова Петр пронес через всю жизнь.
В Оренбурге молодой Гринев встретил свою настоящую любовь — скромную и застенчивую девушку Машу Миронову. Главная героиня повести жила в семье коменданта, смелого и правильного мужчины, верного подданного императрицы Екатерины II.
Характер отца и благородство дворянина с возрастом проявляются в Петре Андреевиче все больше. Особое впечатление произвела дуэль между Гриневым и Швабриным — злым и подлым ровесником Петра. Швабрин публично оскорбил Машу, а Гринев отстоял честь девушки. В итоге Петр был ранен, а Швабрин вышел победителем, но каким! Этот несчастный трус нанес удар со спины.
В повести «Капитанская дочка» образ Петра Гринева — один из самых ярких и запоминающихся. Этот парень не отличается изворотливым умом и богатырской силой, но зато он открыт, искренен и наивен. Именно эти качества вызывают у читателей особую симпатию. Он не лицемерит и не притворяется, даже находясь на грани смерти. Так выражается крепость характера и истинное благородство.
Дайте характеристику Пугачеву.
В центре этой повести еще находится сложная личность бунтаря Пугачева. Несомненно, это очень интересный и незаурядный образ. С одной стороны, предводитель крестьянского восстания – безжалостный человек. Взяв штурмом Белогорскую крепость, он начинает убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III. Пугачев не милует никого: ни молодых, ни старых. Здесь он предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца». Но, несмотря на все отрицательные черты, образ Емельяна Пугачева не лишен и достоинств. В повести показаны замечательные способности Пугачева как руководителя. Его действия противопоставлены бездарным действиям царских генералов. В «Капитанской дочке» Пугачев показан не только как военный начальник, но и как человек. Когда, по дороге на службу, Петруша Гринев и Савельич заблудились, на помощь им приходит простой мужик с хитрыми сверкающими глазами. В знак благодарности на следующий день Гринев дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. Тогда еще Петр не подозревал, кого он встретил и какую роль сыграет этот подарок в его судьбе. В следующий раз Гринев встречается с Пугачевым уже в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Узнав Петрушу, разбойник дарит ему жизнь. В сцене беседы Пугачева с Гриневым раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска. Пугачев говорит: «Улица моя тесна; воли мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче свою шею выкупят своею головою». Я думаю, Емельян Пугачев понимает свою неизбежную участь. 4.СМОТРИМ ОТРЫВКИ ИЗ ФИЛЬМА.
- Рассмотрим таблицу. (Таблица раздаётся каждому ученику)
- Итак, из приведенной таблицы мы можем определить, какой же образ нарисовал перед нами Пушкин? Какая она, Маша Миронова? (характеристика записывается в тетрадь)
- Какие значимые приметы помогли нам увидеть сегодня образ главной героини повести? Ответить вам поможет мозаика. Вы должны соотнести характеристику образа с его составляющими, и у вас получится портрет Маши.
Милая; скромная, почтительная; воспитанная в христианских традициях, свято им преданная, верная в своих чувствах; в чем-то робкая, трусиха, но смелая и решительная в критических ситуациях.
Подведение итогов
- Итак, образ – это совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму.
1 Внешность Милая
2 Манера поведения
Скромная, почтительная
3 Характер Воспитанная в христианских традициях, свято им преданная, верная в своих чувствах
4 Поступки В чем-то робкая, трусиха, но смелая и решительная в критических ситуациях
В страшной ситуации, в которую попала Маша Миронова, Гринев находит помощь именно у Пугачева. В этих эпизодах особенно ярко проявились справедливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Он освобождает Машу от страшного плена и благословляет ее союз с Петром Гриневым. Таким образом, Пушкин изображает Пугачева как противоречивый характер, в котором сочетаются и положительные и отрицательные качества. Мне кажется, что Емельян Пугачев - незаурядная личность, с очень сильным характером и яркими талантами.
Домашнее задание
Стр.238 ответы на вопросы (1, 3, 4,7,8, 10)
Образ Маши Мироновой
Внешность Манера поведения Характер Поступки
«Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели.»
«В самую эту минуту дверь отворилась, и Марья Ивановна вошла с улыбкою на бледном лице. Она оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило»
«Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку».
«Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным. «Я так и обмерла…»
«Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители конечно рады будут ее счастию».
«Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок».
«Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачевым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца».
«Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы».
«Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила».
«Смела ли Маша?» — отвечала ее мать. — «Нет, Маша трусиха».
«Я в ней нашел благоразумную, и чувствительную девушку».
«А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
«Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей».
«Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию».
«Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало».
«Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах».
«Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».
«Проснувшись подозвал я Савельича, и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал».
«Марья Ивановна от меня не отходила. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. «Но подумай хорошенько» — прибавила она: — «со стороны твоих родных не будет ли препятствия?»
«Я показал письмо Марьи Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его, и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви».
«Я пошел объявить обо всем Марье Ивановне. Она побледнела в свою очередь. Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: «Видно мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы…» «Нет, Петр Андреич», — отвечала Маша — «я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…»
«Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею моего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания, и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти».
«Вдруг Марья Ивановна, тут же сидевшая за работой, объявила, что необходимость ее заставляет ехать в Петербург, и что она просит дать ей способ отправиться».
«Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность».
«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад.
— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.
— Неправда, ей богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю».
«В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню…»
»
Войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии