Методическая разработка урока по литературе на тему Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»


Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
Концепция
народного характера в повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине ОДБ.02. Литература
для преподавателей литературы ОБПОУ «КЭМТ»

Разработчик: Усова Галина Анатольевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
2015 г.
РАССМОТРЕНА
на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей русского языка
и литературы
Протокол №___ от______2015г.
Председатель ПЦК ____
М.В. Грибанова
РАССМОТРЕНА
методическим советом техникума
Председатель методического совета ________ Г.Н.Галахова
«____» __________ 2015г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________ А.В. Ляхов
«____» __________ 2015 г.
Концепция
народного характера в повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине ОДБ.02. Литература
для преподавателей литературы ОБПОУ «КЭМТ»
Разработчик: _________ Г.А. Усова, преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензенты:
Г.Н.Галахова, заместитель директора ОБПОУ «КЭМТ»
С.В.Дюмина, доцент кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ, к.п.н.

Пояснительная записка
Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения
 и становления индивидуального сознания
Л.С. Выготский
Определяя приоритетные задачи образования в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи единодушны в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие и 2) работа в группе.
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.
Учебная дисциплина «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции обучающихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию на поступок героя и его нравственное содержание.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) позволяет занять свою позицию по обсуждаемому вопросу, уметь обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
На данном уроке я использую один из приемов этой технологии – кластер.
Кластер – это графический прием систематизации материала. Он не
является схематизацией какого-либо объекта, но отражает то, как работает наше мышление. Это стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию какой-либо темы. Работа над составлением кластера дисциплинирует обучающихся, превращая их из пассивных слушателей выступления другой группы в активных участников реализации общей темы. На данном уроке тема кластера - «Образ Ивана Флягина». А сутью главного понятия явились черты характера главного героя, которые записывали обучающиеся в процессе анализа эпизодов повести.
Методическая разработка урока «Концепция народного характера в повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник» составлена в соответствии с требованиями, изложенными в Методических рекомендациях по составлению методических разработок педагогическими работниками Областного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ») и может быть использована для работы преподавателями со студентами разных специальностей и профессий.

Технологическая карта учебного занятия
Тема урока: Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Цели урока:
деятельностная: создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления и обучения в сотрудничестве.
содержательная: формирование знания о понятии “праведничество”,
“праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера, своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси.
методическая: использование современных педагогических технологий (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве) для создания условий развивать коммуникативные умения, достигать определенных результатов, осмысливать получаемые знания, формировать собственную аргументированную точку зрения.
 
Задачи урока
учебно-практические:
расширить содержание образа лесковского праведника
Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера;
развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации, создание кластера, дискуссии;
совершенствовать речевые умения — умения пересказывать текст, комментировать, анализировать прочитанное, строить монологические высказывания, используя адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры;
воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства;
закрепить общеучебные умения и навыки через обучение в сотрудничестве;
учебно-познавательные:
создать условия для развития положительной мотивации к учению;
формировать умение сопоставлять факты и делать выводы;
развивать познавательный интерес и эмоции обучающихся.
воспитательные:
способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы;
воспитывать высокую гражданскую позицию, общечеловеческие ценности;
подвести детей к осознанию Родины и своей национальности. 
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Вид урока: урок-диалог
Образовательные технологии:
технологии обучения:
технология развития критического мышления через чтение и письмо;
технология обучения в сотрудничестве;
информационно-коммуникационные технологии;
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в группах).
Методы обучения:
словесные: беседа;
наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;
интерактивные: диалог, групповая дискуссия;
практические: исследовательский, частично-поисковый;
методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Планируемые результаты:
а) предметные:
освоение знаний о понятии “праведничество”, “праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера;
освоение знаний о своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси;
совершенствование умений краткого изложения эпизода, анализа, комментирования текста;
осмысление событий художественного произведения;
осознание эстетической функции родного языка.
б) метапредметные:
регулятивные:
умение планировать деятельность, намечать цель;
умение находить пути решения учебных задач, самооценка;
познавательные:-- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
поиск и отбор необходимой информации,
структурирование знаний, обработка и преобразование информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
коммуникативные:
умение воспринимать речь устную и письменную;
адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль;
умение находить в тексте нужные эпизоды, анализировать фрагменты текста, устанавливать последовательность глав произведения, фиксировать нужное;
умение строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; высказывать свою точку зрения);
умение графически генерировать свои идеи по теме.
в) личностные:
осознание значения литературы как части национальной культуры, ее духовную составляющую;
развитие и совершенствование собственной речи.
Средства обучения:
технические:
-экран, персональный компьютер;
информационно-коммуникационные:
- компьютерная мультимедийная презентация
дидактический материал:
- карточки-задания для групп, хрестоматии по литературе, тексты повести «Очарованный странник».
Источники информации:
Нормативный документ
Федеральный государственный образовательного стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413.). – М.: Министерство образования и науки РФ.-2012.
Образовательные ресурсы:
Основная литература
Обернихина Г.А. Литература. М., 2011.
Зинин С.А., Сахаров В.И.; Литература XIX век. Хрестоматия.
10 кл. - М., 2013.
Лесков Н.С. «Очарованный странник».
Дополнительные источники
Иванов Д. А. Технология КМ: «Вызов» //Директор школы -2013.-№4 с.59-64, №5 с.40-46
Зимнева О.Н. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. Курск, 2012.
Фрагменты художественного фильма «Очарованный странник».
Фрагмент видеоролика. Денис Майданов «Флаг моего государства».
Интернет- ресурсы
1. http://www.philology.ru/2. http://www.ropryal.ru3. http://slovesnik-oka.narod.ru4. http://www.litera.ru/5. ttp :// lit .1 september . ru
Основные термины и понятия: концепция, странник, праведник, очарованный, национальный.
Структура и регламент
Наименования
этапов занятия Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе Виды деятельности студента Виды деятельности преподавателя Средства контроля достижения планируемых результатов Формируемые УУД Регламент
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.
Создание деловой атмосферы, позитивного настроения на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой режим Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих. Представляет гостей. Настраивает студентов на продуктивную деятельность. диалог Личностные: самоопределение
Познавательные: готовность к информационно-познавательной деятельности; готовность к саморазвитию
Регулятивные:
саморегуляция; умение быстро включаться в деловой ритм, активную мыслительную деятельность
Коммуникативные: умение и готовность работать в коллективе 2 минуты
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.
Активизация мыслительных операций и познавательных процессов. Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждения интереса к теме; актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности, планирование личностного смысла урока (самоопределение и смыслообразование), прогнозирование результатов; постановка целей урока Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенному фрагменту фильма «Иван Поддубный», размещенному на слайде электронной презентации. Корректирует и конкретизирует тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания побуждающий
диалог (наводящие вопросы) Личностные: выработка учебной мотивации; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла урока.
Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.
Регулятивные: умение планировать деятельность, намечать цель.
Коммуникативные: умение и готовность обмениваться мыслями и суждениями в диалоге. 5 минут
3. Подготовка к открытию нового знания.
Формулирование учебной задачи
Создание условий по применению ранее приобретенных знаний; выстраивание логики развития учебного занятия. Участвуют в организованной преподавателем беседе, соотносят свое определение терминов со словарной статьей; аргументируют свои высказывания примерами из текста. Формулирует проблему, участвуют в формулировании учебной задачи. Подводящий
диалог Личностные: смыслообразование (выработка учебной мотивации)
Познавательные: постановка учебной задачи.
Регулятивные: умение анализировать информацию
Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль. 10 минут
4. Работа над новой темой (открытие нового знания) Формирование представления о национальном характере, создавая образ Ивана Флягина; развития навыков критического мышления с помощью приема - создание кластера; пробуждение интереса к получению новой информации; развитие речевых умений и навыков. Каждая из трех групп представляет краткий пересказ эпизода и ответы на вопросы-задания. Участвуют в обсуждении вопросов.
Заполняют кластеры на основе полученных знаний в ходе представления групп, составляют вопросы по изученной теме для других групп Направляет деятельность обучающихся, акцентирует их внимание на ключевых вопросах, моделирует и организовывает диалоговую беседу.
Организует работу с текстом. Сохраняет интерес к теме, пробуждая к авторской позиции в отношении героя произведения. беседа Личностные: соотнесение предметного содержания с ценностно-смысловыми установками, морально-этическими нормами.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, структурирование знаний, обработка и преобразование информации; представление информации в разных видах и формах (монологическая речь, чтение по ролям), использование ИКТ в решении коммуникативных задач (фрагменты одноименного фильма).
Регулятивные:  умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, корректировать свои записи при составлении кластера, оценивать результаты совместной деятельности.
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли; понимать собеседника; использовать адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры; умения и навыки обмениваться мыслями. 20 минут
5.Включение нового знания в систему имеющихся знаний Выявления границ применимости нового знания, тестирование. Участвуют в организованной беседе, позволяющей оценить «прирост» знаний, умений и навыков, осознать их личностный смысл. Выполняют тестирование с самопроверкой. Моделирование и организация беседы по выявлению границ применимости нового знания; проведение контроля знаний с помощью тестирования. диалоговая беседа, взаимооценка, самооценка Личностные: действия смыслообразования.
Познавательные:
Понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости.
Регулятивные:  контроль, коррекция, самооценка(осознание качества и уровня освоения)
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. 4 минуты
6.Рефлексия
Подведение итогов учебного занятия Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознание результата состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики деятельности. Оценивают свою работу на занятии, дают цветовую оценку самоощущения. Оценивает работу студентов, стимулирует рефлексивную деятельность. Дает для просмотра видеоролик «Флаг моего государства».
Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки. Беседа, самооценка Личностные: умение оценивать усваиваемое содержание урока, исходя из общечеловеческих и личных ценностей.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. 2 минуты
7.Инструктирование о выполнении домашнего задания Ознакомление с творческим домашним заданием, детализация информации по его выполнению Записывают домашнее задание Инструктирует по выполнению домашнего задания Личностные: осознание личностного смысла творческого домашнего задания
Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого характера
Регулятивные:  саморегуляция
Коммуникативные: умение работать с разными источниками информации, выделять главное формулировать мысль, аргументировано высказывать свое мнение 2 минуты
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Приветствие обучающихся. Представление гостей. Проверка готовности к уроку. Я приглашаю вас к диалогу.
Преподаватель: Сегодня урок хочется начать с просмотра фрагмента художественного фильма. После чего вам нужно будет ответить на вопрос: «Какую ключевую фразу произносит герой фильма»?
Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.
Преподаватель. - Кто такой Иван Поддубный?
- Что вы о нем знаете?
- Какими чертами характера обладал?
- Как вы думаете, почему историю об Иване Поддубном я взяла на наш урок?
- Какое произведение мы изучаем?
- Есть ли сходство у Поддубного и Флягина? Чем они похожи?
- Какую ключевую фразу произносит в этом эпизоде Иван Поддубный?
- Как можно назвать чувство любви, преданности Родине? (патриотизм)
- А как называются люди, вобравшие лучшие черты своей нации? (национальный характер).
- Как можно обозначить цель нашего урока? (Расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера).
Национальный – народный, или народу свойственный.
ПРАВЕДНИК: - человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
- Как будет звучать тема нашего урока? (Взгляд на русский национальный характер через образ Ивана Флягина). Есть слово, которое более точно дает определение нашей теме – Концепция.
Концепция — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений.
Итак, тема нашего урока: Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». (Запишите)
Подготовка к открытию нового знания. Формулирование учебной задачи
Преподаватель:  В творчестве Лескова одно из важных мест занимала тема праведничества. В образах героев-праведников он воплотил концепцию pyccкoгo национального характера. Праведник прежде вceгo человек верующий. Eгo жизнь, поведение, миропонимание, отношения с людьми определены заповедями Иисуса Христа. Он противопоставляет любовь ненависти, прощение - мести, доброту и милосердие - злобе, сострадание - жестокости, веру - безверию, единение с людьми - одиночеству и разобщенности, вечную жизнь - смерти. Чувство любви к людям движет eгo поступками. Через сострадание и помощь ближнему он духовно совершенствуется и старается приблизиться к идеалу, каким для нeгo является Иисус Христос. Лесковский праведник скромен и незаметен, иногда даже смешон и чудаковат, но он творит добро, помогает людям и спасает их. Лесков утверждал, что христианство «научает приходить послужить страждущему», и считал, что христианская вера определяет духовную жизнь рyccкoгo народа, национальное самосознание и русский характер. 
Постановка проблемного вопроса: «Как же мы будем определять черты народного характера Ивана Флягина?»
Обучающиеся: Проанализируем эпизоды произведения, выделим в них основные черты характера главного героя.
Преподаватель: Прежде чем мы приступим к анализу произведения, давайте поработаем с терминами.
СТРАННИК – человек, странствующий пешком на богомолье.
Преподаватель: Почему Лесков называет своего героя странником?
Обучающиеся: У него нет родного дома, в силу обстоятельств ему приходится странствовать.
Преподаватель: Что предопределило такую судьбу Флягину? (обращение к фрагменту фильма).
Обучающиеся: Флягин – сын моленный, Богу обещанный.
Преподаватель: Не оттого ли он не такой, как все?
Обучающиеся: Он очарованный.
ОЧАРОВАННЫЙ:
1. Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих- либо чар.
2. Выражающий  восхищение.
3. Околдованный, завороженный, плененный, покорённый, восхищенный.
Преподаватель: Чем же очарован Иван Северьяныч? (презентация, подтверждение словами текста).
Преподаватель: Скажите, к кому жанру композиционно относится повесть «Очарованный странник»?
Обучающиеся: Рассказ в рассказе, т.к. Флягин выступает, как рассказчик о своих происшествиях с ним.
Преподаватель: Давайте обратимся к сюжету повести и восстановим последовательность эпизодов. (Презентация)
Обучающиеся: 1. Крепостной форейтор.
2. Служба у графа.
3. В няньках.
4. В плену у татар.
5. Возвращение на Родину.
6. История с цыганкой Грушей.
7. Служба в монастыре.
4. Работа над новой темой (открытие нового знания)
Преподаватель: Вашим домашним заданием было прочитать, кратко пересказать предложенный эпизод, ответить на вопросы. Вы работали в одной из трех групп.
1 группа. Эпизод «В няньках»
2 группа. Эпизод «В татарском плену»
3 группа. Эпизод «История с цыганкой Грушей»
Итогом анализа этих эпизодов будут служить составленные вами кластеры: в центре образ Ивана Флягина, его составляющие – черты характера героя, проявившиеся в каждом из эпизодов. Поэтому во время выступления групп вы дополняете свой кластер.
Анализ по заданиям (приложение 1). В ходе анализа эпизодов обращение к фрагментам фильма «Очарованный странник».
Фрагмент «Возвращение на Родину»
- Какая художественная деталь представлена во фрагменте? (Церковь на пригорке).
- О чем это свидетельствует? (О наличии веры и терпения Флягина, его духовном росте вдали от Родины).
Фрагмент «Прощание с Грушей»
- Почему Иван помогает Груши уйти из жизни? (Спасает от греха самоубийства, из-за любви к ней).
Фрагмент «Прозрение Ивана Флягина»
- В чем смысл монолога Флягина? (Звучит мысль о патриотизме, о служении Родине, т.к. Голован видит надвигающуюся войну в России).
Преподаватель: Обратите внимание на слайд. Давайте посмотрим и сверим, какими же чертами характера наделен Иван Флягин – национальный герой. Почему мы его так называем?
Включение нового знания в систему имеющихся знаний
Преподаватель:  А теперь давайте обратимся к тестовым заданиям и проверим ваши знания текста. (Приложение 2)
Обучающиеся выполняют текст с самопроверкой и выставляют себе оценку по тестированию, руководствуясь критериями оценки.
Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия
Преподаватель:  - Чем же сильна Россия?
- В ком выражается ее особенная стать? (В народе, бескорыстно служащему Родине, любящему ее).
- Какую душу имеет Иван Флягин? Смог ли Лесков дать нам образ русского национального характера?
Я думаю, стихотворение Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас не учила…» - это есть видение русского праведника, горячего любящего страну и готового все за нее отдать.
Чтение стихотворения под видеоролик «Флаг моего государства».
- Актуально ли сейчас говорить о праведниках?
- Нужны ли праведники современной России?
Знакомство с книгами Н.С. Лескова о праведниках.
Преподаватель:             В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Есть общие черты, роднящие лесковских праведников между собой. Всем им дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.
            Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.
Всем им дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.
           В душе каждого человека есть возможность прийти к обретению высших нравственных ценностей – это и есть путь к Храму. И даже если человек грешен (а все таковы), то этот путь зависит от личности каждого. Это путь нравственного роста, т.е. смысла жизни.
Выставление оценок.
Преподаватель: У вас на столе в конвертиках листочки. Выберите себе один листок любого цвета и, уходя из класса, прикрепите к нарисованному на доске дереву. Ваши цветовые ощущения мы рассмотрим на следующем уроке.
Инструктирование о выполнении домашнего задания
Преподаватель: Вам нужно написать сочинение-миниатюру «Нужны ли России праведники»? В своей работе обратитесь и к другим произведениям Н.С. Лескова, затрагивающим тему праведничества: «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне».
Приложение 1.
1-Я ГРУППА. Фрагмент «Служба Флягина в няньках»Задание:
Краткий пересказ эпизода.
Анализ эпизода по вопросам: 
- Почему Флягину скучна служба в няньках?- в 3-й раз возникает видение монашка, который зовет идти дальше. Подчиняется ли он знамению или до конца проходит испытание?- Почему Флягин решает отдать дитя матери, хоть и дал слово: «…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»?- Кому он сострадает? Что значит глагол «со – страдать»?- Что изменяется от решения И. Флягина?Сделайте вывод: какие черты русского национального характера увидели в герое?2-Я ГРУППА. Фрагмент «Флягин у татар». Задание:
Краткий пересказ эпизода2) Анализ по вопросам:- Какие черты русского богатыря проявил Флягин в поединке с татарином?- На ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену?- Что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов или тоска по родине?- Помогли ли русские миссионеры Флягину? А как Иван поступил с убитыми татарами миссионерами?- Как после бегства встретили Ивана на Родине?Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этом испытании у героя?3-Я ГРУППА: Фрагмент «История с цыганкой Грушей».
Задание:
1) Кратко пересказать историю Груши и участие в ней Флягина.2) Анализ истории по вопросам и заданиям:- Прочитайте классу выразительно конец гл.11 со слов: «Любовь – наша святыня!» - и начало главы 13 со слов «…песня …томная-претомная…так и берет в полон».- Что нового открылось вам в Флягине?б) Когда Флягин бросает деньги к ногам Груши, он покупает ее или одаривает красоту?в) Какова дальнейшая судьба и Груши, и Флягина?г) Чью историю романа «Герой нашего времени»М. Ю. Лермонтова напоминает история князя?д) Не князь убивает Грушу, а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это?
Сделайте вывод: как проявил себя в любви Иван Северьяныч?
Приложение 2. Тестовые задания
1.      С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?
а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.
2.      Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.
3.  Какую    награду    попросил    главный   герой   за   спасение   графской  семьи?
а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г)  гармонь; д) сапоги.
4.  Почему Флягин бежал в степь?
а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюбленной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.
5.   Как удерживали главного героя в степи?
а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.
6.   Сколько времени провел Флягин в плену?
а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.
7.    Почему Иван Флягин убил Грушу?
а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спасти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.
8.    Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?
а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.